Правовое обеспечение качества товаров(работ, услуг)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:49, контрольная работа
Краткое описание
1 июля 2003 года вступил в действие Федеральный закон РФ «О техническом регулировании». Принятие Закона было вызвано необходимостью перехода от старого технико-экономического уклада хозяйственной системы России к новому системному подходу управления российской экономики и технического регулирования, а также необходимостью выполнить в полном объеме требования соглашений по техническим барьерам в торговле в ВТО и снятия этих барьеров. После вступления в силу названного Закона утратили свою силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации» и все правовые основы этих законов оказались сосредоточенными в новом Законе. Актуальность данной темы заключается в том, что качество - это соответствие требованиям ГОСТа, техническим условиям, ставящей своей задачей защиту прав граждан.
Содержание
Введение………………………………………………………..………………..….3 1. Общие положения в области качества продукции, работ и услуг……….…...5 2. Правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг…………….....…...9 2.1. Правовой режим технических регламентов……………………………..…...9 2.2. Правовые основы стандартизации………………………………………..…12 2.3. Правовые основы подтверждения соответствия…………………………...15 2.4. Правовые основы обеспечения единства измерений……………………....20 2.5. Правовые основы обеспечения предпринимателями санитарных и гигиенических требований…………………………………………………….…23 2.6. Правовые основы обращения с отходами……………………………….….24 Заключение………………………………………………………………………...28 Список использованной литературы…………………...………………………..29
2. Обязательная сертификация,
осуществляемая органом по сертификации
на основании договора с заявителем.
Схемы сертификации устанавливаются
соответствующим техническим регламентом.
Соответствие продукции требованиям технических
регламентов подтверждается сертификатом
соответствия. Срок действия сертификата
устанавливается техническим регламентом.
Требования к сертификату соответствия
определены в ст. 25 Закона о техническом
регулировании. Форма сертификата соответствия
утверждается федеральным органом исполнительной
власти по техническому регулированию.
Этот же орган ведет реестр выданных сертификатов
в порядке, установленном Правительством
РФ.
Обязательная сертификация
осуществляется органом по сертификации,
аккредитованным в порядке, который определен
Постановлением Правительства РФ. Исследования
(испытания) и измерения продукции при
осуществлении обязательной сертификации
проводятся аккредитованными испытательными
лабораториями. Результаты исследований
(испытаний) и измерений испытательная
лаборатория оформляет протоколом, на
основании которого орган по сертификации
принимает решение о выдаче или об отказе
в выдаче сертификата соответствия. Права
и обязанности органа по сертификации
определены ст. 26, а права и обязанности
заявителя в области обязательного подтверждения
соответствия – ст. 28 Закона о техническом
регулировании.
Продукция, соответствие которой
требованиям технических регламентов
подтверждено в установленном Законом
порядке, маркируется знаком обращения
на рынке. Знак обращения на рынке — обозначение,
служащее для информирования приобретателей
о соответствии выпускаемой в обращение
продукции требованиям технических регламентов.
(Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»)
Изображение знака обращения
на рынке устанавливается Правительством
РФ. Маркировка осуществляется самостоятельно
заявителем любым удобным для него способом.
Законом о техническом регулировании
(ст. 29) определены условия ввоза на территорию
РФ продукции, подлежащей обязательному
подтверждению соответствия. Для помещения
такой продукции под таможенные режимы,
предусматривающие возможность отчуждения
или использования этой продукции в соответствии
с ее назначением на таможенной территории
РФ, в таможенные органы одновременно
с таможенной декларацией заявителем
представляются декларация о соответствии
или сертификат соответствия либо документы
об их признании в соответствии с международным
договором РФ. Указанные документы представлять
не требуется в случае помещения продукции
под таможенный режим отказа в пользу
государства.
Добровольное подтверждение
соответствия осуществляется в форме
добровольной сертификации. Оно проводится
для установления соответствия объектов
технического регулирования национальным
стандартам, стандартам организаций и
условиям договоров, системам добровольной
сертификации. Система добровольной сертификации
может быть создана индивидуальными предпринимателями
и (или) юридическими лицами в порядке,
определенном ст. 21 Закона о техническом
регулировании. Эта система должна быть
зарегистрирована органом исполнительной
власти по техническому регулированию.
