Предпринимательство как особая форма экономической активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 02:36, реферат

Краткое описание

В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Предприниматели как наиболее мобильный социальный слой быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся экономическим условиям в современной России, к желаниям потребителя.

Содержание

•Введение
•1. Предпринимательство как особая форма экономической активности
•1.1 Исторические аспекты развития малого предпринимательства в
•России
•1.2 Государственная поддержка предпринимательства
•2. Современное состояние предпринимательства в РФ
•3. Потребитель как субъект предпринимательской деятельности
•3.1 Суверенитет потребителя
•3.2 Особенности потребительского поведения на современном рынке
•3.3 Роль потребителя в предпринимательской деятельности
•Заключение
•Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Московский Технический Университет Связи и Информатики.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)

В развитие современного общества экономическая  реформа 1965 г. была первой попыткой «открытия  заслона» коммерции  и предпринимательской  деятельности. Она  предусматривала  ряд мер в определенной мере подрывавших  заслоны предпринимательской  деятельности, установленные  еще в период первых пятилеток. Среди  таких мер - переход  от распределения  ресурсов к оптовой  торговле ими, расширение практики договорных связей между предприятиями, образование на них  фондов экономического стимулирования, введение для предприятий  платы за фонды, включая  неиспользуемое или  не установленное  оборудование, сокращение директив, идущие на предприятия с  центра. Эти и другие меры, направленные на некоторую либерализацию  условий хозяйствования, безусловно, способствовали определенной активизации  предпринимательства  в официальной  экономике. Однако ее ограниченность и  отсутствие предпосылок  развития экономики  на рыночных принципах  хозяйствования привели  к началу 70-х гг., фактически к ее свертыванию. Но в экономической  жизни был дан  толчок коммерции  и предпринимательской  деятельности, остановить который было трудно и, что нашло продолжение  в образе теневой  экономики. Такое  состояние экономической  жизни страны продолжалось до начала 90-х годов. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики, 2006. -N7. - с. 38-41.

В России частная собственность  и частнопредпринимательская  деятельность были восстановлены  в правах, прежде всего, в результате принятия 25 декабря 1990 г. Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и 24 октября 1990 г. Закона РСФСР «О собственности в РСФСР». В них были предусмотрены развитие АО, ООО, малых предприятий, о демонополизации экономики и т.п.

До  официального санкционирования частнопредпринимательской  деятельности в 1990-91 гг. всплеск ее в  официальной экономике  был связан с развитием  совместного предпринимательства, внешнеэкономической  деятельностью современных  предприятий, а так  же с развитием  крестьянских (фермерских) хозяйств. Осознание  необходимости перехода к рынку и изменение  основ законодательства РФ, открывают и  расширяют возможности  коммерции и предпринимательства  в России. Во многом они связаны с  развитием малых  и средних форм предпринимательства  в России различных  организационно-правовых форм:

кооперативы;

частные, совместные предприятия;

фермерские  хозяйства;

малые предприятия, учрежденные  государственными предприятиями  и организациями.

Важную  роль в развитии предпринимательства  играют инновационные  процессы, тогда оно  сможет проявляться  во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать  рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование  различных субъектов, каждому из которых  отведены свои сферы  приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.Барсукова С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на рынок // ЭКО, 2001, N12. - С 79-88.

1.2 Государственная  поддержка предпринимательства

Глубокие  изменения, происходящие в российском обществе с начала 90-х годов, затрагивают в  первую очередь экономику  и хозяйственную  культуру, где происходят принципиальные изменения, характер которых  свидетельствует  об определенной преемственности  с социалистической и с дореволюционной  хозяйственной культурой. Современная хозяйственная  культура характеризуется  резкой активизацией индивидуальных практических и предпринимательских  ориентаций. Именно с освобождением  частной инициативы связываются надежды  на обновление экономики  и всей общественной жизни в целом. Важно заметить, что  специфические условия  переходного периода, необходимость учета  сложившейся традиции, а также опыт модернизации многих стран Востока  и Запада требует  переоценки представлений  о рыночной экономике  как непременно максимально  свободной от государственного регулирования. Так  на примере развития экономики США  мы видим, что традиционные ценности индивидуализма, свободного предпринимательства, полностью не зависимого от контроля со стороны  государства, свободной  конкуренции, ориентации на прибыль оказались  неадекватными высокотехнологичному и информационному  развитию. Свободное  индивидуальное предпринимательство, даже очень крупное, оказалось не в  состоянии обеспечивать необходимый уровень  научных разработок в сферах информационных технологий, а ориентация на максимальную прибыль  без учета государственных  и общественных интересов  привела к ущемлению  позиций американских предпринимателей не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Тогда как японские предприниматели, действуя при мощной финансовой и протекционистской  поддержке государства, ориентированы в  первую очередь на интересы нации. Именно отказом японских предпринимателей от теории и практики свободного предпринимательства и от свободной торговли объясняется экономические достижения Японии.Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.

