Разработка сервисов для информационной системы страховой компании на базе SOA-архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:36, дипломная работа

Краткое описание

Дипломный проект рассматривает вопросы автоматизации, направленные на решение основных проблем в бизнесе страховой компании, занимающейся добровольным медицинским страхованием.
Целью дипломного проекта является повышение эффективности бизнеса страховой компании за счет увеличения гибкости её информационной системы.

Содержание

Введение 9
Цель дипломного проекта 17
Постановка задачи 17
1 Специальная часть 19
1.1 Обоснование выбора сервис-ориентированной архитектуры 19
1.2 Выбор инструментальных средств проектирования и разработки 32
1.2.1 Обоснование выбора средств моделирования бизнес процессов 32
1.2.2 Обоснование выбора CASE средств проектирования 37
1.2.3 Обоснование выбора СУБД 38
1.2.4 Набор программных средств, используемых в ходе дипломного проектирования 38
1.3 Используемые методы и стандарты 39
1.3.1 Разработка, управляемая моделями 39
1.3.2 Независимость от платформы 42
1.3.3 Программная платформа 43
1.3.4 Модель требований FURPS 44
1.4 Формирование требований к разрабатываемой системе 46
1.4.1 Проект требований 47
1.5 Моделирование бизнес-процессов 49
1.5.1 Моделирование бизнес процесса как есть 49
1.5.2 Анализ бизнес-процессов «как есть». 53
1.5.3 Результаты имитации 55
1.5.4 Моделирование бизнес-процессов «как должно быть» 58
1.5.5 Анализ модели «как должно быть». Сравнение результатов 59
1.6 Разработка UML-модели системы 61
1.6.1 Трансформация модели бизнес процессов в UML-модель 61
1.6.2 Модификация полученной в результате трансформации UML-модели 63
1.7 Разработка сервисной модели 69
1.7.1 Трансформация в сервисную модель 69
1.7.2 Идентификация сервисов 71
1.7.3 Моделирование сервисов 73
1.8 Разработка базы данных 77
1.8.1 Трансформация UML-модели в логическую модель данных 77
1.8.2 Получение окончательной логической модели данных 81
1.8.3 Разработка физической модели данных 82
1.8.4 Генерация базы данных на основе физической модели данных 84
1.9 Реализация сервисов 85
1.10 Выводы 87
2 Экономическая часть 89
2.1 Экономическая эффективность от внедрения сервисов, реализованных на базе сервис-ориентированной архитектуры. 89
2.1.1 Абсолютный показатель изменения годовой трудоемкости обработки информации в результате внедрения SOA-решения для процесса заключения договора страхования 90
2.1.2 Абсолютный показатель изменения годовых затрат на обработку информации в результате внедрения SOA-решения для процесса заключения договора страхования 91
2.1.3 Относительные показатели изменения годовой трудоемкости и годовых затрат на обработку информации в результате внедрения проекта 97
2.1.4 Расчетный коэффициент эффективности единовременных затрат на разработку и внедрение проекта 98
2.1.5 Срок окупаемости единовременных затрат на разработку и внедрение проекта 104
2.2 Выводы 104
3 Экологическая часть и безопасность жизнедеятельности 105
3.1 Требования к организации рабочего места пользователя (сотрудника страховой компании) 105
3.2 Вредные излучения при работе компьютера и способы их минимизации 113
3.3 Заболевания, развивающиеся при работе за компьютером, и их профилактика 116
3.4 Выводы 118
Заключение 120
Список использованной литературы 122
Приложение А. 126
Проект требований 126
Приложение Б. 129
Модель бизнес-процессов 129
Приложение В. 139
Трансформированная модель бизнес-процессов в UML-модель 139
Приложение Г. 155
Трансформированная сервисная модель 155
Приложение Д. 162
WSDL описания сервисов 162
Приложение Е. 178
Исходный Java-код сервисов 178
Приложение Ж. 191
Логическая модель данных, полученная путем трансформации UML-модели 191
Приложение И. 202
SQL скрипт для генерации схемы базы данных 202

Вложенные файлы: 1 файл

bovkunovich-diplom.doc

— 4.75 Мб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

Кафедра “Информационных  систем”

 

 

 

___________Бовкунович Мария Александровна__________

(фамилия, имя, отчество  студента полностью)

 

 

 

Разработка сервисов для информационной системы страховой компании на базе SOA-архитектуры

(наименование темы)

 

   пояснительная  записка к дипломному проекту  по специальности

 

  _____230201  _____________Информационные системы________________

                       (шифр)                                                                            (наименование специальности)

 

 

 

 

Руководитель проекта:                                                       Костюк В.В.

      (подпись)                      (инициалы и фамилия)

 

 

Допущен к защите «____» _________________ 2010 г.

