Анализ межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение понятия межличностных отношений и особенностей социально-психологического климата студенческой группы.
Объектом исследования являются межличностные отношения.
Предметом психологического студенты младших курсов Лениногорского филиала КНИТУ-КАИ.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ по теме «Межличностные отношения»;
Провести анкетирование, в результате чего выявить какие отношения складываются в студенческой группе.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Межличностные отношения

1.1 Понятие межличностных отношений
5
1.2 Типы и уровни межличностных отношений
12
1.3 Формы межличностных отношений
15
Глава 2. Анализ межличностных отношений

2.1 Результаты исследования по опроснику А.А. Рукавишникова
34
2.2 Разработка комплексных рекомендаций для создания благоприятных межличностных отношений
40
Заключение
44
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая по психологии!.docx

— 97.68 Кб (Скачать файл)

3. Для преодоления пространственно-временных  ограничений собственного существования;  психологическое влияние само  является потребностью и выступает  как одна из форм главного  стремления всего живого –  преодоления пространственно-временных  ограничений своего существования [15, с.229].

В сущности, первая цель включает в себя и две остальные, если считать  потребностями стремление утвердить  факт своего существования и стремление к преодолению пространственно-временных  ограничений.

Социальное влияние на людей или их группы осуществляется с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации убеждений, стереотипов, установок и эмоциональных  состояний, стимулирования определенных типов их поведения.

Социальное влияние может  изменять поведение людей, не приводя  к трансформации их убеждений, установок  или чувств. То есть поведение людей  может подвергаться влиянию ситуативных  стимулов. В этом случае их позитивное поведение дает положительный результат, или же негативное поведение приводит к отрицательным последствиям [15, с.231].

Социальные условия жизни  заставляют людей познавать незнакомые ситуации и случайные стечения обстоятельств  через последствия своих собственных  действий или через наблюдения за действиями других. Они получают вербальные сообщения или предостережения  от общества, групп относительно необходимости  соблюдения определенных правил поведения, которые тем самым в одном  случае одобряют их действия и поступки, а в других – могут наказать за несоблюдение общепринятых правил поведения.

Отклонение от «нормы»  обычно ведет к отверженности  в группе или обществе, поэтому  следование мнению большинства позволяет  завоевывать или охранять признание  этим большинством. Это явление носит  название нормативного влияния. Но очень  часто люди стремятся не противоречить  большинству, если знают, что оно  более компетентно в вопросах о правилах поведения в конкретных ситуациях. В результате они соглашаются  с другими. Это – информационное влияние [14, с.335].

Как правило, в результате нормативного или информационного  влияния в обществе или его  отдельных группах люди подчиняются  их требованиям. Нормам подчиняются  потому, что в их основе лежат  правила, с помощью которых регулируются взаимоотношения в обществе. Например, «правило взаимного обмена» гласит: мы должны платить за услугу и помогать тем, кто помог нам. Согласно этому мы должны быть последовательными в наших словах и поступках.

Авторитетным людям подчиняются  потому, что им приписываются большая  осведомленность и право отдавать распоряжения в незнакомых ситуациях. Властям подчиняются потому. Что  обычно проявляется укоренившаяся  у людей в процессе социализации привычка в «необходимости им подчиняться»

Социальное влияние может  быть неосознанным, когда люди не отдают себе отчет в том, что на них  воздействуют. Эффективной формой неосознаваемого  влияния является так называемое «сублиминальное влияние», представляющее собой изменение аффективных и познавательных реакций, вызванное стимулами, слишком слабыми для того, чтобы их можно было уловить сознательно [15, с.150].

Наиболее фантастические заявления о влиянии подпороговых стимулов не подтверждены научными исследованиями. Но лабораторное изучение показывает, что визуальные стимулы, которые  чередуются слишком быстро, чтобы  их увидеть, все равно оказывают  влияние.

Условно выделяют три этапа  социального влияния: операциональный, процессуальный, заключительный.

Социальное влияние сказывается  на функционировании конкретных сфер психики отдельного человека, групп  людей и общественного сознания в целом: потребностно-мотивационный, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой.

Конфликт — это столкновение разных интересов; естественный процесс, которого не надо бояться. При правильном отношении, конфликты могут научить нас оптимальному взаимодействию с миром, лучше узнать себя и людей, выявить разнообразие точек зрения. Разрешение межличностного конфликта выводит взаимоотношения на более качественный уровень, расширяет возможности группы в целом, объединяет её [7, с.244].

Предпосылкой для возникновения  конфликта является конфликтная ситуация. Она появляется при несовпадении интересов сторон, стремлении к противоположным целям, использовании разных средств их достижения и т.п. Конфликтная ситуация — это условие конфликта. Чтобы ситуация перешла в конфликт, нужен толчок.

Способы разрешения межличностного конфликта.

