Предпринимательство как особая форма экономической активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 02:36, реферат

Краткое описание

В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Предприниматели как наиболее мобильный социальный слой быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся экономическим условиям в современной России, к желаниям потребителя.

Содержание

•Введение
•1. Предпринимательство как особая форма экономической активности
•1.1 Исторические аспекты развития малого предпринимательства в
•России
•1.2 Государственная поддержка предпринимательства
•2. Современное состояние предпринимательства в РФ
•3. Потребитель как субъект предпринимательской деятельности
•3.1 Суверенитет потребителя
•3.2 Особенности потребительского поведения на современном рынке
•3.3 Роль потребителя в предпринимательской деятельности
•Заключение
•Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Московский Технический Университет Связи и Информатики.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)

Гендер - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. В социальном смысле гендер должен применяться тогда, когда вопрос касается социально созданного деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто - к женщинам.

Гендерная специфика российского бизнеса - особенности полового разделения предпринимателей по отраслям экономики.

В странах  с развитой традицией  женского предпринимательства  имеются «традиционные  женские отрасли». Это:

Общественное  питание;

Бытовое обслуживание;

Розничная торговля;

Гостиничное хозяйство.

В России отраслевая специфика  «женского бизнеса» также оказалась  ярко выраженной. По данным опроса проведенным  Центром политических технологий оказалось, что наименее «освоены»  женщинами - строительство  и транспорт. «Второй  эшелон» женского предпринимательства - промышленность, сельское хозяйство, бытовая  торговля, деятельность по обеспечению функционирования рынка, финансовая сфера, где доля женщин-предпринимателей составляет от 13% (в  промышленности) до 20% (финансы). Наиболее активно  женщины осваивают  розничную торговлю, сферу обслуживания (в  том числе и  общественное питание), науку, культуру, здравоохранение, здесь доля женщин-предпринимателей составляет от 39% (в  розничной торговле) до 56% (в науке). Барсукова С.Ю. Женщина-предприниматель: гендерная специфика российского бизнеса // ЭКО, 2002, N1. с. 142-150.

Причины того, что женский  бизнес более всего  распространен в  сфере обслуживания и торговли заключаются  в следующем:

Выбор данных сфер связан с предыдущим опытом, навыками и знаниями;

Женщины реже имеют техническое  образование, что  препятствует созданию ими предприятий  в области строительства, транспорта и промышленного  производства;

Женщинам  труднее найти  заемный капитал, а именно «нетрадиционные» для женщин отрасли  требуют больший  объем первоначального  капитала.

Женщины отдают предпочтение «домашним» отношениям с коллегами. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: Пресс-сервис, 2003. - 688 с.

3. Потребитель как  субъект предпринимательской  деятельности

Поведение потребителя - это  деятельность, направленная непосредственно  на получение, потребление  и распоряжение продуктами и услугами, включая  процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и  следуют за ними.

Потребность - это объективное  условие, предпосылка  существования субъекта (индивида, группы, организации  и т.д.). Неудовлетворенная  потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и  угрожает его существованию.

Объективный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности. Интерес  выступает и как  путь в полном смысле этого слова, и  как совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих удовлетворить  потребность.

Объективный социальный интерес - это объективно оптимальный  путь к удовлетворению потребности в  социальном пространстве.

Осознанный  интерес - это представление  субъекта о том, как  лучше всего удовлетворить  свою потребность. Этот интерес может  совпадать с объективным, может от него более или менее существенно отличаться, а может вообще вести в противоположном направлении.

Осознанный  интерес проявляется  в двух психологических  состояниях.

Внимание - это психологическая  направленность субъекта без перестройки  системы его ценностных ориентаций. Стремление - это психологическая  направленность субъекта, вызывающая перестройку  системы его ценностных ориентаций, в результате чего данная вещь, явление  становится базовой  ценностью.

Реализуемый интерес - это тот  путь к удовлетворению потребности, которым  пошел субъект. Он может, как совпадать  с осознанным интересом, так и противоречить  ему. Шибутани Т. Социальная психология. М., 2000. - 348 с.