 

Консультанты:

 

по специальной части:                                                            ____________

              (подпись)                                   (инициалы и фамилия)

по экономической части:                                                       ____________

    (подпись)                                   (инициалы и фамилия)

по экологической части:                                                        ____________

    (подпись)                                   (инициалы и фамилия)

 

 

 

Заведующий кафедрой :                                                             _____________

    (подпись)                                   (инициалы и фамилия)

 

 

 

 

Москва 2010 г.

 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Кафедра “Информационные системы”

 

                                                        УТВЕРЖДАЮ

  Заведующий кафедрой

           ________________ Старых В.А.

     «___»______________ 2010 г.

 

ЗАДАНИЕ

 

на выполнение дипломного проекта по специальности

_230201__ «_______________Информационные системы____________________»

        (шифр)                                                                        (наименование специальности)

 

студентке группы ____ИС - 51____    __________дневного___________ отделения

(шифр группы)                                           (дневного/вечернего)

 

_________________Бовкунович Марии Александровне_______________

                                                              (фамилия, имя, отчество студента полностью)

 

Тема дипломного проекта:    Разработка сервисов для информационной системы страховой компании на базе SOA-архитектуры

                                              (наименование темы)

 

утверждена приказом по университету №___ от «___» __________ 2010 г

Срок сдачи студентом  законченного дипломного проекта 

 

«__» _______________ 2010 г.

 

I. Техническое задание на выполнение дипломного проекта и исходные данные Данная дипломная работа посвящена разработке сервисов для информационной системы для компании добровольного медицинского страхования на базе сервис-ориентированной архитектуры. Для реализации поставленной задачи в рамках проекта проводятся следующие работы:

 а) исследование  предметной области и создание  бизнес-моделей деятельности компании добровольного медицинского страхования;

б) сбор и анализ требований к сервисам рассматриваемой информационной системы;

в) бизнес моделирование  предметной области;

г) реализация выделенных сервисов, тестирование и  отладка их.

 

II. Содержание пояснительной записки

 

     А. Специальная часть

  1. Обоснование выбора сервис-ориентированной архитектуры.
  2. Выбор инструментальных средств проектирования и разработки.
  3. Используемые методы и стандарты.
  4. Формирование требований к разрабатываемой системе.
  5. Моделирование-бизнес процессов.
  6. Разработка UML-модели системы.
  7. Разработка сервисной модели системы.
  8. Разработка базы данных.
  9. Реализация сервисов.

 

Б. Экономическая часть

    1. Экономическиая эффективность от внедрения сервисов, реализованных на базе  сервис-ориентированной архитектуры.

 

В. Экологическая часть и безопасность жизнедеятельности

    1. Требования к организации рабочего места пользователя (сотрудника страховой компании).
  1. Вредные излучения при работе компьютера  и способы их минимизации.
  1. Заболевания, развивающиеся при работе за компьютером, и их профилактика.

 

 

 

 

III. Перечень графических материалов, представляемых на защиту в виде презентации в Microsoft Power Point

  1. Актуальность.
  2. Проблема, объект, предмет дипломного проекта.
  3. Цели, задачи дипломного проекта.
  4. Сравнительный анализ существующих архитектур.
  5. Используемые средства разработки.
  6. Фрагмент модели бизнес-процессов.
  7. Модель данных.
  8. Спецификация сервисов.
  9. Реализация.
  10. Экономическая часть.
  11. Экологическая часть.
  12. Выводы и результаты.
  13. Публикации.
  14. Другие слайды.

 

Консультанты по дипломному проекту:

 

Консультант по специальной части:                                     _______________

    (подпись)                                   (инициалы и фамилия)

Консультант по экономической  части:                                _______________

    (подпись)                                   (инициалы и фамилия)

Консультант по экологической  части:                                 _______________

    (подпись)                                   (инициалы и фамилия)

 

 

Дата выдачи задания     «___» __________________ 2010 г.

 

Руководитель дипломного проекта:                                     Костюк В.В.

    (подпись)                             (инициалы и фамилия)

Задание принято к исполнению

«___» _______________ 2010 г.                                             Бовкунович М.А.

    (подпись)                             (инициалы и фамилия)

 

 

Пояснительная записка состоит  из следующих разделов:

      • введение;
      • специальная часть;
      • экономическая часть;
      • экологическая часть;
      • заключение;
      • список использованной литературы;
      • приложения.

Во введении пояснительной записки приведён анализ проблем, связанных с автоматизацией, в страховых компаниях.

В специальной части  пояснительной записки приведён анализ существующих архитектур программного обеспечения. На основе выявленных проблем и преимуществ одной из рассмотренных архитектур предложен способ автоматизации бизнес-процессов – реализация сервисов на основе SOA архитектуры. Представлено обоснование выбора инструментов разработки и проектирования.

Основным методом разработки был выбран метод разработки, управляемой моделями. В ходе дипломного проектирования были построены модели бизнес-процессов «как есть», проведен анализ этих бизнес процессов. Предложены модели бизнес-процесса «как должно быть», проведен анализ этих моделей, а также сравнение с моделями «как есть». Были описаны требования к разрабатываемым сервисам по модели требований FURPS.

