Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:39, курсовая работа
Проблемы, связанные с процессом адаптации первоклассников рассматривались многими отечественными психологами, такими как, Истратова О.Н., Гончарова Е.В., Коган В.В., Мухина B.C., Бурменская Г.В. и др. так как поступление ребенка в первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования адаптации к школе первоклассников…………………………………………………………………6
Понятие сущность адаптации………………………………………………...6
Показатели адаптации и дезадаптации………………………………………9
Факторы адаптации первоклассников в школе……………………………16
Психологическое сопровождение адаптации первоклассников ………...20
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….27
Глава 2. Результаты исследования адаптации первоклассников к школе…………………………………………………………………………….29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………29
2.2 Уровни адаптации первоклассников……………………………………….30
2.3 Теоретическое обоснование программы направленной на оптимизацию адаптации………………………………………………………………………...31
2.4 Проверка эффективности результатов программы………………………..35
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….48
Приложение……………………………………………………………………..51
Приложение 1. Опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Л.М. Ковалева
Приложение 2. «Диагностика отношения ребенка к школе»…………………54
Приложение 3. Коррекционно – развивающая программа, направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению………………………………………………………………………...58
Приложение 4. Рекомендации для родителей………………………………72
Этапы реализации программы:
1. Водный этап.
Включает в себя 1 занятие. Задачи данного этапа: установление с детьми эмоционально-позитивного контакта.
2. Основной этап.
Включает в себя 12 занятий. Задачи данного этапа: создание и обсуждение проблемной ситуации; доверительная беседа с детьми; рисование своих проблем (снятие напряжения, диагностика детских тревог); обучения навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, формирование волевой регуляции поведения: подвижные игры, релаксационные упражнения, активные действия, ритуал прощания. с использованием различных упражнений и методик.
3. Заключительный этап.
Включает 1 занятие. Задачи данного этапа: снятие эмоционального напряжения, формирование чувства уверенности в собственных силах.
2.4 Проверка эффективности результатов программы
Исследование было проведено в соответствии со всеми требованиям прописанными в данных методиках.
По полученным данным можно сделать определенные выводы.
Опросник для учителя «Психологаческий анализ особенностей адаптации первоклассников школе» (Л.М.Ковалевой). Показатели сформированности социально - психологической адаптации первоклассников к школе, по результатам данного опросника помещены в таблице 3, а также на рисунке 1.
Таблица 3
Показатели сформированности социально-психологической адаптации первоклассников к школе
Степень дезадаптации |
Кол-во детей |
Отсутствие дезадаптации |
3 |
Средняя степень |
8 |
Высокая степень |
11 |
Из данной таблицы видно, что дезадаптация отсутствует у 3-х человек – 13,6%, средняя степень дезадаптации у 8 детей – 36,4%, и высокая степень дезадаптации у 11 человек – 50%.
По методике «Диагностика отношения ребенка к школе». Были получены следующие результаты, которые представлены в Таблице 4.
Таким образом, высокий уровень адаптации отмечен у 5 испытуемых (22,7 %), средний уровень адаптации - у 14 учащихся (63,6 %), низкий уровень адаптации у 3 участников эксперимента (13,7 %).
Таблица 4
Результаты первичного диагностирования уровня адаптации первоклассников по методике «Диагностика отношения ребенка к школе»
n=22
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Высокий уровень адаптации |
Средний уровень адаптации |
Низкий уровень адаптации |
1 |
Ю.Р. |
33 балла | ||
2 |
Ш.В. |
25 баллов | ||
3 |
А.Б. |
26 баллов | ||
4 |
А. Г. |
24 балла |
||
5 |
Б.С. |
17 баллов |
||
6 |
Щ.Д. |
24 балла |
||
7 |
В.А. |
19 баллов |
||
8 |
Н.П. |
14 баллов |
||
9 |
И.Л. |
16 баллов |
||
10 |
Ш.Д. |
19 баллов |
||
11 |
Л.А. |
22 баллов |
||
12 |
М.Р. |
24 баллов |
||
13 |
О.С. |
21 баллов |
||
14 |
П.А. |
24 баллов |
||
15 |
Р.В. |
18 баллов |
||
16 |
Р.А. |
20 баллов |
||
17 |
СЕ. |
18 баллов |
||
18 |
Т.К. |
16 баллов |
||
19 |
Ч.Я. |
18 баллов |
||
20 |
Ч.В. |
17 баллов |
||
21 |
Ш.В. |
18 баллов |
||
22 |
Б.Д. |
19 баллов |
||
Общее количество |
5 |
14 |
3 |
Графически полученные результаты в абсолютном и относительном выражении представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Результаты первичного диагностирования уровня адаптации первоклассников по методике «Диагностика отношения ребенка к школе»
Таким образом, по полученным результатам, хорошо видно, что в данном классе есть дети, у которых наблюдается дезадаптация к школе.
Это говорит
о том, что в данном классе нужно
проводить коррекционную работу
по социально-психологической
Оценка эффективности проводитс
Цель программы: создание условий для успешной адаптации детей школе, к классу, к учителям.
В соответствии с поставленной целью были выделены задачи, которые способствовали:
Реализуя цели программы, мы воспитываем и развиваем в детях конкретные жизненно необходимые, навыки и умения:
Методы:
Для раскрытия темы занятия использовались:
1)дискуссия, обсуждение;
2)мозговой штурм (принятие без обсуждения любой версии решения вопрос;
3)работа в парах;
4)рисунок;
5)игра (детям объясняется, что игра — это только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться); драматизация (разыгрывание различных ситуаций); работа малых группах.