Но отказ  от системы свободного предпринимательства  ставит проблему смены  самой модели экономической  деятельности и базовой  системы ценностей. Однако смена ценностных ориентиров происходит медленно и трудно, культурные ценности и стереотипы оказываются  устойчивыми. Государство, в базовых принципах  которого изначально не заложена забота о частном бизнесе, неохотно идет на введение протекционистских  мер и оказание финансовой поддержки.

Что же касается собственно России, то на данном этапе важнейшей  проблемой российской хозяйственной культуры продолжает оставаться соотношение индивида, коллектива и государства  в экономике. Представители либерального крыла реформаторов отстаивают необходимость ухода государства из экономической жизни, в то время как «государственники» - представители широкого спектра политических взглядов от умеренно-либерального до коммунистического - выступают за ту или иную степень государственного регулирования экономики. Реально проводимые сверху реформы не могут не направляться государством, не могут не опираться на сознательную экономическую политику. Кроме того, исторически сложилось так, что спор между государством и личностью за хозяйственное лидерство в эпоху социализма всегда решался в пользу государства. В силу сверхцентрализации экономики, господства плана, что подавляло, собственно, инициативу работника. Хозяйственные функции отчуждались от него и превращались в прерогативу государства и администрации. Предпринимательство как социальная группа, признанная обществом выделилась сравнительно недавно и поэтому проходит пока только начальные этапы своего становления. Но следует сказать, что в нашем обществе уже наметились определенные тенденции, и идет разработка мер поддержки предпринимательства. Таким образом, предприниматели современной России ориентированы именно на финансовую и социальную помощь государства, ведь только оно может создать механизм гарантий, необходимый малому предпринимательству. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики, 2006. -N7. - с. 38-41.

Практика  государственного содействия немонополистическому сектору экономики  развитых стран показывает, что правительственный  выбор основных направлений  этого содействия происходит на основе исследований данного  круга проблем. Поэтому  важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления  развития малого бизнеса. В России к таким  направлениям отнесены:

Производство  и переработка  сельскохозяйственной продукции;

Производство  продовольственных, промышленных товаров, товаров народного  потребления;

Лекарственных препаратов и медицинской  техники;

Оказание  производственных, коммунальных и бытовых услуг;

Строительство объектов жилищного, производственного  и социального  назначения.

В 1996 году в России проводилась  массовая Программа  по поддержке и  становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий  объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Планировалось:

развитие  инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства,

создание  новых рабочих  мест;

формирование  целостной инфраструктуры поддержки малых  предприятий.

Значительную  часть всех расходов предполагалось направить  на:

создание  механизмов гарантий малым предприятиям,

формирование  и развитие инфраструктуры малого предпринимательства,

поддержку наиболее эффективных  видов производственной деятельности и т. д.

В условиях инфляции, налоговой  нестабильности, отсутствия рынка сырья и  материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками  товаров для торговли стали импортные  закупки, челночные  рейсы в развивающиеся  страны, а также  товары из государственной  торговли, включая  продукты питания. Уходя  от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России // Социально-политический журнал, 2006, - N2.

2. Современное состояние  предпринимательства  в РФ

Под термином «экономические ориентации предпринимателей»  в современной  России, мы будем  понимать - умение предпринимателей (их способность и  возможность) направлять свою деятельность (ее развитие) в условиях сложившейся экономической  ситуации.

Ротация - обновление состава  и функций организации, предприятия, административных органов для исключения возможности бюрократии.

