Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:21, реферат
Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы
воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются
представлениями.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Память и ее значение………………………………………………………...………4
Процессы и виды памяти………………………………………………………...….5
Нарушения памяти…………………………………………………………………..9
Факторы, влияющие на забывание…………………………………….………….11
Заключение……………………………………………………………………….…14
Список использованной литературы………………………………………..…….15
Интерференция. Этим феноменом может быть обусловлен, в частности, отрицательный перенос при научении, о котором мы уже говорили в седьмой главе. Интерференция может быть связана с событиями, происшедшими до запоминания того или иного материала. В этом случае говорят о проактивной интерференции. Например, если перед тем как студент начинает готовиться к экзаменам, он получит дурные вести, то усвоение знаний, естественно, будет страдать. Интерференция возможна и тогда, когда сразу после одного материала мы беремся за другой, сходный с первым. Например, после обучения итальянскому языку возникают сложности при усвоении испанского.
Однако еще большую роль в забывании играет ретроактивная интерференция. Если, например, непосредственно после усвоения какого-либо навыка мы приступаем к новой деятельности, этот навык может ухудшиться. В то же время было отмечено, что если старый и новый навыки очень сходны или, наоборот, очень различны, то ретроактивная интерференция выражена слабо. Она сильно будет сказываться на первом навыке лишь тогда, когда второй с ним относительно сходен. В нашем случае с усвоением двух языков можно с большей уверенностью сказать, что если испанский язык будет все же выучен, а итальянский за это время использовать не придется, то вспомнить его в случае надобности будет уже труднее.
Сходные явления наблюдаются и тогда, когда студенту приходится учить два предмета, экзамены по которым он будет сдавать в один и тот же день. Изучение общей психологии при этом только углубит знания по психологии развития, особенно если оба курса читал один и тот же преподаватель. Психология не помешает также усваивать химию; но если придется одновременно с психологией заниматься еще философией или социологией, затрагивая при этом сходные темы, то интерференция вполне может возникнуть.
Известно также, что интерференция всегда сильнее выражена при вспоминании, чем при узнавании.
Подавление. Еще один вид забывания, открытый Фрейдом, - это подавление. Например, мы можем «забыть» подписать чек, который посылаем в последний срок уплаты долга, «забыть» выучить экзаменационный предмет или явиться на важное, но чреватое неприятными последствиями свидание.
В подобных случаях Фрейд говорил об активном забывании. Он объяснял это явление не случайностью, а действительным торможением следов в памяти на уровне сознания и о вытеснении их в подсознание, где они удерживаются ценой значительных затрат энергии.
Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании, подчеркивая тем самым, что с помощью такого механизма субъект пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации. Несколько позже, рассматривая механизмы психической защиты (гл. 12), мы еще вернемся к этому порой патологическому явлению.
Заключение
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому
уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою
очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем
приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание,
впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который
может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих
условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под
памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и
воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в
состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память
занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими
исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс,
обеспечивающий
познавательные процессы в единое целое.
Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление
воспринимались в прошлом, называется узнаванием.
Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем
знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но
воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа
предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный
момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только
воспринимаемые в прошлом
фантазии и т. д.
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является
запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его
последующее сохранение.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из
нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима
человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии
использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед
психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением
процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы
физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому
запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить
объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы,
на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти
следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки
времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти,
находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на
протекание познавательных процессов человека.
Список использованной литературы
1. А.Г. Смирнов. Практикум по общей психологии. Изд. Института Психотерапии, М., 2001г., 222с.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. Том 1. М.: Мир, 1992г.-496с.
3. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.-336с.
4. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского. – М.: Просвещение,
1973.
5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
6. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
7. Учебное пособие. Психология и педагогика. М.-Нсб., ИНФРА-М – НГАЭиУ, 2001, 174с.
8. http://www.psychologos.ru/
Тесты
А) отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
Б) отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека.
В) направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Г) это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
2. Выделяют следующие процессы памяти:
А) сохранение;
Б) воспроизведение;
В) забывание.
Г) все ответы верны.
3. …- процесс извлечения из памяти сохраненного материала.
А) сохранение;
Б) воспроизведение;
В) забывание;
Г) запоминание.
4. …- процесс, необходимый для эффективной работы памяти, с помощью которого человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.
А) сохранение;
Б) воспроизведение;
В) забывание;
Г) запоминание.
5. К основным факторам, влияющим на забывание, относится:
А) возраст;
Б) интерференция;
В) подавление;
Г) все ответы верны.
6. По наличию целевой установки
и затрачиваемым на
А) непроизвольная и произвольная память;
Б) механическая и смысловая память;
В) кратковременная, оперативная и долговременная;
Г) когнитивная, эмоциональная и личностная память.
7. По степени осмысленности
А) непроизвольная и произвольная память;
Б) механическая и смысловая память;
В) кратковременная, оперативная и долговременная;
Г) когнитивная, эмоциональная и личностная память.
8. В зависимости от установки на время хранения информации выделяется:
А) непроизвольная и произвольная память;
Б) механическая и смысловая память;
В) кратковременная, оперативная и долговременная;
Г) когнитивная, эмоциональная и личностная память.
9. По материалу, сохраняемому памятью, разделяется:
А) непроизвольная и произвольная память;
Б) механическая и смысловая память;
В) кратковременная, оперативная и долговременная;
Г) когнитивная, эмоциональная и личностная память.
10. …- расстройство памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспроизводить информацию
А) амнезия;
Б) гипомнезия;
В) афазия;
Г) парамнезия.
11. Виды амнезий:
А) Ретроградная амнезия;
Б) Антероградная амнезия;
В) Антероретроградна;
Г) все ответы верны.
12. … - обманы памяти, при которых
неспособность запомнить
А) конфабуляции;
Б) псевдореминисценции;
В) криптомнезии;
Г) все ответы неверны.
13. … - нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные события прошлого переносятся в настоящее;
А) конфабуляции;
Б) псевдореминисценции;
В) криптомнезии;
Г) все ответы неверны.
14. … - расстройства памяти, при которых человек присваивает чужие мысли, действия себе
А) конфабуляции;
Б) псевдореминисценции;
В) криптомнезии;
Г) все ответы неверны.
Информация о работе Амнезирующие факторы и их влияние на память человека