Товар - это разновидность  интереса. Он представляет собой способ удовлетворения потребности, путь к  ней. Есть товар как  объективно оптимальный  способ удовлетворения потребности и  товар, который кажется  покупателю таковым. Покупается не самый  оптимальный товар, а тот, который  кажется таковым  покупателю. Товар  как интерес носит  многоуровневый характер. Товар редко предлагается изолированно. Обычно он является звеном большой цепи. Покупатель, правда, может не осознавать, что он выбирает не отдельный  интерес, а целый  комплекс интересов.

3.1 Суверенитет потребителя

Нет человека, который  бы не выступал в  роли потребителя  товаров и услуг. Под ним подразумевают  того, кто имеет  намерение заказать или приобрести, либо заказывающего или  использующего товары (работы, услуги) для удовлетворения своих потребностей.

Потребительское поведение как  фактор, влияющий на предпринимательскую  деятельность, представляет несомненный интерес  в данной работе. Потребительское  поведение есть ни что иное, как процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынках. Механизм взаимоотношений производителя и потребителя действует по принципу обратной связи, «автоматически» согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.

В рыночной экономике  существует «суверенитет потребителя», который  означает, во-первых, что каждый потребитель  принимает абсолютно  самостоятельные  решения относительно объема и направления  покупок, во-вторых, деньги потребителей - единственный источник дохода производителей.

Свое  суверенное право  потребитель может  осуществлять только в условиях свободы  потребительского выбора, то есть никто не должен решать за потребителя, какие товары из предлагаемых на рынке ему приобретать, а какие - нет. Ограничение свободы потребительского выбора разрушает обратную связь между производством и потреблением, ведет к тому, что одних товаров производится больше, других меньше.

В реальной жизни существуют некоторые ограничения  свободы потребительского выбора. Монополист-производитель  сам господствует над потребителем. Неполнота информации дает продавцам возможность  до некоторой степени  управлять потребностями  своих покупателей  с помощью рекламы. При чрезвычайных обстоятельствах  устанавливаются  нормы потребления  товаров по карточкам. Производство и продажа  некоторых товаров  подвергается запрету  с целью уберечь  потребителей от вредных  для здоровья последствий.

Потребители принимают свои решения  не в вакууме. На совершаемые  ими покупки большое  влияние оказывают  факторы экономического, социального, личного  и психологического порядка.

Существуют  различные теории, раскрывающие поведение  потребителя. Одна из них - теория относительного дохода (на решение  потребителя влияние  оказывают покупки  его ближайших  соседей). То есть все  потребители тратят свои деньги для того, чтобы быть на равных с теми, у кого выше доход. В теории жизненного цикла (1954) говорится, что все  потребители стремятся  так распределить покупки в ходе своей жизни, чтобы  потребление оставалось постоянным из года в год. В целом  поведение индивидуальных потребителей зависит  от того, как удовлетворяются  их потребности, какую  полезность приносит тот или иной товар. Социальная психология // под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.А. М., 2005. - 368 с.

3.2 Особенности потребительского  поведения на современном  рынке

Поведение потребителя и  его экономическая  среда в условиях переходной экономики  России имеют свои особенности.

Потребление в конце 80-х представляло собой одну сплошную и непрерывную  трудность, выразимую  одним роковым  вопросом: Где достать? Вместе с рыночными  реформами произошли  изменения в потреблении, сейчас на рынке много  продавцов разнообразных  товаров, в том  числе и импортных, появились доселе неизвестные нашему покупателю товары. Появилось реальное право потребителя - право на выбор, создается  чувство собственной  потребительской  полноценности. Монополия  государства на торговлю и обслуживание ушла в прошлое.

Как и в рыночной экономике, на спрос потребителя  влияют различные  факторы:

Цены

Доходы

Структура населения

Цены  на другие товары

Потребительские предпочтения

Экономическая политика государства.

