Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 02:15, курсовая работа
Цель исследования: осуществить теоретический анализ особенностей внушения на военнослужащих и осуществить эмпирическое исследование.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены такие задачи:
1. Рассмотрены основные виды внушения;
2. Исследованы содержательные особенности языковых форм косвенного внушения;
3. Определены методы психодиагностики влияния на индивидуальное и массовое сознание военнослужащих;
4. Проведено эмпирическое исследование степени внушаемости военнослужащих.
У людей В типа внушаемости наблюдаются следующие особенности поведения. С доминированием показателя « зависимость » связаны дефицит самости и отсутствие самодостаточности в структуре личности, стимулирующие ее к напряженной и глубокой внутренней деятельности, направленной на смягчение ощущения своей зависимости и то, чтобы быть принятым. Другими словами, этот тип внушаемости обусловлен афилиативными потребностями.
Анализируя поведение людей В- типа внушаемости, можно сказать , что она отличается избыточным энтузиазмом, который является формой неадекватного реагирования, самообмана, направленного на сокрытие (прежде всего, от самого себя ) факта собственной зависимости . Этим объясняется формирование в структуре характера этих людей гипертрофированного выражения социально одобряемых черт. Развитие этих тенденций в характере способствует возникновению иллюзорного чувства социальной защищенности, которое является дефицитарной в структуре личности зависимых людей [17 , с.202 ] .
В структуре внушаемости С типа заметен высокий уровень проявления самовнушаемости. Можно сказать, что общая внушаемость людей с преобладанием «открытости новому опыту» базируется на способности к самовнушаемости. В этом заключается ее отличие от двух предыдущих типов внушаемости, связанные, прежде всего, с чувствительностью личности - в одном случае, с чувствительностью к эмоциональным воздействиям, а в другом - с обостренной чувствительностью к неудовольствию афилитивной потребности. Лица с внушаемостью данного типа в целом характеризуются тенденцией к определенному отчуждения эмоций.
Опрашиваемые с D типом внушаемости (готовность подчиняться влиянию) характеризуются как личности, требующие стимуляции. У них значительно чаще других заметно отсутствие интересов, им свойственны, непроизвольны и импульсивные действия. Именно такие люди оказываются наиболее восприимчивы к рекламе, что может быть объяснено их влечением к упрощению действий (подражательных или автоматических), что обесценивают сложность и важность процесса принятия решения.
Для определения степени внушаемости была применена шкала-опросник для определения индивидуальной гипнабельности. [16 , с.53]
Данная шкала
позволяет определить гипнабельность
испытуемого в течение
Таким образом, особенности воздействия на индивидуальное и массовое сознание диагностируются по разным методикам, которые до сих пор не сложились в единую систему. Многогранность воздействия на сознание людей не позволяет создать целостного комплекса методик диагностики данного явления, что приводит к созданию современными авторами - исследователями собственных методик и адаптации зарубежных. Так, для диагностики особенностей воздействия на сознание личности используются методики: «Оценка внушаемости» по А.П. Елисеева, «Тест - опросник внушаемости» (авторы А.П. Санникова О.П., Ю.П. Фолля), шкала-опросник для определения индивидуальной гипнабельности. В ходе анализа особенностей проведения указанных методик было выяснено, что психологическую сущность воздействия можно определить из-за склонности людей к внушаемости, их способность к следованию влияния извне, тогда как результативность воздействия проявляется в маркетинговых и политических исследованиях.
Эмпирическое исследование выявления степени внушаемости проводилось на базе военной части в/ч 14038 с. Галёнки. В исследовании принимали участие 30 военных части. Возраст респондентов 18 - 23 лет. Респонденты были разделены на контрольную и экспериментальную группы.
Для исследования уровней были использованы Методика «Оценки внушаемости» по А.П. Елисееву и шкалу-опросник для определения индивидуальной гипнабельности.
На первоначальном этапе проводился констатирующий эксперимент с целью определения степени внушаемости военнослужащих.
Таблица 1
Таблица оценки степени внушаемости контрольной группы
Шифр |
Номер вопроса/баллы |
Σ | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
1 |
4 |
3 |
3 |
2 |
1 |
39 |
2 |
3 |
4 |
2 |
1 |
4 |
42 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
15 |
4 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
21 |
5 |
2 |
2 |
1 |
3 |
4 |
36 |
6 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
33 |
7 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
48 |
8 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
36 |
9 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
21 |
10 |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
30 |
11 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
24 |
12 |
1 |
3 |
4 |
3 |
2 |
39 |
13 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
18 |
14 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
48 |
15 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
42 |
Таким образом, в контрольной группе насчитывается 6 респондентов с низким уровнем внушаемости, повышенной внушаемостью обладают 2 человека, средним уровнем внушаемости обладают 7 человек.