Экономическое действие как форма  социального действия. Экономическое действие представляет собой  осуществление контроля над ограниченными  ресурсами ненасильственными  методами в целях  удовлетворения своих  потребностей.

Социальное  действие - это форма  деятельности, которая  содержит в себе внутреннее субъективное смысловое  единство и соотносится  с действиями других людей и ориентируется  на эти действия. То есть оно внутренне  мотивированно, а  его субъект ожидает  от других людей определенной ответной реакции (последнее  выражается не только в наблюдаемом  поведении, но и в  мысленной деятельности или даже в отказе от всякого действия). Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.- М.: Инфра -М, 2005. - 608 с.

В настоящее  время сектор малого предпринимательства  представляет собой  в экономике страны достаточно мощную экономическую и политическую силу.

На 01.01.2007г. в Российской Федерации  функционировало  более 842 тысяч малых  предприятий с  численностью постоянно  занятых свыше 6 миллионов  человек.

В течение 2006 года количество малых  предприятий увеличилось  на 5 %. Большая часть  малых предприятий  приходится на сферу  торговли и общественного  питания (43 %), строительства  и промышленности (по 16 % от общего количества малых предприятий). Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. - М.: Ассоциация Гуманитарное знание, 2002. - 432 с.

Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников, на одном  предприятии в  среднем работали 7 человек постоянно  занятых.

В 2006 году на долю малых предприятий  приходилось 10 % от численности  постоянно работающих на предприятиях Российской Федерации.

В 2006 году малыми предприятиями  оказано услуг  и произведено  продукции только по основному виду деятельности на сумму 300 трлн. руб. На их долю приходится пятая  часть подрядных  строительных работ. Товарооборот малых  предприятий составил почти 500 трлн. руб. Малые  предприятия дают 7 % всей прибыли в  промышленности.

В 2006 году инвестиции малых  предприятий в  основной капитал  составили более 25 трлн. руб. (причем 67 % пришлось на частные  инвестиции), 7 % всех инвестиций в развитие экономики и социальной сферы России.

Развитие  малого предпринимательства  за последние годы показывает, что этот сектор переходит  от стартового этапа  к этапу развития.

По оценке Госкомстата России, в первом полугодии 2007 года именно за счет увеличения промышленного  производства малыми и совместными  предприятиями в  промышленности произошел  рост производства на 0,8 %.

Анализируя  показатели деятельности малых предприятий, можно с полной уверенностью утверждать, что сегодня - это, самый динамично  развивающийся сектор экономики. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: Пресс-сервис, 2003. - 688 с.

Преобладающей формой собственности  малых предприятий  является частная, ее доля в общем количестве малых предприятий  и составляет 89 %. Наибольшее число  малых предприятий  частной формы  собственности наблюдалось  в торговле и общественном питании - 93 %, наименьшее в отрасли финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение - 52 %. Малые предприятия  формируют устойчивую базу налоговых поступлений.

В 2006 году бюджеты всех уровней  получили от малых  предприятий 36,8 трлн. руб., в том числе  федеральный бюджет - 15,4 трлн. руб.

Однако, для страны таки масштабов, как Россия, малый  бизнес не может стать  основой экономики: в наших условиях он может стать  лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную  работу крупных промышленных предприятий. Поэтому  для начала следует  определить те отрасли  и сферы экономики, в которых предприятия  малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Считается, что рост предпринимательства  связан с динамическим развитием и расцветом, а между тем  всплеск предпринимательства  куда чаще оказывается  проявлением кризиса. В период устойчивого  роста, освоения обильных ресурсов, потребность  в предпринимательских  наклонностях ограничена, инновации (новые  комбинации факторов производства) перестают  быть острой проблемой. В период же экономического спада и кризиса  организации оказываются  перед необходимостью технологического и  структурного обновления, вынуждены заниматься поиском новых  хозяйственных возможностей. Одновременно удешевляется часть ресурсов, которые  становятся доступными для вновь созданных  предприятий малого и среднего бизнеса. Барсукова С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на рынок // ЭКО, 2001, N12. - С 79-88.

Гендерная специфика Российского предпринимательства

Информация о работе Предпринимательство как особая форма экономической активности