Информация о приватизации государственного
имущества, в т.ч. путем его продажи на
аукционе или конкурсе, должна быть опубликована
продавцами имущества в информационных
бюллетенях и других средствах массовой
информации не менее чем за 45 дней до дня
осуществления продажи. В случае приватизации
муниципального имущества этот срок не
может быть менее 30 дней. Эти минимальные
сроки могут быть увеличены.
Информационное
сообщение о проведении приватизационных
торгов должно включать: наименование
объекта и начальную цену продажи; форму и сроки платежа;
дату и время (час, минуты) начала и окончания
приема заявок с прилагаемыми к ним документами;
адрес места приема заявок и документов
(с указанием в случае необходимости этажа,
комнаты, номера телефона, времени приема);
перечень документов, подаваемых претендентами
для участия в торгах, и требования к их
оформлению; дату и время (час, минуты)
начала и окончания приема комиссией предложений
по цене имущества, продаваемого на торгах;
размер и срок внесения задатка, необходимые
реквизиты счетов продавца, иные условия
договора о задатке, определенные продавцом
в качестве условий договора о присоединении;
дату, время и место проведения торгов
с указанием времени начала работы комиссии
и подведения итогов торгов; номера телефонов
и местонахождение продавца и комиссии;
адрес, по которому претенденты могут
ознакомиться с иными сведениями о продаваемом
имуществе и работе комиссии, и порядок
ознакомления с этими сведениями; срок,
предоставляемый для заключения договора
купли-продажи; порядок определения победителя;
способ уведомления победителя об итогах
аукциона; иные положения, содержащие
требования к претендентам, предусмотренные
законодательством; наименование, основные
характеристики и местонахождение имущества;
площадь и наличие обременений земельного
участка, занимаемого недвижимым имуществом;
начальную цену имущества, установленную
в плане приватизации; сведения об обременении
имущества правами третьих лиц.
Кроме того, при
проведении аукциона в информационном
сообщении должны быть указаны: срок (дата, час, минуты)
окончания приема комиссией предложений
по цене имущества, продаваемого на аукционе
(при закрытой форме подачи предложений);
шаг аукциона (при открытой форме подачи
предложения по цене имущества).
При проведении
конкурса информационное сообщение содержит
срок заключения договора о порядке выполнения
победителем коммерческого конкурса инвестиционных
и (или) социальных условий; порядок определения
победителя; способ уведомления участников
конкурса и его победителя об итогах конкурса;
условия конкурса, их стоимостное выражение,
срок и порядок выполнения, меры по контролю
за выполнением, порядок подтверждения
победителем конкурса выполнения условий
(для инвестиционных условий указываются
требуемый объем инвестиций, сроки, направления
и форма их осуществления).34
При продаже
на торгах акций открытого акционерного
общества, созданного в процессе приватизации,
информационное сообщение о торгах
также должно включать полное наименование,
юридический адрес и местонахождение
открытого акционерного общества; величину уставного
капитала открытого акционерного общества;
общее количество и типы выпущенных акций;
номинальную стоимость одной акции, общее
количество и тип продаваемых на конкурсе
акций; установленные ограничения на перепродажу
акций такого общества; обязательства
такого общества, в том числе перед соответствующими
бюджетами; балансовый отчет такого общества;
основную номенклатуру продукции (работ,
услуг) такого общества; численность работников
такого общества; условия продажи акций
такого общества; ограничения на участие
нерезидентов Российской Федерации, а
также резидентов Российской Федерации,
имеющих в качестве учредителей (участников)
и аффилированных лиц иностранных физических
и юридических лиц. Также в соответствии
с установленным порядком с момента начала
приема заявок продавец обязан предоставить
каждому претенденту возможность ознакомления
с планом приватизации, условиями договора
купли-продажи, договора о задатке, договора
о порядке выполнения победителем коммерческого
конкурса инвестиционных и (или) социальных
условий, а также с иной имеющейся у него
информацией о продаваемом имуществе35.
В соответствии
с представлением федерального антимонопольного
органа и его территориальных
органов в информационное сообщение
включаются сведения о доле продукции (работ,
услуг) открытого акционерного общества,
занимающего доминирующее положение на
соответствующем товарном рынке. Форму
предоставления дополнительных сведений
об открытом акционерном обществе и их
перечень устанавливает федеральный орган
по управлению государственным имуществом.
Рассматривая обязанность организатора
торгов опубликовать информационное сообщение
о проведении торгов, необходимо установить
правовую природу такого действия. Какие
правовые последствия связаны с опубликованием
информационного сообщения, является
ли извещение офертой или только приглашением
к ней?
