Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:36, дипломная работа
Дипломный проект рассматривает вопросы автоматизации, направленные на решение основных проблем в бизнесе страховой компании, занимающейся добровольным медицинским страхованием.
Целью дипломного проекта является повышение эффективности бизнеса страховой компании за счет увеличения гибкости её информационной системы.
Введение 9
Цель дипломного проекта 17
Постановка задачи 17
1 Специальная часть 19
1.1 Обоснование выбора сервис-ориентированной архитектуры 19
1.2 Выбор инструментальных средств проектирования и разработки 32
1.2.1 Обоснование выбора средств моделирования бизнес процессов 32
1.2.2 Обоснование выбора CASE средств проектирования 37
1.2.3 Обоснование выбора СУБД 38
1.2.4 Набор программных средств, используемых в ходе дипломного проектирования 38
1.3 Используемые методы и стандарты 39
1.3.1 Разработка, управляемая моделями 39
1.3.2 Независимость от платформы 42
1.3.3 Программная платформа 43
1.3.4 Модель требований FURPS 44
1.4 Формирование требований к разрабатываемой системе 46
1.4.1 Проект требований 47
1.5 Моделирование бизнес-процессов 49
1.5.1 Моделирование бизнес процесса как есть 49
1.5.2 Анализ бизнес-процессов «как есть». 53
1.5.3 Результаты имитации 55
1.5.4 Моделирование бизнес-процессов «как должно быть» 58
1.5.5 Анализ модели «как должно быть». Сравнение результатов 59
1.6 Разработка UML-модели системы 61
1.6.1 Трансформация модели бизнес процессов в UML-модель 61
1.6.2 Модификация полученной в результате трансформации UML-модели 63
1.7 Разработка сервисной модели 69
1.7.1 Трансформация в сервисную модель 69
1.7.2 Идентификация сервисов 71
1.7.3 Моделирование сервисов 73
1.8 Разработка базы данных 77
1.8.1 Трансформация UML-модели в логическую модель данных 77
1.8.2 Получение окончательной логической модели данных 81
1.8.3 Разработка физической модели данных 82
1.8.4 Генерация базы данных на основе физической модели данных 84
1.9 Реализация сервисов 85
1.10 Выводы 87
2 Экономическая часть 89
2.1 Экономическая эффективность от внедрения сервисов, реализованных на базе сервис-ориентированной архитектуры. 89
2.1.1 Абсолютный показатель изменения годовой трудоемкости обработки информации в результате внедрения SOA-решения для процесса заключения договора страхования 90
2.1.2 Абсолютный показатель изменения годовых затрат на обработку информации в результате внедрения SOA-решения для процесса заключения договора страхования 91
2.1.3 Относительные показатели изменения годовой трудоемкости и годовых затрат на обработку информации в результате внедрения проекта 97
2.1.4 Расчетный коэффициент эффективности единовременных затрат на разработку и внедрение проекта 98
2.1.5 Срок окупаемости единовременных затрат на разработку и внедрение проекта 104
2.2 Выводы 104
3 Экологическая часть и безопасность жизнедеятельности 105
3.1 Требования к организации рабочего места пользователя (сотрудника страховой компании) 105
3.2 Вредные излучения при работе компьютера и способы их минимизации 113
3.3 Заболевания, развивающиеся при работе за компьютером, и их профилактика 116
3.4 Выводы 118
Заключение 120
Список использованной литературы 122
Приложение А. 126
Проект требований 126
Приложение Б. 129
Модель бизнес-процессов 129
Приложение В. 139
Трансформированная модель бизнес-процессов в UML-модель 139
Приложение Г. 155
Трансформированная сервисная модель 155
Приложение Д. 162
WSDL описания сервисов 162
Приложение Е. 178
Исходный Java-код сервисов 178
Приложение Ж. 191
Логическая модель данных, полученная путем трансформации UML-модели 191
Приложение И. 202
SQL скрипт для генерации схемы базы данных 202
FEAT 3: Информация о сотрудниках компании. Система должна сохранять данные о сотрудниках.
FEAT 4: Поиск сотрудника по параметрам. Система должна осуществлять поиск сотрудника, списка сотрудников по заданным параметрам:
FEAT 5: Информация о страхователе. Система должна сохранять данные о страхователе.
FEAT 6: Поиск страхователя по параметрам. Система должна осуществлять поиск страхователя, списка страхователей по заданным параметрам:
FEAT 7: Удаление персональной информации. Система должна удалять персональную информацию клиента, страхователя, сотрудника.
FEAT 8: Редактирование персональной информации. Система должна редактировать персональную информацию сотрудника, страхователя, клиента.
