Адаптация новых сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:31, реферат

Краткое описание

Адаптация новых работников является важнейшим элементом в процессе управления персоналом. Недостаточное внимание к вопросам адаптации новых работников может свести на нет усилия кадрового менеджмента по подбору кадров, если новый сотрудник уволится, не сумев соответствующим образом освоить новую работу, или не вписавшись в трудовой коллектив. К сожалению, в нашей стране этому вопросу уделяется мало внимания.

Содержание

Введение.........................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты адаптации новых сотрудников.........................................5
1.1 Понятие и назначение адаптации.....................................................................5
1.2 Виды адаптации..................................................................................................6
2 Технология адаптации новых сотрудников...........................................................10
2.1 Инструменты адаптации..................................................................................10
2.2 Разработка адаптационного листа...................................................................14
Заключение...................................................................................................................16
Список использованной литературы.........................................................................18
Приложение А Адаптационный лист сотрудника.............................

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптация новых сотрудников.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский  государственный индустриальный университет» 

Кафедра экономики и менеджмента 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Управление персоналом» на тему:

«Адаптация  новых сотрудников»

                                                       

                                                   

                                                      Выполнил:

                                студент гр. ЭД – 07

                                                            __________  _________  А.А. Жакова        .

                   (дата)          (подпись)    (инициалы, фамилия)

                      Проверил:

                                            ст. преподаватель              Т.В. Бобко

                 ____________   _________   ___________

                  (оценка)                 (дата)              (подпись)  
               

Новокузнецк,

2011 г.

                                     

Содержание 

Введение.........................................................................................................................3

1 Теоретические аспекты адаптации новых сотрудников.........................................5

   1.1 Понятие  и назначение адаптации.....................................................................5

   1.2 Виды адаптации..................................................................................................6

2 Технология  адаптации новых сотрудников...........................................................10

   2.1 Инструменты адаптации..................................................................................10

   2.2 Разработка адаптационного листа...................................................................14

Заключение...................................................................................................................16

Список  использованной литературы.........................................................................18

Приложение  А Адаптационный лист сотрудника....................................................19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Об  актуальности. Адаптация новых работников является важнейшим элементом в процессе управления персоналом. Недостаточное внимание к вопросам адаптации новых работников может свести на нет усилия кадрового менеджмента по подбору кадров, если новый сотрудник уволится, не сумев соответствующим образом освоить новую работу, или не вписавшись в трудовой коллектив. К сожалению, в нашей стране этому вопросу уделяется мало внимания. Следующий сценарий разыгрывается в российских организациях почти ежедневно: новичок с энтузиазмом приходит на работу в свой первый рабочий день, и его встречает специалист кадровой службы с кипой обычных для такого случая документов. Зачастую на этом заканчивается процесс введения сотрудника в должность, если не считать тех редких случаев, когда ему устраивают беглый осмотр офиса, называют имена коллег, устраивают быструю встречу с руководителем, а затем передают новичка в распоряжение напарнику, который может и не быть готовым ввести нового сотрудника в общий рабочий ритм. В результате первый рабочий день нового сотрудника оказывается скомканным. Поэтому, к вопросу адаптации персонала необходимо подходить очень серьезно, и он является актуальным на сегодняшний день, особенно в нашей стране.

     Целью реферата является изучить особенности и дать рекомендации по адаптации новых сотрудников в организации.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • познакомиться с понятием «Адаптация»;
  • установить существующие виды адаптации;
  • описать мероприятия по адаптации новых сотрудников;
  • разработать программу по адаптации новых сотрудников.

      Объектом  исследования выступают новые сотрудники, а предметом – адаптация новых сотрудников.

     В настоящем реферате использованы следующие  методы исследования: опросы, изучение документов и литературы, статистика.

     Элементы  новизны: в реферате описаны необходимые для эффективной адаптации персонала понятие и виды адаптации, разработана программа по адаптации новых сотрудников.

     Практическая  значимость реферата обусловлена возможностью использования его материалов руководителями, менеджерами по персоналу в своей профессиональной деятельности, а также самими сотрудниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические аспекты  адаптации новых  сотрудников 

    1. Понятие и назначение адаптации
 

        Каждому человеку на протяжении всей жизни приходится адаптироваться к новой для него среде в связи со сменой места жительства, работы. Самая тяжелая форма адаптации связана с эмиграцией в другую страну, когда человеку приходится изучать иной язык, принимать правила и законы, установленные в другой стране, учиться думать по-новому [1].