Выбранный метод разработки позволил получить модели UML. Полученные UML модели были проанализированы и доработаны. Метод разработки, управляемой моделями был также применен для получения модели данных на основе UML модели, а также сервисной модели в нотации UML. На основе полученной модели данных была сгенерирована схема базы данных. На основе полученных сервисных моделей проводилась идентификация сервисов и дальнейшая детализация сервисной модели. На основе полученных сервисных моделей были разработаны сервисы на языке Java.

В экономической части пояснительной записки представлены расчеты, подтверждающие экономическую эффективность использования сервисов в бизнес-процессах страховой компании.

В экологической части пояснительной записки рассмотрены следующие вопросы: требования к рабочему месту пользователя, вредные излучения компьютера и способы их минимизации, заболевания, развивающиеся при работе за компьютером, и их профилактика.

Пояснительная записка  имеет общий объем 205 страниц, содержит 37 рисунков и 13 таблиц. Количество литературных источников равно 25. Количество приложений равно 8, в приложениях содержится 49 рисунков, исходный программный код.

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Страховой бизнес как  никакой другой зависит от уровня предоставления страховой услуги клиенту. Речь идет о таких бизнес-процессах, как заключение договора страхования, урегулирование страховых случаев, сопровождение договора страхования. Фактически, в перечисленных процессах с клиентом взаимодействуют более половины штата страховщика – от предварительной встречи агента до подписания генеральным директором решения о крупной выплате. Штат и налаженные взаимоотношения с клиентами являются ключевыми ресурсами страховщика. Так же и основная масса рисков страховщика связана со штатом – неубедительные доводы агента на предварительной встрече, равно как и нервозность при урегулировании убытков, отпугивают клиента от заключения или перезаключения договора.

Тенденции развития отечественного страхового рынка, как любые эволюционные процессы, подчиняются естественным законам – успешно развиваются  компании, наиболее приспособленные  к меняющимся внешним условиям. Такие  компании на определенном этапе готовы к реорганизации и слиянию.

Довольно быстро меняющаяся законодательная и бизнес-среда  вокруг российских страховых компаний обязывает к реструктуризации в  отрасли. Законодательные требования, такие как увеличение капитализации страховщиков и специализации компаний, наряду с активностью Росстрахнадзора по «очищению» рынка от налогооптимизирующих схем и фиктивных объемов собственных средств компаний устанавливают оздоровительные для отрасли ориентиры, следуя которым многие страховщики обязаны реорганизовывать свой бизнес. При этом сообразно общим макроэкономическим изменениям растет реальный рынок страхования на региональном уровне. В этих условиях, в том числе и для крупнейших страховых компаний, распространивших свою филиальную сеть по всей стране, «экстенсивный» способ развития разумно представляется наиболее привлекательным; и топ-менеджмент страховщиков подыскивает подходящие кандидатуры для поглощения своей компанией.

Механизм слияний и  поглощений для отечественных страховщиков представляется более действенным и быстрым способом роста, в отличие от интенсификации внутрифирменных усилий. В рыночных обстоятельствах 2008 г. предпочтения руководства российских страховых групп ориентированы были на приобретение компаний, профиль которых связан с обязательным медицинским страхование и смежным с ОМС добровольным медицинским страхованием. Большинство работодателей в крупных городах приобретают корпоративные программы ДМС для своих сотрудников. Все вместе делает медицинское страхование и компании, специализирующиеся на нем, инвестиционно привлекательными.

Слаборазвитый в технологическом  отношении страховой рынок (в  области ИТ) до 2009 года на экономический рост реагировал увеличением численности персонала и стремлением получить выгоду за счет масштаба. Значительная часть бизнес-процессов, в том числе в крупных страховых компаниях, исполнялась буквально вручную сотрудниками.

Во многих страховых  компаниях процессы сбора и обработки  информации для формирования регламентированной и бизнес-отчётности организованны следующим образом:

    • сбор информации по установленным формам осуществляются при помощи файлов, зачастую в формате MS Excel и MS Access;
    • предварительная обработка и преобразование данных осуществляется в ручном режиме;
    • консолидация данных осуществляется в ручном режиме.

Таким образом, сбор, обработка  и консолидация данных проводится с  использованием трех  различных, не связанных друг с другом процессов. При этом основной объем работы, связанной с поддержкой этих процессов, почти  полностью осуществляется вручную и сопровождается значительным количеством ошибок. И как результат, формирование отчетности для анализа информации осуществляется со значительной задержкой во времени, а принимаемые на основе анализа решения зачастую основаны на ошибочных данных. Даная ситуация тем более неудовлетворительна при развитии филиальной сети, поскольку не позволяет гибко, оперативно и в полной мере реагировать на изменяющуюся внешнюю и внутреннюю среду организации.

Информация о работе Разработка сервисов для информационной системы страховой компании на базе SOA-архитектуры