Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:31, реферат
Адаптация новых работников является важнейшим элементом в процессе управления персоналом. Недостаточное внимание к вопросам адаптации новых работников может свести на нет усилия кадрового менеджмента по подбору кадров, если новый сотрудник уволится, не сумев соответствующим образом освоить новую работу, или не вписавшись в трудовой коллектив. К сожалению, в нашей стране этому вопросу уделяется мало внимания.
Введение.........................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты адаптации новых сотрудников.........................................5
1.1 Понятие и назначение адаптации.....................................................................5
1.2 Виды адаптации..................................................................................................6
2 Технология адаптации новых сотрудников...........................................................10
2.1 Инструменты адаптации..................................................................................10
2.2 Разработка адаптационного листа...................................................................14
Заключение...................................................................................................................16
Список использованной литературы.........................................................................18
Приложение А Адаптационный лист сотрудника.............................
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Сибирский
государственный индустриальный университет»
Кафедра
экономики и менеджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Управление персоналом» на тему:
«Адаптация новых сотрудников»
студент гр. ЭД – 07
__________ _________ А.А. Жакова .
(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)
Проверил:
____________ _________ ___________
(оценка)
(дата)
(подпись)
Новокузнецк,
2011 г.
Содержание
Введение......................
1 Теоретические
аспекты адаптации новых сотрудников...................
1.1
Понятие и назначение адаптации.....................
1.2
Виды адаптации................
2 Технология
адаптации новых сотрудников...
2.1
Инструменты адаптации.........
2.2
Разработка адаптационного листа.........................
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Приложение
А Адаптационный лист сотрудника....................
Введение
Об актуальности. Адаптация новых работников является важнейшим элементом в процессе управления персоналом. Недостаточное внимание к вопросам адаптации новых работников может свести на нет усилия кадрового менеджмента по подбору кадров, если новый сотрудник уволится, не сумев соответствующим образом освоить новую работу, или не вписавшись в трудовой коллектив. К сожалению, в нашей стране этому вопросу уделяется мало внимания. Следующий сценарий разыгрывается в российских организациях почти ежедневно: новичок с энтузиазмом приходит на работу в свой первый рабочий день, и его встречает специалист кадровой службы с кипой обычных для такого случая документов. Зачастую на этом заканчивается процесс введения сотрудника в должность, если не считать тех редких случаев, когда ему устраивают беглый осмотр офиса, называют имена коллег, устраивают быструю встречу с руководителем, а затем передают новичка в распоряжение напарнику, который может и не быть готовым ввести нового сотрудника в общий рабочий ритм. В результате первый рабочий день нового сотрудника оказывается скомканным. Поэтому, к вопросу адаптации персонала необходимо подходить очень серьезно, и он является актуальным на сегодняшний день, особенно в нашей стране.
Целью реферата является изучить особенности и дать рекомендации по адаптации новых сотрудников в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования выступают новые сотрудники, а предметом – адаптация новых сотрудников.
В настоящем реферате использованы следующие методы исследования: опросы, изучение документов и литературы, статистика.
Элементы новизны: в реферате описаны необходимые для эффективной адаптации персонала понятие и виды адаптации, разработана программа по адаптации новых сотрудников.
Практическая
значимость реферата
обусловлена возможностью использования
его материалов руководителями, менеджерами
по персоналу в своей профессиональной
деятельности, а также самими сотрудниками.
1
Теоретические аспекты
адаптации новых
сотрудников
Каждому человеку на протяжении всей жизни приходится адаптироваться к новой для него среде в связи со сменой места жительства, работы. Самая тяжелая форма адаптации связана с эмиграцией в другую страну, когда человеку приходится изучать иной язык, принимать правила и законы, установленные в другой стране, учиться думать по-новому [1].
Наиболее точно отражает сущность адаптации следующее определение: адаптация представляет собой взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на первостепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
В общем смысле адаптацией является реакция субъекта на изменение условий его жизнедеятельности, которая противодействует действительному или возможному снижению эффективности. Этой реакцией можно целенаправленно управлять. Адаптация имеет две стороны:
Конкретные задачи такого управления:
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются [2]:
Выделим следующие факторы, влияющие на процесс адаптации сотрудника в коллективе [3]:
Организационная адаптация основана на понимании и принятии новым сотрудником своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления. Необходимо, на наш взгляд, сделать новому сотруднику краткий экскурс в историю развития организации, рассказать о клиентах и партнерах, дать ознакомиться с положением об организационной структуре предприятия и положением об отделе, куда он выходит. Выдать на руки должностную инструкцию. Также необходимо познакомить его с непосредственным начальником (в случае, если это не было сделано в процессе отбора) и ознакомить его с процедурой эскалации проблем.
Социально-
И, наконец, профессиональная адаптация – это постепенная доработка профессиональных навыков и навыков сотрудничества до определенного уровня, необходимого для исполнения новым сотрудником своих функциональных обязанностей на технологически необходимом уровне. Круг данных навыков должен быть очерчен в должностной инструкции, которую сотрудник получает на руки. Должны быть разработаны и доведены до его сведения критерии успешности прохождения испытательного срока, а также, по возможности, четко поставлены задачи [4].
Большое внимание стоит уделять организационной адаптации сотрудников, которые проходят процесс первичной адаптации, т.е. сотрудникам, для которых данное место работы является первым, особенно если это крупное предприятие с большой численностью персонала. Как правило, сотрудники, которые не имеют опыта работы, не имеют и опыта организационного поведения. Для них обычно является большой сложностью обратиться к коллегам из смежного подразделения по вопросу получения какой-либо информации, необходимой для работы, у них нет опыта работы со служебной документацией и т.п. Службе по работе с персоналом необходимо довести до новых сотрудников сведения о сложившейся корпоративной культуре организации, системе документооборота компании, служебных взаимоотношениях между работниками. Для каждой организации существует свой, сложившийся со временем стиль общения и служебных взаимоотношений между сотрудниками. Самый элементарный пример, который можно привести в данном случае: в некоторых фирмах обращение к работнику происходят по имени и отчеству, вне зависимости от должности и возраста, в других для обращения используется имя и фамилия, в-третьих – имя. Если новый сотрудник не извещен об этом, то у него в самом начале работы, могут возникнуть проблемы в общении с коллегами [5].