Содержание носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретной проблемы детей и их возраста.
Сравнительный анализ результатов исследования уровня адаптации первоклассников к школьному обучению
Повторное диагностирование
учителя с помощью опросника «П
Таблица 5
Показатели сформированности социально-психологической адаптации первоклассников к школе
Степень дезадаптации |
Кол-во детей |
Отсутствие дезадаптации |
11 |
Средняя степень |
8 |
Высокая степень |
3 |
Из данной таблицы видно, что дезадаптация отсутствует у 11 человек – 50% средняя степень дезадаптации у 8 детей – 36,4%, и высокая степень дезадаптации у 3-х человек –13,6%.
Сравнение результатов первичного и повторного диагностирования позволяют говорить о значительном росте уровня адаптации участников эксперимента.
Рис.
2. Сравнение результатов
Повторное диагностирование участников эксперимента по методике «Диагностика отношения ребенка к школе» показала следующие результаты, которые представлены в Таблице 6.
Таблица 6
Результаты повторного диагностирования уровня адаптации первоклассников по методике «Диагностика отношения ребенка к школе»
n=22
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Высокий уровень адаптации |
Средний уровень адаптации |
Низкий уровень адаптации |
1 |
Ю.Р. |
25баллов | ||
2 |
Ш.В. |
22балла |
||
3 |
А.В. |
20 баллов |
||
4 |
Ж.Ю. |
20 баллов |
||
5 |
Б.С |
9 баллов |
||
6 |
Щ.Д. |
15 баллов |
||
7 |
В.А. |
9 баллов |
||
8 |
З.Щ. |
14 баллов |
||
9 |
Х.Щ. |
9 баллов |
||
10 |
Т.Б. |
9 баллов |
||
11 |
Л.А. |
9 баллов |
||
12 |
М.А. |
9 баллов |
||
13 |
О.С |
9 баллов |
||
14 |
П.А. |
17 баллов |
||
15 |
Р.В. |
12 баллов |
||
16 |
Р.А. |
11 баллов |
||
17 |
СЕ. |
9 баллов |
||
18 |
Т.К. |
10 баллов |
||
19 |
Ч.Я. |
10 баллов |
||
20 |
Ч.В. |
9 баллов |
||
21 |
Ш.В. |
11 баллов |
||
22 |
БД. |
12 баллов |
||
Общее количество |
18 |
3 |
1 |
Таким образом,
высокий уровень адаптации
Сравнение результатов первичного и повторного диагностирования позволяют говорить о значительном росте уровня адаптации участников эксперимента.
Так, если при первичном диагностировании высокий уровень адаптации отмечен у 5 испытуемых (22,7 %), средний уровень у 14 учащихся (63,6 %), низкий - у 3 участников эксперимента (13,7 %), то при повторном диагностировании высокий уровень отмечен уже у 18 испытуемых (81,8 %), средний уровень у 3 учащихся (13,6 %), а низкий наблюдается только у 1 участника эксперимента (4,6 %). Можно увидеть, что средний уровень преодолели 11 учащихся и 1 участник эксперимента остался на низком уровне адаптации, хотя стоит отметить, что и его результат изменился с 33 баллов до 25. Это является благоприятной картиной для данного ребенка.
Графическое сравнение показателей первичного и повторного диагностирования представлено на рисунке 3.
Рис.
3. Сравнение результатов
Выводы по II главе
Подводя итоги
экспериментального исследования влияния
коррекционно-развивающей
Показатели сформированности социально-психологической адаптации первоклассников к школе свидетельствуют о том, что дезадаптация отсутствует у 3-х человек – 13,6%, средняя степень дезадаптации у 8 детей – 36,4%, и высокая степень дезадаптации у 11 человек – 50%. Повторное диагностирование учителя показало, что дезадаптация отсутствует у 11 человек – 50% средняя степень дезадаптации у 8 детей – 36,4%, и высокая степень дезадаптации у 3-х человек –13,6%.
Сравнение результатов первичного и повторного диагностирования позволяют говорить о значительном росте уровня адаптации участников эксперимента.
при первичном диагностировании высокий уровень адаптации отмечен у 5 испытуемых (22,7 %), средний уровень у 14 учащихся (63,6 %), низкий - у 3 участников эксперимента (13,7 %), то при повторном диагностировании высокий уровень отмечен уже у 18 испытуемых (81,8 %), средний уровень у 3 учащихся (13,6 %), а низкий наблюдается только у 1 участника эксперимента (4,6 %);
можно отметить, что средний уровень преодолели 11 учащихся и 1 участник эксперимента остался на низком уровне адаптации, хотя и его результат изменился с 33 баллов до 25. Это является благоприятной картиной для данного ребенка.
Так как в результате первичного диагностирования в данной выборке был отмечен высокий показатель среднего уровня адаптации первоклассников к школьному обучению, то это является условно благоприятной ситуацией для дальнейшей адаптации первоклассников.
В результате проведения
психолого-педагогического
Заключение
Наличие большого
числа научных и практических
работ по проблеме адаптации к
школе свидетельствует об ее актуальности,
но в тоже время специфика социально-
В настоящее
время образовательные
Можно выделить следующие признаки адаптации ребенка к школе:
•Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
•Второй признак насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
•Следующий признак успешной адаптации это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.