Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 02:15, курсовая работа
Цель исследования: осуществить теоретический анализ особенностей внушения на военнослужащих и осуществить эмпирическое исследование.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены такие задачи:
1. Рассмотрены основные виды внушения;
2. Исследованы содержательные особенности языковых форм косвенного внушения;
3. Определены методы психодиагностики влияния на индивидуальное и массовое сознание военнослужащих;
4. Проведено эмпирическое исследование степени внушаемости военнослужащих.
2) " По мере того, как ваше дыхание становится ровным, вы можете расслабиться еще больше ".
2 . "Последовательность принятия ". Данный вид внушения схож с предыдущим, но состоит из большего количества фраз "присоединения " и позволяет достичь таким образом большего согласия сугеренда. Речь идет о последовательном принятия каких-то идей. Человек, следя за логикой речи сугеренда, мысленно соглашается с каждым последующим постулатом, поскольку перед этим уже согласился с предыдущим. Самым известным примером является " правило четырех да " : когда сугеренд четыре раза ответил " да "на вопрос, просьбу, заявление сугестора , то в пятый раз он, скорее всего, скажет "да" автоматически.
Примеры: 1) "Мы с тобой встретились сегодня утром, а уже вечер. И мы по-настоящему хорошо провели этот день: мы вместе поработали в библиотеке, побродили по городу, узнали много нового (утверждение присоединения). Поэтому давай завтра снова встретимся и проведем весь день вместе (утверждение ведения) "
2)" Мы с вами в этой комнате. И вы слышите мой голос, чувствуете кресло, в котором сидите, видите секундную стрелку на часах (утверждение присоединения), и ваши глаза могут захотеть зажмуриться (утверждение ведения) ".
3. "Пресуппозиции". Под пресуппозицией, или предположением понимается явление, обязательно случится. Предложение обычно строится как сложное и конструируется так, чтобы ударение падало на одну часть, а безударная часть, которая и является пресуппозиции, воспринимается как таковая, что обязательно случится.
Примеры: 1) "Вы сможете заняться самоисследованием, когда сядете в это кресло ". (Предполагается, что самоисследованием сугеренд займется обязательно) 2) "Когда пойдешь в библиотеку, возьми словарь иностранных слов". (Предполагается, что сугеренд обязательно пойдет в библиотеку).
4. " Трюизм ". Это языковая констатация определенных фактов, событий, явлений, которые нельзя отрицать. Это могут быть как факты, вытекающие из жизненных наблюдений, так и факты, которые известны всем. Трюизмы можно рассматривать и как" Пустую породу ", которая необходима для заполнения пространства речи сугестора, и как разновидность внушения. В этом случае трюизмы применяют для получения эффекта "ведения " сугеренда, возникающее после восприятия им трюизма.
Примеры: 1) " Каждый человек исключительный, мы все это знаем (трюизм), и поэтому вы можете почувствовать расслабление своим неповторимым, исключительным способом (ведение) " 2) " Все течет, все меняется (трюизм), и вы тоже способны к глубинным трансформациям (ведение)".
5. "Негативные парадоксальные внушения". Обычно такие внушения имеют отрицательные частицы и могут действовать трояко.
Во-первых, сугестор может стремиться привлечь внимание сугеренда к объекту.
Во-вторых, поскольку некоторые сугеренды привыкли соглашаться с мнением окружающих людей, то сугестор может использовать их "стратегию негативизма " по аналогии с математическим принципом: " минус на минус дает плюс ".
В-третьих, частица "не" бессознательно не усваивается, и поэтому фраза: "Вы можете закрывать глаза и не закрывать глаза " - звучит на уровне бессознательного сугеренда фактически как сдвоенное внушение закрыть глаза.
Примеры: 1) " Не думайте о белой березе, не думайте о ее зеленых листочках и весеннем березовом соке ", 2) " Не надо закрывать глаза и думать о пляже, шорохе песка и приятном расслабление во всем теле под лучами теплого летнего солнца ".
6. " Двойная связка, или выбор без выбора". По логике действия этот вид внушения близок к пресуппозиции и дает иллюзорную возможность выбора там, где его нет. Это внушение принимается легко, поскольку существует видимость свободного принятия решения.