Проверим степень
внушаемости в
Таблица 2
Таблица оценки степени суггестивности экспериментальной группы
Шифр |
Номер вопроса/баллы |
Σ | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
21 |
2 |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
30 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
24 |
4 |
1 |
3 |
4 |
3 |
2 |
39 |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
18 |
6 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
48 |
7 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
42 |
8 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
21 |
9 |
2 |
2 |
1 |
3 |
4 |
36 |
10 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
33 |
11 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
48 |
12 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
18 |
13 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
48 |
14 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
42 |
15 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
21 |
Таким образом, в экспериментальной группе насчитывается 7 респондентов с низким уровнем внушаемости, повышенной внушаемостью обладают 3 человека, средним уровнем внушаемости обладают 5 человек.
Так же проведем исследование по шкале-опроснику определения индивидуальной гипнабельности. Перед проведением можно так же определить степень внушаемости по заданиям, которые указаны в Приложении В. В ходе эксперимента выявлены следующие результаты.
Экспериментальная группа:
Гипнабельность уровень |
Число испытуемых | |||
0 |
5 | |||
1 |
4 | |||
2 |
3 | |||
3 |
3 | |||
Внушаемости уровень |
||||
0 |
6 | |||
1 |
2 | |||
2 |
4 | |||
3 |
3 |
Контрольная группа:
Гипнабельность уровень |
Число испытуемых | |||
0 |
4 | |||
1 |
3 | |||
2 |
4 | |||
3 |
4 | |||
Внушаемости уровень |
||||
0 |
5 | |||
1 |
5 | |||
2 |
3 | |||
3 |
2 |
Теперь проведем формирующий эксперимент, для этого используем предложенные способы психологической защиты от влияния на сознание.
От психологического воздействия можно защититься с помощью определенного вида психологической защиты. По мнению И.М. Радковича, на индивидуально - личностном уровне психологическая защита реализуется в следующих разновидностях : внутриличностная психологическая защита и индивидуальная социально - психологическая защита, которая подразделяется на межличностную психологическую защиту (при взаимодействии в межличностных коммуникативных ситуациях) и защиту от информационно - психологических воздействий в масс - коммуникативных и коммуникативных ситуациях (т.е, соответственно, при взаимодействии с информационными источниками или в составе определенных групп) [ 19 с.64 -65 ].
На основе указанных особенностей анализа психологического воздействия на сознание И.М. Радкович выделяет следующие виды защиты:
1. Уход - увеличение
дистанции, прерывание
- В межличностных ситуациях - смена темы беседы (на более безопасную ), нежелание обострять отношения (обход «скользких тем», «острых углов»), стремление уклониться от встреч с тем, кто является источником неприятных переживаний (отказ, перенос , уклонение от встреч); избежание травмирующих ситуаций, под различными предлогами прерывание встреч и др.; крайним проявлением данной тенденции может стать полная замкнутость, отчужденность, отказ от контактов с людьми;
- В контакт - коммуникационных ситуациях - отключение от определенных каналов средств массовой информации, от просмотра определенных теле -, радиопрограмм, отказ от чтения некоторых газет, статей, рубрик и т.п.
2. Вытеснение - увеличение дистанции, удаление, вытеснение источника действия:
- В межличностных ситуациях - удаление из мест проживания, работы, отдыха; оскорбление и провокация конфликта, ссоры, заставляет источник действия прервать контакт, разорвать отношения, уйти, и таким образом увеличить дистанцию; крайними формами здесь могут быть конфликты, приводящие к физическому действию путем драки, и как предельное выражение - уничтожение источника действия;
- В контакт - коммуникационных ситуациях - «закрытие » от негативных воздействий, их прерывания, насмешки, реплики, оскорбления, свист и другие демонстрационные действия и помехи, вынуждающие коммуникатора прервать контакт и удалиться;
- В масс - коммуникативных ситуациях мягкие формы аналогичны как и в случае «ухода» и отключения от каналов информации; в предельном выражении могут трансформироваться в попытки физического уничтожения источника коммуникации .
3. Блокировка - контроль действия, выставление помех, защита психики от внешнего воздействия:
- В межличностных ситуациях - отчужденность (официальность, ведение беседы с использованием физических разделительных преград, увеличение межличностного пространства), различные психологические барьеры (недоверие, настороженность, враждебность), смысловые и семантические («я плохо вас понимаю », « мне трудно понять, в чем суть »и т.п.), ролевые («я на работе», «при исполнении служебных обязанностей», «мне сейчас некогда, я занят, потом» и др.), унижение источника информации («непрофессионал», «несерьезный», «безответственный », «в этом нет ничего нового», «не понимает сложности ситуации» и др.);
Информация о работе Анализ особенностей внушения на военнослужащих