Добровольная сертификация осуществляется
на условиях договора между заявителем
и органом по сертификации. На прошедшие
добровольную сертификацию объекты выдаются
сертификаты соответствия.
Сертифицированные объекты
могут маркироваться знаком соответствия
системы добровольной сертификации.
Знак соответствия — обозначение,
служащее для информирования приобретателей
о соответствии объекта сертификации
требованиям системы добровольной сертификации
или национальному стандарту. (Ст. 2 ФЗ
«О техническом регулировании»)
Порядок применения знака соответствия
устанавливается правилами соответствующей
системы добровольной сертификации. Порядок
применения знака соответствия национальному
стандарту определяется национальным
органом по стандартизации.
2.4 Правовые основы обеспечения
единства измерений
Для контроля за соблюдением
требований, предъявляемых к качеству,
важно обеспечить единство измерений
различных параметров продукции, работ
или услуг. Единство измерений – состояние
измерений, при котором их результаты
выражены в узаконенных единицах величин
и погрешности измерений не выходят за
узаконенные границы с заданной вероятностью.
(ст. 1 Закона РФ «Об обеспечении единства
измерений»).
Защитить права и законные интересы
предпринимателей и потребителей, экономики
в целом от отрицательных последствий
недостоверных результатов измерений
призван новый Федеральный закон от 26.06.2008
N 102-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об обеспечении единства
измерений»
Обеспечение единства измерений
в Российской Федерации достигается следующими
способами. Во-первых, к применению допускаются
лишь узаконенные единицы величин Международной
системы единиц, принятой Генеральной
конференцией по мерам и весам. Наименования,
обозначения и правила написания единиц
величин, а также правила их применения
на территории РФ устанавливает Правительство
РФ. Во-вторых, в качестве исходных для
воспроизведения и хранения единиц величин
в целях передачи их размеров всем средствам
измерений данных величин используют
государственные эталоны, признанные
решением уполномоченного на то государственного
органа в качестве исходных на территории
РФ.
Деятельностью, направленной
на обеспечение единства величин, занимается
метрологическая служба. Государственная
метрологическая служба включает, помимо
других структур, государственные научные
метрологические центры, которые несут
ответственность за создание, совершенствование,
хранение и применение государственных
эталонов величин. Метрологические службы
могут создаваться в органах управления
и организациях, если это необходимо для
обеспечения требуемой точности измерений.
Метрологические службы юридических
лиц подлежат аккредитации на право проверки
средств измерений.
В целях проверки соблюдения
установленных метрологических правил
и норм органы государственной метрологической
службы осуществляют государственный
метрологический контроль и надзор, в
соответствии с Положением об организации
и осуществлении государственного контроля
и надзора в области стандартизации, обеспечения
единства измерений и обязательной сертификации,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 06.04.2011 N 246 (ред. от 05.06.2013) «Об осуществлении
федерального государственного метрологического
надзора»
Виды государственного метрологического
контроля:
1) утверждение типа средств
измерений. Средство измерений –
это техническое устройство, предназначенное
для измерений. Средства измерений
подвергаются обязательным испытаниям.
Решение об утверждении типа
средств измерений принимается
Госстандартом России и удостоверяется
сертификатом. Срок действия сертификата
устанавливается при его выдаче. Утвержденный
тип средств измерений вносится в Государственный
реестр средств измерений, который ведет
Госстандарт России;
2) поверка средств измерений,
в том числе эталонов. Поверка
средств измерений – это совокупность
операций, выполняемых органами
государственной метрологической
службы в целях проверки соблюдения установленных
метрологических правил и норм. Допускаются
продажа и выдача напрокат только поверенных
средств измерений. Положительные результаты
поверки удостоверяются поверительным
клеймом или свидетельством;
3) лицензирование деятельности
юридических и физических лиц
по изготовлению, ремонту, продаже
и прокату средств измерений.