  1. Уклонение — нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации.
  2. Приспособление — попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника. Приспособление применимо к конфликтным ситуациям в отношениях между начальником и подчинённым.
  3. Принуждение — это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения.
  4. Конфронтация ориентирована на достижение своих целей без учета интересов другой стороны. При этом нет возможностей для принуждения. Этот способ разрешения конфликта, ничего не разрешает.
  5. Компромисс — это урегулирование конфликта путём взаимных уступок.
  6. Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон [5, с.57].

Лучший способ разрешения конфликта — сотрудничество.

Любая группа, семья или  пара представляют собой систему, объединённую одним полем. Все стороны конфликта равно необходимы для системы.

Понятие межличностного конфликта

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих  субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных  целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. В межличностном  конфликте каждая сторона стремится  отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т. п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие [7, с.83].

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся  системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные  мнения, интересы, точки зрения, взгляды  на одни и те же проблемы, которые  на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие [7, с.84].

          Классификация конфликтов

Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю организацию, парциальные, касающиеся ее отдельной части; зарождающиеся, зрелые и угасающие; слепые и рациональные; мирные и немирные; кратковременные и затяжные, долгое время лихорадящие всю организацию. Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к ее разрушению или существенному изменению. Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом:

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих  группу вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней  средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания [3, с.486].

По своему внутреннему  содержанию социальные конфликты делятся  на рациональные и эмоциональные.

К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры.                    Эмоциональные или личностные конфликты характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими.

По длительности протекания конфликты можно разделить на:

  • Затяжные связаны с глубокими нравственными психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность зависит от предмета противоречий, от черт характеров столкнувшихся людей.
  • Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызывать глубокую или длительную напряженность отношений [16].

Сам конфликт состоит из трех периодов:

1)предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации). Осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

2)конфликт (инцидент, эскалация,  сбалансированное противодействие, завершение конфликта);

3)послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

 

Глава 2. Анализ межличностных  отношений                             

  2.1 Результаты исследования

 

Для получения достаточно полной и объективной картины межличностных отношений была использована экспериментально-диагностическая методика А.А.Рукавишникова, позволяющая задать разные варианты взаимодействия людей. В исследовании участвовало 50 студентов младших курсов ЛФ КНИТУ-КАИ. Исследование проводилось в виде простого анкетирования (вопросы к анкетированию см. в Приложении 1).

Потребность включения. Это  потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с  другими людьми, на основе которых  возникают взаимодействие и сотрудничество.

Удовлетворительные отношения  означают для индивида психологически приемлемые взаимодействия с людьми, которые протекают в двух направлениях:

1) от индивида к другим  людям – диапазон от «устанавливает  контакты со всеми людьми»  вплоть до «не устанавливает  контакты ни с кем»;

2) от других людей к  индивиду – диапазон от «всегда  с ним устанавливают контакты»  вплоть до «никогда с ним  не устанавливают контакты».

На уровне эмоций потребность  включения определяется как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса. Это чувство включает в себя:

1) интерес субъекта к  другим людям; 

2) интерес других людей  к субъекту.

С точки зрения самооценки потребность включения проявляется  в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее  потребности включения, направлено на установление связей между людьми, которые можно обрисовать понятиями  исключения или включения, принадлежности, сотрудничества. Потребность быть включенным трактуется как желание нравиться, привлекать внимание, интерес. Хулиган в классе, который бросается ластиками, делает это из-за недостатка внимания к нему. Даже если это внимание к нему отрицательно, он частично удовлетворен, т.к. наконец кто-то обратил на него внимание.

Быть человеком, не похожим  на других, т.е. быть индивидуальностью, – другой аспект потребности включения. Большая часть стремлений направлена на то, чтобы быть замеченным, обратить на себя внимание. К этому человек  стремится для того, чтобы отличаться от других людей. Он должен быть индивидуальностью. Основным в этом выделении из массы  других является то, что нужно добиться понимания. Человек считает себя понятым, когда им кто-либо интересуется, видит присущие лишь ему особенности. Однако это не значит, что его  должны почитать и любить.

Проблемой, возникающей часто  в начале межличностных отношений, является решение, быть ли вовлеченным  в данное отношение или нет. Обычно при первоначальном установлении взаимоотношений  люди пытаются представиться друг другу, часто стараясь найти в себе ту черту, которая могла бы заинтересовать других. Часто человек первоначально  молчалив, т.к. он не уверен в том, что  интересен другим людям; это все  касается проблемы включения.

Включение подразумевает  такие понятия, как взаимоотношения  между людьми, внимание, признание, известность, одобрение, индивидуальность и интерес. От аффекта оно отличается тем, что не включает в себя сильных  эмоциональных привязанностей к  отдельным людям; а от контроля тем, что его сущностью является занятие  видного положения, но никогда –  доминирование.

Информация о работе Анализ межличностных отношений