Примеры: 1) "Вы предпочитаете отвечать на мои вопросы, когда сядете на стул или когда пересядете в кресло?",
2) " Ты пойдешь учить уроки сейчас или когда поиграешь с братом?
7. " Внушения, связанные со временем". Такие суггестии подразумевают, что трансформация произойдет тогда, когда для сугеренда наступит субъективно подходящее время. Ему предлагается выбрать уместный временной интервал, когда он может выполнить предложенное действие. Поскольку сугестор не выдвигает твердого требования выполнять внушения именно сейчас, то сугеренд легче соглашается с предложенным в них содержании. Внушения, связанные с этим, можно рассматривать как вариант двойной связи.
Примеры: 1) "У каждого человека изменения происходят с разной скоростью: кому-то достаточно дня, чтобы измениться, кому-то двух, а кому-то нужна неделя ", 2) " По мере погружения в транс, руки и ноги могут начать расслабляться сразу или через некоторое время ".
8. "Мобилизующие внушения". Для мобилизующих внушений используется особый порядок построения фразы, которая произносится на один выдох. При этом целостное предложение в ходе реализации суггестии может быть разбито на несколько фраз, каждая из которых произносится отдельно, на очередном выдохе. В конце фразы ставится глагол или отглагольная часть речи, например причастие, носящее мобилизующий характер , который усиливается языковым ударением. Подобное построение фразы стимулирует бессознательное сугеренда, подталкивая его к действию.
Пример: " И вы можете начинать двигаться (языковой акцент) ... к цели, которую осознаете (языковой акцент)..., и когда вы будете готовы меняться (языковой акцент )..., вы сможете это сделать ( языковое ударение )".
9. " Парадоксальные внушения ". В содержание парадоксальных внушений входят элементы, которые кажутся, на первый взгляд, противоречивыми.
Примеры: 1) "В течение следующей минуты у вас будет столько времени, сколько вы захотите для завершения работы с внутренней интеграцией новых возможностей " , 2) " В вашем прошлом опыте находятся все необходимые ресурсы для решения любых проблем в будущем " .
10. " Открытые внушения ". Иногда открытые внушения выделяют в отдельную группу, но они близки к косвенным внушениям. Они создаются следующим образом: сугестор дает сугеренду несколько идей на выбор, перечисляя возможные варианты решения его проблемы.
Примеры : 1 ) " И для того, чтобы научиться решать сложные проблемы в межличностных отношениях, вы можете читать книги, смотреть учебные видеофильмы, прийти на семинар, а можете сделать что-то еще, что позволит вам достичь этой цели ". 2) " И для решения своей проблемы вы можете вспомнить что-нибудь важное : то, что случилось очень давн , или недавно , или нечто среднее " .
11 . " Метафора
". Метафора является косвенным
методом достижения многих
У метафор есть несколько свойств, которые делают ее важнейшим инструментом суггестии: 1) сходство содержания метафоры проблеме сугеренда 2) образность метафоры, что позволяет ей найти путь в сферу бессознательного, где находятся как проблемы сугеренда, так и ресурсы для их решения, 3)многозначность метафоры, позволяет сугеренду найти в ней именно то содержание, которое нужно ему для решения собственной проблемы.
12. "Контекстуальное внушения". Контекстуальные внушения присутствуют тогда, когда на фоне размеренной речи слово или фраза выделяется тоном голоса, паузами, громкостью или какими-либо другими языковыми характеристиками. Сознание понимает, что логика предложения не нарушена, и поэтому не вмешивается, а бессознательное активизируется, воспринимая специально выделенную в речи информацию.
13. "Аффектацийная суггестия". Аффектацийная суггестия основана на повышенной внушаемости лиц, находящихся в состоянии аффекта. При этом "Совет" сугестора, предоставленный сугеренду в состоянии аффекта, приобретает значительную силу, так как под влиянием аффекта бдительность сугеренда усыпленная.
Например, сугестор в разговоре с взволнованным сугерендом пытается как-то успокоить последнего, завоевывая его внимание, а затем после небольшой паузы дает императивную или кооперативный "совет", связанную с содержанием его проблемы.