Государственный метрологический
надзор осуществляется:
1) за выпуском, состоянием
и применением средств измерений,
за аттестованными методиками
выполнения измерений, эталонами
единиц величин, соблюдением метрологических
правил и норм;
2) за количеством товаров,
отчуждаемых при совершении торговых
операций. В данном случае надзор
проводится в целях определения
массы, объема, расхода или других
величин, характеризующих количество
этих товаров;
3) за количеством фасованных
товаров в упаковках любого
вида при их расфасовке и
продаже. Надзор осуществляется
в случаях, когда содержимое упаковки
не может быть изменено без
ее вскрытия или деформации, а
масса, объем, длина, площадь или
иные величины, указывающие количество
содержащегося в упаковке товара,
обозначены на упаковке.
Государственный метрологический
контроль и надзор проводят должностные
лица Госстандарта России. Их права и обязанности
определены ст. 20 Закона РФ «Об обеспечении
единства измерений».
Средства измерений, не подлежащие
поверке, могут подвергаться калибровке
при выпуске из производства или ремонта,
при ввозе по импорту, при эксплуатации,
прокате и продаже. Калибровка представляет
собой совокупность операций, выполняемых
в целях определения и подтверждения действительных
значений метрологических характеристик
и пригодности средств измерений к применению.
Калибровка проводится метрологическими
службами юридических лиц с использованием
эталонов, соподчиненных государственным
эталонам единиц величин. Результаты калибровки
удостоверяются калибровочным знаком,
наносимым на средства измерений, или
сертификатом о калибровке. Кроме того,
может производиться добровольная сертификация
средств измерений
2.5 Правовые основы обеспечения
предпринимателями санитарных и
гигиенических требований
Федеральный закон от 30.03.1999
N 52-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» (с изм. и доп.,
вступающими в силу с 01.09.2013) предъявляет
большое количество требований к производственной
деятельности в сфере соблюдения санитарных
правил и гигиенических нормативов в целях
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения — состояние здоровья
населения, среды обитания человека, при
котором отсутствует вредное воздействие
факторов среды обитания на человека и
обеспечиваются благоприятные условия
его жизнедеятельности. (Ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения»)
В данном Законе установлены
критерии безопасности и безвредности
факторов среды обитания и меры, направленные
на обеспечение этой безопасности. К таким
мерам в сфере внешнего управления относится:
- проведение гигиенических
и противоэпидемических мероприятий;
- широкая информированность
населения о гигиенической и
эпидемиологической обстановке;
- формирование системы
государственного и ведомственного
санитарно-эпидемиологического надзора,
производственного и общественного
контроля.
Разрабатываются и внедряются
многочисленные санитарные правила, нормы
и гигиенические нормативы, устанавливающие
критерии безопасности и безвредности
для человека факторов среды его обитания
и требования к обеспечению благоприятных
условий его жизнедеятельности. Санитарные
правила обязательны для соблюдения всеми
хозяйствующими субъектами. Кроме того,
установлены специальные санитарные правила,
нормы и гигиенические нормативы, которые
обязаны учитывать предприниматели при
производстве, транспортировке и реализации
продовольственного сырья и пищевых продуктов,
при закупке продукции из-за рубежа, при
хозяйственно-питьевом снабжении населения,
при захоронении, переработке и утилизации
отходов, при выполнении работ с радиоактивными
веществами и др.
Помимо обязанностей предприниматели
имеют и права:
- на получение, согласно
законодательству РФ, в соответствующих
государственных органах информации
о санитарно-эпидемиологической
обстановке, состоянии среды обитания,
санитарных правилах;
- на возмещение в полном
объеме вреда, причиненного их
имуществу вследствие нарушения
гражданами, другими индивидуальными
предпринимателями и юридическими
лицами санитарного законодательства,
а также при осуществлении
санитарно-противоэпидемиологических
мероприятий, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Достижению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения способствует
и реализация норм Федерального закона
от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».
2.6. Правовые основы обращения
с отходами
Правовые основы обращения
с отходами производства и потребления
закреплены Федеральный закон от 24.06.1998
N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об отходах производства
и потребления» (с изм. и доп., вступающими
в силу с 23.09.2012). Целями регулирования
отношений, возникающих при обращении
с отходами, являются предотвращение вредного
воздействия отходов на здоровье человека
и окружающую природную среду, вовлечение
отходов в хозяйственный оборот в качестве
дополнительных источников сырья.