      Наиболее  точно отражает сущность адаптации следующее определение: адаптация представляет собой взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на первостепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.

      В общем смысле адаптацией является реакция  субъекта на изменение условий его жизнедеятельности, которая противодействует действительному или возможному снижению эффективности. Этой реакцией можно целенаправленно управлять. Адаптация имеет две стороны:

  1. совокупность внутренних психологических процессов, в рамках которых происходит отвыкание человека от прежней работы и привыкание к новой, полное приспособление (ассимиляция) к среде, отождествление личных интересов и целей с общими (идентификация).
  2. совокупность организационных мероприятий, протекающих под контролем службы персонала и облегчающих новому работнику овладение новыми трудовыми функциями, знаниями и навыками, усвоение правил и стандартов поведения, приспособление к условиям труда и социальной среде.

      Конкретные  задачи такого управления:

    • ускорение достижения приемлемых показателей в работе;
    • облегчение вхождения в коллектив;
    • снижение чувства тревожности, неуверенности в себе;
    • сокращение текучести кадров;
    • экономия затрат времени окружающих на помощь и консультации;
    • повышение удовлетворенности работой;
    • достижение в результате общей экономии затрат.

      Успешность  адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются [2]:

      1. качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
      2. объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
      3. отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
      4. престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
      5. особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;
      6. наличие отработанной системы внедрения новшеств;
      7. гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
      8. особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
      9. личностные свойства адаптируемого сотрудника,  связанные  с  его психологическими  чертами,
      10. возрастом, семейным положением и т.п .
 
    1. Виды  адаптации
 

      Выделим следующие факторы, влияющие на процесс адаптации сотрудника в коллективе [3]:

  • организационный;
  • социально-психологический;
  • профессиональный.

      Организационная адаптация основана на понимании и принятии новым сотрудником своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления. Необходимо, на наш взгляд, сделать новому сотруднику краткий экскурс в историю развития организации, рассказать о клиентах и партнерах, дать ознакомиться с положением об организационной структуре предприятия и положением об отделе, куда он выходит. Выдать на руки должностную инструкцию. Также необходимо познакомить его с непосредственным начальником (в случае, если это не было сделано в процессе отбора) и ознакомить его с процедурой эскалации проблем.

      Социально-психологическая  адаптация сотрудника – это принятие новых норм взаимоотношений, поведения в данной организации, приспособление к новому социуму. Здесь необходимо познакомить нового сотрудника и обсудить с ним миссию компании, рассказать ему о традициях, существующих на предприятии, познакомить его с коллегами по подразделению и людьми из других подразделений, с кем он будет связан технологически (круг функциональных связей подразделения должен быть зафиксирован в соответствующих положениях). В случае наличия специфических условий осуществления деятельности (закрытость/удаленность подразделения) имеет смысл проведение социально-психологических тренингов, нацеленных на формирование определенных норм и стиля взаимоотношений.

      И, наконец, профессиональная адаптация – это постепенная доработка профессиональных навыков и навыков сотрудничества до определенного уровня, необходимого для исполнения новым сотрудником своих функциональных обязанностей на технологически необходимом уровне. Круг данных навыков должен быть очерчен в должностной инструкции, которую сотрудник получает на руки. Должны быть разработаны и доведены до его сведения критерии успешности прохождения испытательного срока, а также, по возможности, четко поставлены задачи [4].

      Большое внимание стоит уделять организационной адаптации сотрудников, которые проходят процесс первичной адаптации, т.е. сотрудникам, для которых данное место работы является первым, особенно если это крупное предприятие с большой численностью персонала. Как правило, сотрудники, которые не имеют опыта работы, не имеют и опыта организационного поведения. Для них обычно является большой сложностью обратиться к коллегам из смежного подразделения по вопросу получения какой-либо информации, необходимой для работы, у них нет опыта работы со служебной документацией и т.п. Службе по работе с персоналом необходимо довести до новых сотрудников сведения о сложившейся корпоративной культуре организации, системе документооборота компании, служебных взаимоотношениях между работниками. Для каждой организации существует свой, сложившийся со временем стиль общения и служебных взаимоотношений между сотрудниками. Самый элементарный пример, который можно привести в данном случае: в некоторых фирмах обращение к работнику происходят по имени и отчеству, вне зависимости от должности и возраста, в других для обращения используется имя и фамилия, в-третьих – имя. Если новый сотрудник не извещен об этом, то у него в самом начале работы, могут возникнуть проблемы в общении с коллегами [5].

Информация о работе Адаптация новых сотрудников