В ст. 435 ГК предусмотрены
требования, предъявляемые к оферте
- адресность и содержание. Можно
согласиться с М.И. Брагинским, что
первое условие - адресность предложения соблюдается при издании
информационного сообщения о проведении
торгов. М.И. Брагинский указывает, что
в случае открытых торгов (а приватизационное
законодательство предусматривает только
данный вид торгов) «адресность выражается
в том, что извещением подтверждается
воля организатора заключить договор
с любым и каждым, что характерно для публичной
оферты».36 Что касается содержания
информационного сообщения, то необходимо
отметить, что цель торгов при приватизации
государственного или муниципального
имущества - в выявлении их победителя,
т.е. лица, предлагающего наилучшие для
продавца (заказчика торгов) условия договора.
Аукцион предназначен для выявления покупателя,
способного предложить наивысшую цену
за объект приватизации. Конкурс направлен
на выявление покупателя, предложившего
наиболее высокую цену за объект приватизации,
при условии выполнения таким покупателем
инвестиционных и (или) социальных условий.
Следует признать, что информационное
сообщение содержит одно из существенных
условий договора - его предмет. То же самое
можно сказать и о другом существенном
условии договора при проведении конкурса
- об инвестиционных и (или) социальных
условиях, обязательных для покупателя.
Что касается другого существенного условия
договора - цены, то в соответствии с целью
и сущностью торгов она должна содержаться
в предложениях, исходящих уже от участников
торгов. Поэтому информационное сообщение
о проведении торгов, публикуемое продавцом,
не может считаться офертой по отношению
к договору, который предполагается заключить
путем проведения торгов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие Федерального
закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации
государственного и муниципального
имущества» обусловило появление новых
способов приватизации, направленных
на все большую либерализацию приватизационного процесса,
в том числе на отстранение государства
и его органов от прямого участия в приватизационных
процедурах, оставив за ними преимущественно
регулирующую функцию. Об этом, в частности,
свидетельствует закрепление в названном
Федеральном законе таких способов приватизации
как продажа за пределами территории Российской
Федерации находящихся в государственной
собственности акций открытых акционерных
обществ (статья 21 Закона) и продажа акций
открытых акционерных обществ через организатора
торговли на рынке ценных бумаг (статья
22 Закона). Однако специфика применения
данных способов приватизации предопределена
тем фактом, что они направлены на отчуждение
только одного вида объектов государственной
собственности (акций открытых акционерных
обществ). Кроме того, до настоящего времени
остается неурегулированной процедура
реализации новых способов приватизации,
что связано как с отсутствием необходимой
практики, способствующей разработке
полноценной системы регулирования данных
форм отчуждения государственной собственности,
так и со сложностью самого предмета регулирования,
требующего согласованности положений
целого ряда нормативных правовых актов,
регламентирующих самые разные сферы
отношений.
Данные обстоятельства
в немалой степени предрешают судьбу приватизационных торгов,
проводимых в форме аукциона, специализированного
аукциона и конкурса, которые остаются
основными способами приватизации, поскольку
именно торги в сегодняшних реалиях в
наибольшей степени способствуют соблюдению
баланса государственных и частных интересов37.
Проведенное исследование
позволило сформулировать и обосновать
следующие положения и выводы,
выносимые на защиту:
1. Нормы законодательства
о приватизации, регулирующие отношения
по продаже государственного
и муниципального имущества, являясь неотъемлемой
частью гражданского законодательства
(за исключением административно-правовых
норм), в силу специфики своего регулирования
образуют самостоятельную подотрасль
гражданского законодательства.
В целом законодательство о приватизации является комплексным,
содержит как гражданско-правовые, так
и административно-правовые нормы, которые
регулируют частные и публичные отношения,
вытекающие из процесса приватизации
государственного и муниципального имущества.
В тоже время наличие публичного элемента
обуславливает особенность и норм, регулирующих
гражданско-правовые отношения продавца
и покупателя при продаже государственного
имущества. Особенность подотрасли - приватизационного
законодательства заключается в установлении
императивных норм для продавца и покупателя
в отношении порядка передачи имущества
и невозможности какого-либо изменения
данных положений по соглашению сторон.
Однако наличие публичного элемента не
исключает того, что приватизационное
законодательство является составной
частью гражданского законодательства,
поскольку правоотношения в приватизационном
процессе базируются, преимущественно,
на принципах, присущих гражданскому праву
(равенство сторон, недопустимость вмешательства
в частные дела, состязательность, имущественный
характер ответственности и др.).
