Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:09, курсовая работа
Целью данной работы является анализ сущности рынка и его основных понятий.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
- дать определение рынку,
- изучить его функций, инфраструктуру;
- подготовить графики понятий спрос и предложение
- проанализировать факторы необходимые при анализе структуры рынка.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Понятие рынка…………………………………………………………………….4
1.1. Экономическая сущность рынка……………………………………………….4
1.2. Функции рынка…………………………………………………………………..5
1.3. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса………………6
1.4. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения..10
1.5. Рыночная цена и ее виды………………………………………………………13
2. Структура рынка………………………………………………………………….15
2.1. Рынок предметов потребления…………………………………………………15
2.2. Рынок труда………………………………………………………………………16
2.3. Рынок инвестиционных товаров……………………………………………….16
2.4. Информационный рынок……………………………………………………….17
2.5. Рынок земли……………………………………………………………………..18
2.6. Система финансов……………………………………………………………….19
2.7. Рынок ценных бумаг……………………………………………………………20
2.8. Денежный рынок………………………………………………………………..20
3. Инфраструктура рынка…………………………………………………………22
3.1. Основные элементы инфраструктуры рынка…………………………………..22
3.2. Анализ структуры рынка………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………………28
- кредитно-расчетную базу – страховые и банковские учреждения, кредитные структуры;
- кадровую базу - специалисты различных квалификаций и специальностей, необходимые для предприятий и организаций;
- организации, осуществляющие обучение подготовку и переподготовку кадров определенных специальностей;
- органы трудоустройства;
- нормативно-правовую базу - нормы и правила регламентации отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующие на рынке правопорядок и учет интересов общества.
Рыночная инфраструктура облегчает проведение товарообменных операций и таким образом повышает результативность работы всех структурных звеньев рыночной экономики.
3.2. Анализ структуры рынка
Нобелевский лауреат по экономике Г.Саймон (США) опроверг считавшиеся ранее классическими в экономической теории представления о фирме, как о рационально действующем предприятии, целью которого является лишь максимизация прибыли. В его работах было установлено, что главным является не максимизация прибыли, а достижение определенного уровня или нормы прибыли, удержание определенной доли на рынке и определенного уровня продаж.[5]
Рыночные исследования являются основой достижения таких целей, как реализация определенного объема продаж, создание и выведение на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли. Постановка этих целей предполагает, что речь идет о рынке конкретного товара. В первую очередь необходимо остановиться на изучении товарной структуры рынка. Нужно определить, что и как необходимо исследовать и какие задачи должны быть решены.
Рыночные исследования требуются, если производитель товаров хочет сориентироваться относительно рынков, на которых он м реализовать свою продукцию, и факторов, воздействующих на данные рынки. Производителей и маркетинговые службы многих предприятий интересует рынок сбыта продукции.
Комплексный подход к решению производственно-сбытовых проблем обеспечивает исследовательская и управленческая деятельность маркетинга. Исследовательская деятельность - это всесторонний анализ факторов внешней и внутренней среды.
Комплексное исследование внешних факторов рынка (макросреда):
- маркетинговой среды;
- совокупных характеристик рынка, конъюнктуры, прогнозов;
- спроса (выявление и изучение рыночных сегментов: индивидуальных и коллективных потребителей);
- конкуренции (выявление потенциальны и действующих конкурентов: анализ показателей их деятельности, целей, стратегии, слабых и сильных сторон);
- экономического и технико-технологического состояния отрасли (подотрасли);
- общих условий сбытовой деятельности (развитие рыночной инфраструктуры: транспорт, хранение, переработка, система связи и т.д.).
Комплексное исследование внутренних факторов рынка (микросреда):
- показателей производственно-сбытовой деятельности;
- тактики и стратегии в товарной, ценовой, сбытовой, и коммуникационной политике;
- организационной структуры управления;
- производственных издержек;
- результатов финансовой деятельности;
- направлений производственно-сбытовой деятельности, включая диверсификацию;
- сильных и слабых сторон деятельности предприятия для изыскания вариантов повышения эффективности и прибыльности операций.
Маркетинг пронизывает все сферы деятельности предприятия - управление, планирование, организацию производства, финансы, сбыт, материально-техническое обеспечение, создавая между ними тесную организационно-функциональную связь. При этом ответственность за выполнение функций маркетинга ложится на систему принятия управленческих решений. Стержнем системы является непрерывный, циклический процесс приведения возможностей предприятия в строгое соответствие с требованиями рынка по схеме: анализ - стратегия - реализация - регулирование - анализ.
Предметом исследования рынков отдельных товаров является соотношение спроса и предложения этих товаров при определенных социальных и экономических условиях.
Исследование любого товарного рынка всегда исходит из существования на нем определенной проблемы и направлено на ее решение. От этого зависит достижение намеченного результата и рациональность проведенных затрат.
Рыночные проблемы по масштабу
можно разделить на общие и
частные. Общие рыночные проблемы характеризуются
нарушением соответствия между спросом
и предложением в пределах всего
рынка, т.е. соответствия между общими
размерами товарного
Частные рыночные проблемы
характеризуются
Недостаточно констатировать
возникновение на том или ином
товарном рынке проблемной ситуации
- диспропорции между спросом и
предложением. Следует поставить
конкретные вопросы относительно причин
возникшей ситуации с учетом факторов,
определяющих развитие спроса и предложения
данного товара. От фиксации проблемы
в ее общем виде исследователь
должен перейти к специфическим,
частным проблемам и
Заключение
Рынок возникает в условиях общественного разделения и экономической обособленности товаропроизводителей. При этих условиях единственно возможной формой связи становится товарообмен, т.е. купля-продажа.
Рынок — это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров и услуг в денежной форме.
Рынок — это способ координации действий экономических субъектов, обеспечивающих согласование их экономических интересов на основе ценовой системы и конкуренции.
Инфраструктура рынка обеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение производства ресурсами, распределение ресурсов и конечных товаров.
Рыночная система весьма
эффективна, т.к. способствует рациональному
распределению экономических
Список литературы
1. Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов, 2005 г.
2. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. 2003 г.
3. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / 2002.
4. Радаев В.В. «Анализ рынков в современной экономической социологии»/2008 г.
5. Бродская Т.Г, Видяпин В.И. Учебное пособие по экономической теории/ 2008 г.
6. Экономическая теория под ред. Грязновой А.Г, Чечелевой Т.В / 2005 г.
7. Е. Ф. Борисов, Курс лекций по экономической теории/ 1999 г.
8. Вестник Академии управления № 3 2007 год http://www.tisbi.ru/
9. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов./ 2002 г.
10. Кочетков А.А. Основы экономической теории М. 2004.
[1] Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов, 2005 г.
[2] Е. Ф. Борисов, Курс лекций по экономической теории/ 1999 г.
[3] Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов, 2005 г.
[4] Вестник Академии управления № 3 2007 год http://www.tisbi.ru/
Информация о работе Сущность и виды предпринимательских рынков. Факторы, влияющие на их уровень