Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 02:36, реферат
В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Предприниматели как наиболее мобильный социальный слой быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся экономическим условиям в современной России, к желаниям потребителя.
•Введение
•1. Предпринимательство как особая форма экономической активности
•1.1 Исторические аспекты развития малого предпринимательства в
•России
•1.2 Государственная поддержка предпринимательства
•2. Современное состояние предпринимательства в РФ
•3. Потребитель как субъект предпринимательской деятельности
•3.1 Суверенитет потребителя
•3.2 Особенности потребительского поведения на современном рынке
•3.3 Роль потребителя в предпринимательской деятельности
•Заключение
•Список литературы
Московский Технический Университет Связи и Информатики
Реферат по дисциплине
«Организация
предпринимательской
На тему:
«Предпринимательство как особая форма экономической активности»
Подготовил:
Каюмов А. С.
Ст.гр. ЭУ0901
Проверила:
Терехова Ю.С.
Москва 2012
Содержание
Введение
предпринимательство гендерный потребитель
В числе основных факторов производства современная экономическая наука выделяет наряду с землей, трудом, капиталом, также и предпринимательство. Наличие свободного предпринимательства служит одним из определяющих признаков рыночной экономики.
Особенно актуальна сегодня проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Предприниматели как наиболее мобильный социальный слой быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся экономическим условиям в современной России, к желаниям потребителя. В соответствии со своими стремлениями к материальному благополучию, к реализации собственных идей и возможностей. То есть предприниматель вынужден делить свое время между различными целями и таким образом предпринимательские ориентации неизбежно принимают форму выбора, который зависит в первую очередь от сложившейся ситуации, а также от особенностей личности.
Непременным условием успеха в развитии малого предпринимательства является положение о том, что малое предпринимательство нуждается во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, я первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, создания информативно-консультационных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения.
Цель данной работы заключается в том, чтобы дать характеристику различным формам предпринимательства, выявить тенденции, которые характерны для Российского предпринимательства, а также выделить те факторы, которые играют наиболее значимую роль для предпринимателей в процессе выбора сферы экономической деятельности.
1. Предпринимательство как особая форма экономической активности
Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений (в том числе и осуществление организационной инновации), осуществляемая на свой страх и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли. Понятие предпринимательства в современном обществе трактуется не через понятие долга, как это было в культуре «модернити» некоторых Западных стран (соответствующей становлению и расцвету индустриального капитализма), а рассматривается как личностное проявление, как способ самовыражения.
Инновации - сложный процесс взаимодействия науки, технологии и рынка, в результате которого научное открытие или изобретение доводится до коммерческого успеха, реализуется в виде нового продукта, производственной технологии, формы организации бизнеса.
Предпринимательская среда - условия и факторы, определяющие характер и направленность развития предпринимательства. Это определенная общественная ситуация, под которой понимается, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.- М.: Инфра -М, 2005. - 608 с..
Экономическая деятельность - форма социальной деятельности, которая внутренне мотивированна, а его субъект соотносит свое поведение с действиями других людей, ориентируется на эти действия, ожидая определенной ответной реакции (последнее выражается не только в наблюдаемом поведении, но и в мысленной деятельности или даже в отказе от всякого действия). Мотивы экономической активности выходят за пределы экономических целей, и это продукт функционирования социальных общностей (социальных групп, национальных общностей, организационных структур), а не предпочтений изолированного индивида.
Экономическая активность - представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств. Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей -- результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: Пресс-сервис, 2003. - 688 с..
1.1 Исторические аспекты развития малого предпринимательства в России
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
Развитие
коммерции и
Реформа 1861 г. дала толчок и создала условия для формирования и развития частного предпринимательства на основе рынка рабочей силы экономической свободы субъективного рынка. Создавались АО, предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России явилась ориентация не столько на экономические, сколько на административные методы. Это предполагало государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование. Отсюда жесткая подчиненность предпринимательской деятельности не только в погоне за прибылью, но и более общими задачами развития экономики. Государство сохраняло административный надзор и всевозможную регламентацию предпринимательской деятельности. При этом оно опиралось на мощную финансовую систему во главе с Госбанком и мощный государственный сектор.
Российское предпринимательство развивалось в пореформенный период главным образом через вытеснение крепостного вотчинно - дворянского хозяйства, кустарных и мануфактурных предприятий частной фирмой - фабрикой. Основными организационными формами предпринимательства, согласно российскому законодательству, были:
единоличные (частно-индивидуальные) фирмы;
торговые дома;
акционерно-паевые общества (частно - групповые или частно - коллективные).
