Управление предпринимательскими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое, будущее, поэтому является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты управления рисками…………………………………5
1.1 Сущность, предмет и объект предпринимательских рисков………………5
1.2 Классификация предпринимательских рисков……………………………..7
1.3 Приемы и методы управления рисками……………………………………13
2 Анализ рисков предприятия и направления управления на примере
ОАО«Мегафон»…………………………………………………...……………..17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предриятия……………17
2.2 Анализ предпринимательских рисков компании………………………….20
2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

управление предпринимательскими рисками.docx

— 65.16 Кб (Скачать файл)

Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин

Поскольку большая часть приобретаемого оборудования для оказания услуг связи импортируется  либо изготавливается из комплектующих  иностранного производства, изменение  правил таможенного контроля и пошлин может нести для ОАО «МегаФон» определенные риски, связанные с удорожанием приобретаемых основных средств, а так же увеличением времени прохождения таможенных процедур.

Вступление  в силу с 01.01.2004 года нового Таможенного  кодекса уменьшило риски ОАО  «МегаФон», связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем.

Иные риски, связанные с деятельностью  Компании « Мегафон».

Усиление  конкуренции и неоднородная абонентская  база приводят к падению среднемесячной выручки от реализации услуг из расчета  на абонента, что может негативно  отразиться на общих финансовых результатах  деятельности ОАО «МегаФон». На фоне постоянного увеличения абонентской базы и роста доходов по мере расширения операций компании объем среднемесячной выручки от реализации услуг из расчета на абонента снижается. Компания ожидает дальнейшего падения этого показателя в результате снижения тарифов и увеличения доли массовых абонентов в рамках общей абонентской базы.

Способность ОАО «МегаФон» предоставлять коммерчески привлекательные услуги во многом зависит от способности ОАО «МегаФон» заключить договоры с другими региональными, федеральными и международными телекоммуникационными операторами на приемлемых для ОАО «МегаФон» условиях.

Сложности или задержки в обеспечении рентабельного  присоединения к другим сетям могут снизить возможности в оказании услуг, что выразится в потере абонентов, увеличении затрат и снижении доходов. Хотя российское законодательство устанавливает, что операторы сетей связи общего пользования не в праве отказать в предоставлении присоединения или дискриминировать одного оператора по сравнению с другим, Компания считает, что на практике некоторые операторы сетей общего пользования пытаются препятствовать работе операторов сотовой связи, задерживая рассмотрение заявок о присоединении и применяя разные ставки платы за присоединение к различным операторам сотовой связи, в частности, предлагая более выгодные ставки местным операторам сотовой связи, что дает возможность нашим конкурентам снижать расценки на свои услуги [17].

ОАО «МегаФон» стремится снизить подобные риски, для чего заключило соглашения о присоединении с региональными, федеральными и международными операторами связи, включая ОАО «Ростелеком» и планирует и в дальнейшем заключать подобные соглашения с другими операторами.

 

2.3 Пути минимизации рисков предприятия  на рынке

Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы компании, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты.

Из всего  вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на предприятии  эффективной системы управления риском и мониторинга среды.

Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных  потерь, связанных с риском, должно решить для себя несколько проблем:

  • оценить возможные убытки, связанные с рисками;
  • принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т.е. несет ли свою ответственность по ним сами, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;
  • по тем рискам или той части рисков, которые она оставит у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь. [12].

Решение этих задач возможно на основе разработки специальной программы целевых  мероприятий по управлению риском на уровне предприятия. Разработка программы целевых мероприятий должна включать две стадии предварительную и основную.

На предварительной  стадии должно быть ознакомление с  той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволяет  принять решение, предшествующее основной стадии разработки программы целевых мероприятий, и возможность приступить к непосредственной разработке программы.

Основная  стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой  будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия. Для обоснованного  принятия решений по управлению рисками, должна иметься всю необходимая  для этого информация. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена  в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с  предварительной и основной стадиями разработки программы целевых мероприятий. [15].

Эффективность разработки программы целевых мероприятий может быть оценена способом, основанном на сопоставлении с финансовыми возможностями фирмы значений максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков до и после внедрения программы. Сопоставление можно проводить на основе расчета коэффициента финансовых возможностей фирмы по покрытию убытка.

Сравнение и анализ полученных значений коэффициентов  для ситуации до и после внедрения программы дают возможность косвенно оценить эффективность и целесообразность разработки и внедрения программы. Чем больше эти коэффициенты различаются между собой, тем выше эффективность внедрения.

Рассматривая  систему управления рисками, следует выделить такие методы снижения степени риска как методы уклонения, диссипации и самострахование.

Метод уклонения  от рисков в основном используется: отказ от ненадежных партнеров, отказ  от рискованных проектов, страхование  хозяйственных рисков. Применение методов  диссипации характерно тем, что данное предприятие распределяет общий  риск путем объединения с другими  участниками, заинтересованными в  успехе общего дела.

Следующим методом диссипации риска, применяемым  на исследуемом предприятии, являются различные варианты диверсификации.

Можно также  отметить, что на данном предприятии  используется диверсификация поставок, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость  предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков.

Помимо  методов диссипации риска и диверсификации рассматриваемое предприятие использует такой метод снижения степени  риска как самострахование. На предприятии  создан резервный фонд, он формируется  за счет отчислений из прибыли, оставшихся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов к других обязательных платежей.

