Изучении темы «Элементы программирования» в базовом курсе информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:22, дипломная работа

Краткое описание

В современных условиях, когда компьютер стал непременным атрибутом многих профессий, обучение информатике приобретает очень большое значение. Выпускники школ должны обладать достаточными знаниями и навыками для использования современных информационных технологий в своей дальнейшей деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Особенности использования рабочей тетради на уроках информатики 5
Методическое назначение рабочей тетради по информатике
Функции рабочей тетради в учебном процессе
Виды и типы рабочих тетрадей по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Требования, предъявляемые к структуре рабочей тетради по информатике
Глава 2. Методические особенности изучения темы «Элементы программирования» в базовом курсе информатики. 14
1. Содержание базового курса информатики 14
2. Методические рекомендации по изучению темы: «Элементы программирования» 18
3. Методические рекомендации по решению задач 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

5. Требования, предъявляемые к структуре  рабочей тетради по информатике

 

К структуре рабочей  тетради по информатике предъявляются  определенные требования. Рабочая тетрадь  должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся. Система  вопросов и заданий должна быть построена  в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора — вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии[7].

При работе учащихся с  заданиями рабочей тетради обучаемый, в определениях информационных понятий  вставляет пропущенные ключевые слова, т.е. названия изучаемых понятий  или специальных операций.

 Для контроля уровня  форсированности знаний рабочая  тетрадь может включать содержание  задач или проблемные вопросы.

Для того чтобы рабочая  тетрадь по информатике могла  систематически формировать устойчивые обще-учебные умения она должна отвечать следующим требованиям[8].

Полнота — наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов деятельности. Группировка системы задач, обобщенные способы решения которых переносятся в решения задач широкого спектра обще-учебной деятельности. Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради. Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения. Целевая ориентация — для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради. Целевая достаточность — достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области. Психологическая комфортность обучаемых при работе с рабочей тетрадью. Учащиеся должны иметь возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища[11].

Таким образом, логика представления  учебной информации в рабочей  тетради такая же, как в опорном  конспекте. Работа учащихся над определениями  формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устройства задают ориентировочную основу деятельности; построение графиков, диаграмм, проведение операций над формулами формируют исполнительские действия. И, наконец, решение задач, формулировка «выводного знания» определяют уровень сформированных знаний и умений учащихся. Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности учащихся во всей рабочей тетради на протяжении всего изучения учебного предмета переходят в метод учебной работы. Вследствие этого мы называем рабочую тетрадь разновидностью учебных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические особенности  изучения темы «Элементы программирования»  в базовом курсе информатики

 

  1. Содержание базового курса информатики

 

Базовый курс информатики  изучается в 7-9 классах. Основными  задачами базового курса информатики  является:

    • Формирование основ научного мировоззрения;
    • Развитие мышления учащихся;
    • Подготовка учащихся к практическому труду, продолжению образования.

Базовый курс вводит учащихся в целый ряд изучаемых дисциплин, составляющих информатику: теорию информации, архитектуру ЭВМ, кибернетику, системный  анализ, теорию алгоритмов, искусственный  интеллект, программирование, дает учащимся основные знания в области информационно коммуникационных технологий. Учащиеся получают практические навыки работы с конкретным видом ЭВМ.

Слово «базовый» в  названии курса имеет три смысла:

  1. Дает базовое знания и навыки, позволяющие учащемуся ориентироваться в современной среде компьютеров и программ;
  2. Знания и навыки дают базу для дальнейшего образования в этой области. Это образование может быть продолжено в старших классах школы в форме разнообразных профильных  курсов.
  3. Вторую ступень, на которую ориентирован курс принято называть базовой.

Базовый курс информатики включает в себя следующие содержательно-методические линии:

Информация и информационные процессы (6 часов).

Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. 

Практические работы: 2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (5 час)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). 

Практические работы: 3

Обработка текстовой  информации (11 час)

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами  текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания.  Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. 

Практические работы: 9

Практикум: работа I

Обработка графической  информации (4 час)

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов.  
Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. 

Практические работы: 4

 Практикум: работа II

Мультимедийные технологии (8 час)

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов. 

Практические работы: 5

 Практикум: работа III, работа IV

 

Основы логики (10 часов)

Основные понятия и  операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений. Основные логические элементы компьютера.

Практические работы: 4

Обработка числовой информации (6 час)

Табличные расчеты и  электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. 

Практические работы: 4

Практикум: работа V

Представление информации (8 час)

Язык как способ представления  информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления  информации.  
Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. 

Практические работы: 5

Алгоритмы и исполнители (10+24 час)

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.  
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.  
Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. 

Практические работы: 6

Практикум: работа VI

Формализация и моделирование (10 час)

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры  моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования.  
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. 

Практические работы: 7

 Практикум: работа VII

Хранение информации (4 час)

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с  ними.  
Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных. 

Практические работы: 2

Практикум: работа VIII

Коммуникационные технологии (12 час)

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование. 

Практические работы: 8

Практикум: работа IX

Информационные технологии в обществе (4 час)

Организация информации в среде коллективного использования  информационных ресурсов. Организация  групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность.  Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. 

Практические работы: 3

Практикум: работа X

 

 

  1. Методические рекомендации по изучению темы: «Элементы программирования»

 

Методическое мастерство учителя информатики должно быть направлено на то,  чтобы не потерять главные цели изучения предмета: общеобразовательные, развивающие и прагматические.

Программирование ~ это раздел информатики, задача которого — разработка программного обеспечения ЭВМ.

В узком смысле слово  «программирование» обозначает процесс  разработки программы на определенном языке программирования. Разработку средств системного ПО и систем программирования принято называть системным программированием; разработку прикладных программ называют прикладным программированием. По этому принципу делят программистов на системных и прикладных, в зависимости от типа создаваемых ими программ.

Существуют различные  парадигмы программирования, и преподавание каждой из них имеет свои особенности. К основным парадигмам программирования относятся :

• процедурное программирование ;

• логическое программирование;

• функциональное программирование ;

• объектно-ориентированное  программирование .

Классической, универсальной  и наиболее распространенной является процедурная парадигма. Наибольшее количество существующих языков программирования относятся к этой линии. Поэтому чаще всего в учебных заведениях изучается процедурное программирование. А наиболее часто изучаемыми в школе языками программирования являются Паскаль и Бейсик. В дальнейшем под словом «программирование» мы будем подразумевать именно процедурную парадигму.

Процесс изучения и практического  освоения программирования можно разделить  на три части:

• изучение методов построения вычислительных алгоритмов;

• изучение языка программирования;

• изучение и практическое освоение определенной системы программирования.

Информация о работе Изучении темы «Элементы программирования» в базовом курсе информатики