FEAT 9: Добавление полиса. Система должна добавлять полис или несколько полисов для застрахованного, учитывать страхователя, набор необходимых программ страхования, а также стоимость полиса.
FEAT 10: Пролонгация полиса. Система должна предоставлять возможность пролонгирования полиса, а также его редактирования.
FEAT 11: Поиск информации по полису. Система должна осуществлять поиск полисов по заданным параметрам, таким как: застрахованный, страхователь, медицинское учреждение.
FEAT 12: Добавление страхового случая. Система должна предоставлять возможность создания страховых случаев, то есть заявок на обслуживание клиентов.
FEAT 13: Изменение статуса заявок. Система должна предоставлять возможность изменить статус заявки.
FEAT 14: Поиск заявок. Система должна осуществлять поиск по заявка по заданным параметрам: по статусу, по застрахованному, по медицинскому учреждению, по полису, по дате.
На рисунке 5 представлены требования в инструменте Rational RequisitePro.
Рисунок 5 - Требования возможности в инструменте Rational RequisitePro
В приложении А представлен полный проект требований, включающий в себя также нефункциональные требования.
Моделирование бизнес процессов будет рассмотрено на примере одного процесса – процесса «Заключение договора страхования». Рассмотрим процесс заключения договора страхования.
Порядок выполнения процесса:
Использующиеся ресурсы в процессе:
Модель должна учитывать расписания работы ресурсов с клиентами:
Бизнес-объекты, задействованные в процессе:
Вход и выход каждого действия:
Получение заявления от клиента – Получение страхового полиса клиентом, Заключённый договор страхования, Оплата от клиента.
Альтернативные задачи:
Альтернативой является соответствие всех документов условиям заключения сделки.
Роли, связанные с задачами:
Бизнес объекты:
Процесс заключения договора страхования связан со следующими техническими рисками:
На рисунках 6 и 7 представлена модель бизнес процесса, выполненная в инструменте IBM WebSphere Business Modeler.
Рисунок 6 - Модель бизнес-процесса для заключения договора страхования «как есть»
Рисунок 7 - Модель бизнес-процесса для заключения договора страхования «как есть» (подпроцесс)
Для проведения имитации были полученные следующие данные[15]:
Таблица 4 - Таблица ролей и ресурсов
Ресурсы |
Цена у.е. в час |
Проверка документов |
Подбор оптимальной прогр. страх. |
Оформление страхового полиса |
Информ. о новом клиенте |
Составление заявления |
Отправить заявление |
Оплата квитанций |
Составление отчёта |
Обработка отчёта |
Ввод данных о клиентах |
Страховой агент |
7 |
||||||||||
Менеджер по работе с агентами |
12 |
||||||||||
Система работы с данными о клиентах |
0 |
Таблица 5 - Таблица длительности
Ресурсы |
Цена у.е. в час |
Проверка документов |
Подбор оптимальной прогр. страх. |
Оформление страхового полиса |
Информирование о новом клиенте |
Составление заявления |
Отправить заявление |
Оплата квитанций |
Составление отчётов |
Обработка отчётов |
Ввод данных о клиентах в БД |
Длительность, мин. |
10 |
15 |
15 |
5 |
5 |
7 |
20 |
60 |
60 |
80 | |
Страховой агент |
7 |
7 |
10 |
10 |
5 |
15 |
45 |
||||
Менеджер по работе с агентами |
12 |
5 |
5 |
5 |
45 |
65 | |||||
Система работы с данными о клиентах |
0 |
65 |
Таблица 6 - Таблица доступности
Страховой агент |
Система работы с данными о клиенте |
Менеджер | |
Будние дни |
Будние дни определяются следующим образом:
Расписание на выходные дни используется как исключение для расписания будних дней.
Определены следующие исходные данные для имитации:
По результатам имитации получены отчёты с конкретными данными: общая длительность процессов, общая стоимость процессов, стоимость действия, распределение ресурсов, процент выполненных запросов.
Результаты имитации показывают, что процесс информирования отдела по страхованию физических лиц о новом клиенте (рисунок 8) не является оптимальным.
На вход этого процесса поступают сведения о клиенте, на выходе – заявление в медицинское учреждение. В то же время сведения о клиенте поступают на вход процесса: обработка «отчёта агента». Именно в этом процессе каждые 2 недели происходит обновление клиентской БД, что является основой для составления отчетности по заключаемым сделкам, учёта бланков строгой отчётности, для составления я списков клиентов того или иного медицинского учреждения и пр. Своевременное внесение данных о клиенте является одним из ключевых показателей эффективности.