Анализ межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение понятия межличностных отношений и особенностей социально-психологического климата студенческой группы.
Объектом исследования являются межличностные отношения.
Предметом психологического студенты младших курсов Лениногорского филиала КНИТУ-КАИ.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ по теме «Межличностные отношения»;
Провести анкетирование, в результате чего выявить какие отношения складываются в студенческой группе.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Межличностные отношения

1.1 Понятие межличностных отношений
5
1.2 Типы и уровни межличностных отношений
12
1.3 Формы межличностных отношений
15
Глава 2. Анализ межличностных отношений

2.1 Результаты исследования по опроснику А.А. Рукавишникова
34
2.2 Разработка комплексных рекомендаций для создания благоприятных межличностных отношений
40
Заключение
44
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая по психологии!.docx

— 97.68 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1. Межличностные отношения

 

1.1  Понятие межличностных отношений

5

1.2  Типы и уровни межличностных отношений

12

1.3  Формы межличностных отношений

15

Глава 2.  Анализ межличностных отношений

 

2.1  Результаты исследования по опроснику А.А. Рукавишникова

34

2.2 Разработка комплексных рекомендаций для создания благоприятных межличностных отношений

40

Заключение

44

Список использованных источников

46

Приложение 1

48


 

                                           Введение

 

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые, в свою очередь, складываются между людьми и их общественной жизни.

Объективные отношения и  связи людей неизбежны и возникают они в любой группе. Отражением этих объективных взаимоотношений являются субъективные межличностные отношения.

Межличностные отношения - это  отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи, в таких отношениях часто  находятся люди, живущие вместе под  влиянием различных обстоятельств.

В данной курсовой работе будут рассмотрены межличностные отношения и взаимоотношения людей.

Актуальность темы исследования. Проблемы, которые касаются межличностных отношений, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностные отношения и возможности достижения взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное отношение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностных отношений зависит от общения, от уровня достигнутого понимания.

 Целью данной курсовой работы является определение понятия межличностных  отношений и особенностей социально-психологического климата студенческой группы.

Объектом исследования являются межличностные отношения.

Предметом психологического студенты младших курсов Лениногорского филиала КНИТУ-КАИ.

В соответствии с этой целью  поставлены следующие задачи: 

  • Провести теоретический анализ по теме «Межличностные отношения»;
  • Провести анкетирование, в результате чего выявить какие отношения складываются  в  студенческой  группе.

При исследовании курсовой работы была выдвинута гипотеза, что большинство индивидов стараются поддерживать довольно близкие отношения с окружающими людьми. И мы намерены проверить эту гипотезу с помощью исследования.

При работе над курсовой работой был использован опросник межличностных отношений  А.А.Рукавишникова, включающий в себя 54 вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.   Межличностные  отношения

                             1.1 Понятие межличностных отношений 

Межличностные отношения - это  отношения, которые складываются между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте [11, с.96].

Общий фактор в этих отношениях - это различного рода чувства привязанности, любви и преданности, а также  желание сохранить эти отношения.

Природа межличностных отношений  существенно отличается от природы  общественных отношений: их важнейшая специфическая черта -эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу [13, с.547].

Процесс развития межличностных  отношений включает динамику, механизм регулирования межличностных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения  развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабиться. Динамика развития межличностных отношений включает в себя несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомство осуществляется в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность человека к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу. Дружеские отношения имеют общее предметное содержание - общие интересы, цели деятельности и т. д. Можно выделить утилитарную и эмоционально-экспрессивную дружбу[13, с.549].

Механизмом развития межличностных  отношений является эмпатия — отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней. Первый уровень включает когнитивную эмпатию, которая проявляется в виде понимания психического состояния другого человека. Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, самое главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, являющуюся мысленной, чувственной и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные иерархически взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Межличностные отношения  делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и  паритетные.

Официальными называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие  взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий  друг к другу. Неофициальные отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. 

Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях.  Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов.  Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды [4, с.119].

Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности [4, с.110].

Условия развития межличностных  отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению  с сельской местностью, межличностные связи более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных - спрессовано, динамично [13, с.548].

Межличностные отношения  включают:

1) восприятие и понимание  людьми друг друга;

2) межличностную привлекательность  (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение  (в частности, ролевое).

Факторы, влияющие на восприятие людьми друг друга:

1) имплицитная теория личности, согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;

2) эффект первичности (эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем [12, с.15].

Отмечено, что если первое впечатление  положительное, то мы склонны отфильтровывать  несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением. Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное. Эффект ореола может оказывать в  процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние;

3) эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление[17].

Эффекты ореола и новизны могут  быть объяснены изученным ранее  эффектом края.

При восприятии людьми друг друга  первостепенное значение имеют выражение  лица, особенно глаза и губы, и  движение рук, в первую очередь пальцев.

Оценивание эмоциональных состояний.

К числу наиболее правильно оцениваемых  положительных эмоций относятся  радость, затем – восхищение.

Плохо оцениваются такие отрицательные  эмоции, как обида, гнев, тоска.

Уровни восприятия и понимания человека человеком:

1) аналитический – распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;

2) эмоциональный – наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности). Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением;

3) перцептивно-ассоциативный – обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;

4) социально-ассоциативный – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов [4, с.150].

Межличностная привлекательность - причины, по которым разные люди оценивают  друг друга как более или менее  привлекательных.

Межличностная привлекательность  ни в одном пункте не отрицает общую психологию привлекательности, но добавляет в нее много новых интересных пунктов. В отличие от личностной привлекательности, в которой говорится о "привлекательности вообще", в межличностной привлекательности говорится о привлекательности между двумя конкретными людьми. Если человек нравится вообще и многим, из-за этого он как раз может не понравиться человеку конкретному.

Основными факторами здесь  обычно оказываются:

  • Территориальная близость. Точнее, не сама территориальная близость, а частота, с которой пути двух людей пересекаются. Большинство людей находят своих друзей среди соседей, коллег или одноклассников.
  • Сходство. Взаимной симпатии благоприятствует сходство установок, убеждений и нравственных ценностей. Родство душ ведет к взаимной симпатии; противоположности сходятся редко.
  • Яркое. При том, что обычно нравится известное, понятное, привычное, в межличностной привлекательности важно среди "прошедших фильтр понятных" оказаться выделяющимся.
  • Выгодное. Прямые или косвенные выгоды, которые человек может получить от другого человека - сильнейший фактор привлекательности. Если контакт с этим человеком повышает наш статус или хотя бы самооценку, если рядом с ним весело или вокруг него много других полезных людей - такие люди нам более интересны, чем те, общение с которыми не дает никаких радостей и перспектив.
  • Ровня. Нам неуютно с теми, кто сильно выше нас в культурном или интеллектуальном плане, так же как не хочется быть рядом с тем, кто совсем уж ниже нас. Обычно люди выбирают себе - ровню. Умные при этом ищут ровню, которая была бы немного его повыше, люди с более проблемной психикой - все-таки чтобы рядом был кто-то немного пониже его...
  • Добрые вложения. А еще нам нравятся те, в которых мы вложились чем-то светлым и добрым [8, с.250].

Информация о работе Анализ межличностных отношений