2. Особенные правила
определение победителя конкурса
по продаже государственного
и муниципального имущества —
предложения максимальной цены
за объект приватизации, предопределяют
практически полную идентичность процедуры проведения таких форм приватизационных
торгов как аукцион и конкурс.
Предусмотренные при
продаже на конкурсе приватизируемого
имущества условия заранее определены,
не являются предметом «торга», не влияют
на процедуру проведения торгов и
определения победителя и фактически являются
обременением для покупателя имущества.
Необходимо отметить,
что ранее действовавшие нормативные
акты о приватизации предусматривали
такой способ приватизации как продажа
государственного и муниципального
имущества на инвестиционном конкурсе, процедура проведения
которого в части определения победителя
соответствовали положениям Гражданского
кодекса о торгах. Критериями выявления
конкурсной комиссией победителя таких
торгов признавались предложенные участниками
объем и (или) сроки инвестиций в объект
приватизации38.
В виду этого представляется
нецелесообразным применения в настоящее
время в приватизационном законодательстве
понятия конкурса как формы проведения
приватизационных торгов, что будет
корректным с учетом общих положений Гражданского кодекса Российской
Федерации о конкурсе.
Приватизационные торги
можно определить как способ отчуждения
государственного или муниципального
имущества в частную собственность
физических или (и) юридических лиц,
посредством выбора из круга участвующих лиц участника, предложившего
максимальную цену39.
3. Информационное сообщение
о проведении приватизационных
торгов, публикуемое продавцом, не
может считаться офертой по
отношению к договору, который
предполагается заключить путем
проведения торгов, являясь лишь предложением делать
оферты.
Это связано с тем,
что информационное сообщение содержит
не все существенные условия будущего
договора. Так, в информационном сообщении
отсутствует указание на цену, поскольку
в соответствии с целью и сущностью торгов последняя должна содержаться
в предложениях, исходящих именно от участников
торгов. Представляется, что информационное
сообщение по своей правовой природе является
приглашением делать оферты.
Офертой по отношению
к договору, заключаемому посредством торгов, являются предложения участников
торгов. Данные предложения несут в себе
одно из существенных условий договора
- цену, в то время как иные существенные
условия договора купли-продажи (предмет,
условия конкурса), изложенные в информационном
сообщении, считаются согласованными.
4. Обеспечительная функция
задатка, вносимого претендентами
на участие в приватизационных
торгах имеет свою особенность
по сравнению с общими положениями
гражданского законодательства
о торгах. В отличие от предусмотренного
нормами ст. 448 Гражданского кодекса Российской
Федерации задаток при приватизационных
торгах не призван обеспечить подписание
организатором торгов и победителем протокола
о результатах торгов. Он обеспечивает
последующее непосредственное заключение
договора купли-продажи имущества, т.е.
служит обеспечением проведения всех
действий, касающихся торгов и направленных
на заключение и исполнение условий договора,
а также выполняет функции обеспечения
исполнения заключаемого договора купли-продажи.40
Таким образом, задаток при приватизационных торгах
выполняет: обеспечительную и доказательственную
функцию (служит доказательством готовности
претендента на участие в торгах и готовности
заключения договора по результатам торгов),
а также штрафную (при уклонении (отказе)
победителя торгов от заключения в установленный
срок договора купли-продажи имущества
задаток ему не возвращается) и платежную
функции при оплате имущества по договору
купли-продажи (поскольку засчитывается
в оплату имущества по договору купли-продажи).
5. Специальные правила
признания сделок приватизации
недействительными, установленные
в отношении сделок, заключенных
по итогам специализированного
аукциона, согласно которым признание
отдельных договоров купли-продажи
акций, заключенных по итогам
такого аукциона, недействительными или их расторжение
в установленном порядке не влечет признание
недействительными итогов специализированного
аукциона в целом, требуют уточнения в
связи с явным противоречием нормам ПС.
В целом, сделки приватизации,
осуществленные посредством проведения торгов, могут
быть признаны недействительными по общим
основаниям, предусмотренным гражданским
законодательством для признания недействительными
проведения торгов41.
6. Нормы приватизационного
законодательства о передачи
победителю конкурса прав собственности на имущество
лишь после исполнения конкурсных условий,
что может составлять срок до одного года,
определяют специальный режим владения
и пользования в данный период таким имуществом
победителем конкурса.
До этого момента
он, не являясь собственником приватизируемого
имущества, не вправе отчуждать объект
приватизации или распоряжаться им иным
способом, однако законодательство наделяет
его определенными полномочиями в отношении
приобретенного имущества.