Еще один способ снижения рисков является страхование. На предприятии могут быть применены такие виды страхования как имущественное, страхование ответственности. Имущественное страхование - отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных его видах (строения, оборудование, транспортные средства, продукция).

Кроме вышеперечисленных  методов в компании может использоваться один из приемов компенсации риска - «мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды» [5].

Анализируя  используемую в той или иной организации систему управления рисками в целом, можно сказать, что хотя некоторые приемы снижения риска на предприятии используются довольно успешно, сама система не является полной. Так как предприятие полностью незащищено от таких видов рисков как имущественные риски, инфляционные риски, риски изменения конъюнктуры рынка, недостаточно снижены риски неисполнения договоров и т.д. Причинами такого положения является отсутствие страховой культуры, опыта и специалистов по управлению рисками, нестабильность экономической и политической ситуации, что приводит к отсутствию интереса к страхованию рисков.

 

Заключение

Таким образом, на основе исследования, проведенного в данной работе, можно сделать следующие выводы:

  • Риск - это всепроникающий феномен, то, что присуще всем рыночным субъектам;
  • Риск присутствует на всех этапах деятельности хозяйственных субъектов вне зависимости от сферы их функционирования;
  • Предпринимательства без риска не бывает. Поэтому предпринимателям необходимо научится оценивать степень риска своей деятельности и не бояться начинать свое дело, так как это необходимо для успешного функционирования экономики;
  • Полное устранение риска невозможно в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера (отсутствие полной информации, постоянное развитие непосредственно конкретного рынка);
  • Многообразие рисков в предпринимательской деятельности обусловило необходимость их классификации. В современной теории их классифицируют по следующим основным признакам: связь с предпринимательской деятельностью, уровень возникновения, сфера происхождения, причины возникновения и другие;
  • Все эти признаки позволяют правильно идентифицировать конкретный риск. Поэтому с этой точки зрения классификация рисков представляет практический интерес для организации;
  • На основе теоретических материалов был проведен анализ характера рисков в работе Компании ОАО «Мегафон». Рассмотрены основные риски компании и способы их минимизации;
  • Основные методами минимизации действия рисков на исследуемом предприятии являются: диверсификация, страхование имущества, самострахование и такой прием компенсации риска как мониторинг конкурентной, социально-экономической и нормативно-правовой среды.

Список использованных источников и литературы

  1. Барикаев Е. Н. Управление предпринимательскими рисками в системе экономической безопасности / Е. Н. Барикаев. - М. : Юнити, 2008. - 95 с.
  2. Гукова О. Н. Организакция предприятий сервиса /  О. Н. Гукова. – М. : Форум, 2010. – 383 с.
  3. Виханский О.С. Менеджмент / О. С. Виханский,  А. И. Наумов, - М.: Финансы и статистика , 2006. - 354 с.
  4. Гудушаури Г.В. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент: учеб. пособие / Г.В. Гудушаури, Б.Г. Литвак; - М.: Экмос, 2007. -  356c.
  5. Кадинская О.А. Управление финансовыми рисками / О. А. Кадинская. -  М. : Наука, 2000. – 160 с.
  6. Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде, риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер. - М. : Перспектива, 2001. - 288 c.
  7. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: пер. с англ. / Ф. Котлер; О.Я. Третьяк;  под.ред. Ю.Н. Контуревского. - СПб. : Питер, 2005. - 465 с.
  8. Лапуста М.Г. Риски в предпринимательской деятельности / М. Г. Лапуста, Шаршукова Л.Г. - М.: Инфра, 2004. - 452 с.
  9. Лагоши Б. А. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе / Б. А. Лагоши. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 228 с.
  10. Зельвинский Ю. Д. Макроэкономическая нестабильность и её влияние на предпринимательские риски в России / Ю.Д. Зельвинский. -Т. : ТГУ, 2006. - 100 с.
  11. Тактаров Г. А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски  /  Г. А. Тактаров. – М. : Финансы, 2009. – 255 с.
  12. Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента / Р. Н. Холт. - М. : Дело, 2003. – 382 с.
  13. Хохлов Н.В. Управление риском  / Н. В. Хохлов. -  М., 2003. - 239 с.
  14. Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности  /  В. В. Черкасов. - К., - 2002 – 379 с.
  15. Федеральный закона «О связи» №126-ФЗ  от 07 июля 2003 года
  16. Тэпман Л. Н. Риски в экономике / Л. Н. Тэпман. – М. : Юнити – Дана, 2002. – 379 с.
  17. Электронный информационно-аналитический журнал «Современные телекоммуникации России» [Электронный ресурс] : О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 24.07.2007 №209-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.02.2010).
  18. Операторы мобильной связи в Российской Федерации [Электронный ресурс]  URL:  http://www.cbr.ru (дата обращения 29.04.2011).
  19. ОАО «Мегафон»: о создании восьми дочерних компаний – филиалов на территории России [Электронный ресурс] URL: http://www.sotovik.ru (дата обращения 15.04.2011).
  20. ОАО Мегафон: Итоги 2010 года «Мегафон»  [Электронный ресурс] URL: http://www.megafon.ru (дата обращения 22.04.2011).

 

 


Информация о работе Управление предпринимательскими рисками