14. "Комплементарная суггестия". Комплементарная суггестия основана на способности некоторых людей " таять, как снег, только их слегка обдадут теплом комплимента ". При этом тонкая похвала, комплименты позволяют сугестора косвенно внушать сугеренду заранее запланированные поступки.
Например, сугестор выслушивает очередное высказывание сугеренда, а затем начинает расхваливать последнего, делать ему комплименты, одновременно аплодируя его словам, хлопая его по плечу, пожимая руку. Такая техника обработки сознания сугеренда называется " Бомбардировкой любовью ". После этого сугестором делаются утилизационные внушения, которые, естественно, могут некритически восприниматся сугерендом от человека, которым он искренне восхищается [2,3,5].
Для диагностики воздействия на сознание на сегодняшний день не разработано комплексного метода. Многогранность психологического воздействия на личность в индивидуальном и массовом аспекте не способствует единству взглядов на диагностические методики их изучения. Поэтому приходится говорить о разрозненный психодиагностических инструментарий.
Так, для диагностики психологических особенностей воздействия на индивидуальное и массовое сознание используются методики: «Оценка внушаемости» по А.П. Елисееву, «Тест - опросник внушаемости» (авторы А.П. Санникова, Ю.П. Фолля ), шкала-опросник для определения индивидуальной гипнабельности. Рассмотрим сущность указанных методик.
Методика «Оценка внушаемости» по А.П. Елисееву цель - диагностика уровня внушаемости опрашиваемого. Инструкция к тесту предусматривает поэтапное выполнение опрашиваемым следующих задач: «Проставьте, пожалуйста, по вертикали друг под другом пять цифр - 1 , 2 , 3, 4 и 5. Ими обозначаются номера заданий, которые следует выполнить очень быстро, так что не будет специального времени проставить эти номера, не будет достаточного времени и для обдумывания ответов, - важно только успеть хотя бы обозначить напротив номеров заданий то первое, что придет в голову, когда эти задачи зачитываются. Повторение задач не будет, а если вы не успеваете понять их смысл или не успеваете ответить на очередное задание, о нем не следует переспрашивать, а необходимо постараться выполнить следующее. Сигналом, обозначающим начало задания, является слово « Пора! ». Вслед за этим словом немедленно диктуется следующее задание. Сосредоточьтесь на восприятии голоса психолога, представив его речь записанной на магнитофон » [ 22, с.224 ].
Обработка и
интерпретация результатов
Диагностика внушаемости (склонности к внушению) может осуществляться с помощью оригинального «Теста - опросника внушаемости».
Данная методика представляет собой опросник, состоящий из 40 утверждений, диагностируют четыре параметра внушаемости: эмоциональную сензитивность, зависимость, открытость новому опыту, готовность подчиняться наводящему воздействию [20]. Параметры внушаемости представляют собой биполярные континуумы, которые сконцентрировали в своих полюсах или яркое выражение определенного качества, или его отсутствие. Люди с низким значением общего показателя внушаемости обладают склонностью к морализаторству и отличаются желанием быть примером для окружающих. У высоко внушаемых людей основными тенденциями являются попытки соответствовать определенному социальному стандарту, стремление к респектабельности, потребность в принятии.
Авторами методики было выделено четыре типа внушаемости людей, условно обозначены как А, В, С и D тип - с преобладанием компонентов - эмоциональной сенситивности , зависимости , открытости новому опыту и готовности подчиняться влиянию [17 , с.199].
Психологический анализ различий в профилях опрашиваемых с разной диспозицией внушаемости позволил авторам методики описать их психологические особенности.
Внушаемость А типа характеризует очень чувствительных, сенситивных людей, которые склонны в фрустрирующих ситуациях к переживанию печали в оборонительной позиции. Их самовосприятие отличается подсознательным стремлением ограничить объем собственной личности путем отождествления себя с определенной ее частью, которая не вызывает внутреннего протеста, что приводит к некоторой фрагментарности представления о себе. Обостренная общая чувствительность личностей данного типа, время от времени приводит к внутренним конфликтам на почве осознания существующих несоответствий. Поэтому для них характерно стремление к работе над собой, к достижению высоких результатов в деятельности, серьезность.
Информация о работе Анализ особенностей внушения на военнослужащих