Паевые
фирмы доминировали
в отраслях, дававших
вместе 2/3 всей промышленной
продукции (включая
также базовые
отрасли дореволюционной
России, как хлопчатобумажное
производство, металлургия
и металлообработка,
добыча и переработка
нефти), а их общее
число достигло 1300.
А в отраслях же,
дававших оставшуюся 1/3
промышленной продукции,
господствовал, за некоторым
исключением единоличный
бизнес. Единоличноепредпринима
Наиболее доходным в России начале ХХ в. был Акционерный капитал, помещенный в сфере торговли, в сфере кредита и в хлопчатобумажном производстве. Наиболее убыточными (высокое процентное отношение убыточных предприятий к общему их числу и высокий средний процент убыточности у таких предприятий) были золото - платиновые, металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия.
Экспорт капитала не практиковался российскими предпринимателями. Напротив, иностранный капитал активно инвестировался и играл значительную роль в экономическом развитии России. Все зарубежные предприниматели вкладывали свой капитал большей частью в обрабатывающую промышленность России, ориентируясь, прежде всего, на внутренний рынок Российской империи, а лишь затем на внешние рынки. Они реинвестировали значительную часть полученных в нашей стране прибылей. Поэтому существующее мнение об искусственном происхождении, искусственном характере частного предпринимательства, рыночных отношений в России; о решающей (определяющей) роли иностранного капитала в экономическом развитии страны в дооктябрьский период; о вложении зарубежных капиталов не столько в обрабатывающую, сколько в добывающую промышленность России и обслуживании ими, прежде всего, внешних рынков не имеют под собой никаких оснований и относятся по большей части к насаждавшейся в прошлом (и частично в настоящем) пропаганде. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. - М.: Магистр, 2002. - 360 с.
Послеоктябрьский период характеризуется навязыванием (в меньшей или большей степени) рыночной экономике, антирыночных тенденций через директивное распределение ресурсов и готовой продукции. Однако даже на тех этапах, когда антирыночный по сути экономический курс проводился наиболее активно (включая эпоху «военного коммунизма»), руководству страны полностью не удалось «отменить» рынок со всеми его атрибутами. На протяжении рассматриваемого периода действовали, пусть в усеченном или теневом виде, такие атрибуты хозяйства, как банковская система, денежная система, функционировал ряд совместных предприятий. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. - М.: Ассоциация Гуманитарное знание, 2002. - 432 с.
Антирыночная практика разрушала и деформировала порой неузнаваемо, рыночные отношения, обусловливая их стихийно-уродливые и теневые проявления. Искусственное создание абсолютной, практически стопроцентной государственной монополии на средства производства и рабочую силу вкупе с «директивизацией» хозяйственной жизни и объявлением предпринимательства вне закона крайне сузили возможности предпринимательской деятельности даже в теневой экономике, не говоря уже об официальной. Разрушающее воздействие антирыночной практики было более сильным в сфере непосредственного производства, а также в сфере распределения, менее сильным - в сфере обмена и потребления. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики, 2006. -N7. - с. 38-41.
В период НЭПа наметился определенный отход от антирыночной политики «военного коммунизма», пересматривались устоявшиеся теоретические представления об администрировании экономики. Государственные предприятия стали сниматься с бюджетного обеспечения, свертывались дотации, закрывалось неэффективное производство, развернулось трестирование государственной промышленности - концентрация производства на лучших предприятиях. Произошло некоторое оживление частного бизнеса, в том числе единоличного, что расширило возможности активизации предпринимательской деятельности. Таким образом, в период НЭПа были, предприняты шаги, которые способствовали определенному оживлению частнопредпринимательской деятельности, однако следует признать, что были сняты далеко не все ограничения на подобную деятельность, более того, подобная цель и не ставилась. Но и принятые решения, благоприятствовавшие некоторому развитию предпринимательства, проводились в жизнь непоследовательно или вовсе не были реализованы. Возвращение к товарно-денежным инструментам и оживление частнопредпринимательской деятельности рассматривалось тогда, в том числе и инициаторами такой политики, как неприятное, вынужденное и временное отступление от принципиально верного стратегического курса на преодоление частной собственности, частного предпринимательства, рыночной организации хозяйства.
Информация о работе Предпринимательство как особая форма экономической активности