В современных условиях выбор потребителя  ограничен высокими ценами и его скромным бюджетом. Общее снижение жизненного уровня населения  привело к росту  потребления товаров  низшей категории (хлеб, картофель, крупы  и т.д.), на приобретение продуктов питания  и вещей первой необходимости тратится большая часть доходов средней российской семьи. А предпринимательство как наиболее мобильный слой общества в первую очередь реагирует на изменения потребительского спроса. И как результат: увеличение % предпринимателей в сфере розничной торговли за 2005-2006г. с 38% до 48%.

С ростом доходов семьи  удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а удельный вес  расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает.

В отличие от прошлых  лет сегодня намного  быстрее происходят перемены в увлечениях людей, стиле жизни, моде. Так, множество  людей предпочитают тратить свободное  время на занятия  спортом, а это  означает повышение  спроса на одежду, обувь, спортивный инвентарь.

В современных условиях значительное воздействие  на поведение потребителя  оказывают как  фирмы, так и государство. Фирмами воспитывается  у потребителя  «преданность» изделиям данной фирмы, ее торговой марке. Это достигается  с помощью хорошего качества продукта, четко организованного  технического обслуживания, с помощью рекламы, расширения ассортимента продукции, продажи  в рассрочку, маневрирования ценами. Сложились  новые формы связи  между производителями  и потребителями  продукции через  посреднические организации, товарные биржи, ярмарочную торговлю, выставки. Происходит ориентация на торговые структуры, осуществляющие мелкооптовую и розничную продажу товаров потребителям нуждающихся в небольших количествах, развивается деятельность потребительских коопераций, создается действенная система информации о товарах и услугах, обслуживающая всех хозяйствующих субъектов. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: Пресс-сервис, 2003. - 688 с.

В экономике России больше поводов для  вмешательства государства  в экономику и  регулирования рынка, чем в тех странах, где достигнут  относительно высокий  уровень развития производительных сил. Денежные пособия, которые  государство выплачивает  малоимущим слоям  населения, увеличивают  спрос на товары, потребляемые этой группой  населения. С другой стороны, регулирование  рынка потребительских  товаров ограничивает сферу действия рыночного  механизма функционирования экономики. Подавляя трудовую мотивацию  и инициативу, пособия  порождают иждивенчество. Но отсюда, разумеется, не следуют вывод, что потребитель  всегда пассивно ждет решения его проблем  от государства или  рынка. Напротив, чаще всего человек  ищет способ увеличить  доход семьи, например, с помощью второй работы. В тех случаях, когда этих доходов  не хватает, он ограничивает потребление, идет на вынужденную замену товаров первоначального  спроса, либо на вынужденные  траты и создание запасов. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.- М.: Инфра -М, 2005. - 608 с.

3.3 Роль потребителя  в предпринимательской  деятельности

Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает  предприниматель. Однако предприниматель -- не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем, а также с государством. И потребитель и государство относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рисунок 1).

Рисунок 1 - Субъекты предпринимательской деятельности

Во взаимоотношениях предпринимателя  и потребителя  предприниматель  относится к категории  активного субъекта, а потребителю  свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар.

Предприниматель, при планировании и организации  своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

У предпринимателя  в условиях рыночной системы отношений  нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать  в унисон с его  интересами. Однако такая ситуация вовсе  не означает, что  предприниматель  обязан действовать  только в строгом  соответствии с уже  выявленными интересами потребителя. Сам  предприниматель  может формировать  спрос потребителя, создавать новые  покупательские потребности (ну кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда  он еще не производился, а только готовился  к производству?). К этому как  раз и сводится положение о двух способах организации  предпринимательской  активности: на основе выявленного интереса потребителя или  на основе "навязывания" ему нового товара.

Таким образом, целью предпринимателя  выступает необходимость  “завоевать” потребителя, создать круг собственных  потребителей. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.

Основными средствами воздействия  предпринимателя  на потребителя выступают  следующие факторы:

* новизна  товара и его  соответствие интересу  потребителя;

Информация о работе Предпринимательство как особая форма экономической активности