Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:59, курсовая работа
Цель работы: приобрести навыки организации и проведения экспериментально–психологического исследования социальной одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же анализа и интерпретации полученных данных (результатов).
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Дать анализ различным подходам к изучению проблем социальной одаренности в современной науке.
Произвести исследование социальной одаренности у младших школьников с ограниченным слухом.
Предметом исследования является социальная одаренность детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста.
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Паша В. |
Полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором) |
0 |
Демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе) |
2 |
Частично адекватная реакция – согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого |
2 |
Прагматическая помощь – не отказывается помочь сверстнику, но только после того, как выполнит задание сам(а) |
2 |
Кирилл В. |
Пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника |
3 |
Демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе) |
2 |
Частично адекватная реакция – согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого |
2 |
Прагматическая помощь – не отказывается помочь сверстнику, но только после того, как выполнит задание сам(а) |
2 |
Ева В. |
Пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника |
3 |
Демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе) |
2 |
Адекватная реакция – радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой |
3 |
Безусловная помощь – не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами |
3 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Артем Д. |
Пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника |
3 |
Позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает) |
3 |
Адекватная реакция – радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой |
3 |
Прагматическая помощь –не отказывается помочь сверстнику, но только после того, как выполнит задание сам(а) |
2 |
Настя З. |
Пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника |
3 |
Демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе) |
2 |
Частично адекватная реакция – согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого |
2 |
Безусловная помощь – не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами |
3 |
Катя И. |
Периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника |
2 |
Демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе) |
2 |
Адекватная реакция – радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой |
3 |
Безусловная помощь – не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. |
3 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Лена К. |
периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника |
2 |
позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает). |
3 |
адекватная реакция – радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой |
3 |
прагматическая помощь – не отказывается помочь сверстнику, но только после того, как выполнит задание сам(а) |
2 |
Вероника Л. |
беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника |
1 |
позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает). |
3 |
частично адекватная реакция – согласие как с положитель-ными, так и с отрицательными оценками взрослого |
2 |
безусловная помощь – не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами |
3 |
Алина С. |
беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника |
1 |
демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе) |
2 |
частично адекватная реакция – согласие как с положитель-ными, так и с отрицательными оценками взрослого |
2 |
прагматическая помощь – не отказывается помочь сверстнику, но только после того, как выполнит задание сам(а) |
2 |
Окончание таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Андрей У. |
периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника |
2 |
негативные оценки (насмехается, ругает) |
1 |
частично адекватная реакция – согласие как с положитель-ными, так и с отрицательными оценками взрослого |
2 |
прагматическая помощь – не отказывается помочь сверстнику, но только после того, как выполнит задание сам(а) |
2 |
При диагностике данного качества учитывались: интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает. Безразличие и равнодушие, указывали на то, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом. Кроме этого определялся характер участия в действиях сверстника – положительный (одобрение и поддержка) или отрицательный (насмешки, ругань), а также демонстративный (сравнение с собой).
Учитывался характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника. Характер и степень проявления социальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».
Если ребенок совершает альтруистический поступок легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам.
Как показал проведенный анализ, партнерские отношения наблюдались только у двоих человек (Вероника Л., Катя И.), для них другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер.
Обобщенные результаты проявления сверхчувствительности к проблеме представлены на рис. 6.
Как показывает анализ результатов исследования, неразвитость потребности в общении со сверстниками и неумение найти к ним подход отмечены у 3 человек – 25% общего числа респондентов.
Рис. 6. Распределение детей по проявлениям сверхчувствительности к проблеме
Изучение социальной активности осуществлялось с помощью проективной методики «Картинки».
Обследование показало, все дети понимали изображенный на картинке конфликт и охотно рассказывали, что стали бы делать на месте обиженного персонажа.
Ребята решали определенную проблему, связанную с отношениями в своем коллективе или с жизнью общества в целом. В данной методике анализировалось отношения ребенка к сверстнику, умение решать конфликтные ситуации, что является показателем социальной активности испытуемых. Предложенные варианты ситуаций дали возможность определить характер общения со сверстниками. Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0–1 балл) говорит о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2–3 балла) говорит о нормальном уровне развития потребности в общении. Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0–1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.
Важной качественной характеристикой общения являлся преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.
Все варианты ответов можно разделить на четыре группы:
1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).
2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).
3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).
Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты определения характера социальной активности
Респондент |
Решение проблемной ситуации |
Результат | |||
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
Рисунок 3 |
Рисунок 4 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Женя А. |
Уход |
Вербальное |
Продуктивное |
Агрессивное |
Эмоции сбалансированы, нормальный |
Рауф Б. |
Вербальное |
Агрессивное |
Агрессивное |
Агрессивное |
Склонен к агрессивности |
Паша В |
Уход |
Уход |
Агрессивное |
Уход |
Трудности в решении конфликтных ситуации |
Окончание таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Кирилл В. |
Уход |
Уход |
Продуктивное |
Уход |
Трудности в решении конфликтных ситуации |
Ева В. |
уход |
Вербальное |
Продуктивное |
Вербальное |
Благополучный, бесконфлитный |
Артем Д. |
Вербальный |
Вербальное |
Вербальное |
Уход |
Благополучный, бесконфлитный |
Настя З. |
Вербальное |
Продуктивное |
Вербальное |
Агрессивное |
Благополучный, бесконфлитный |
Катя И. |
Вербальное |
Вербальное |
Продуктивное |
Вербальное |
Благополучный, бесконфлитный |
Лена К. |
Уход |
Продуктивное |
Агрессивное |
Вербальное |
Эмоции сбалансированы, нормальный |
Вероника Л. |
Уход |
Вербальное |
Продуктивное |
Агрессивное |
Эмоции сбалансированы, нормальный |
Алина С. |
Агрессивное |
Вербальное |
Агрессивное |
Агрессивное |
Склонен к агрессивности |
Андрей У. |
Уход |
Агрессивное |
Агрессивное |
Агрессивное |
Склонен к агрессивности |
Как показал проведенный анализ данных таблицы 3, у большинства детей ответы имеют продуктивное или вербальное решение, в связи с этим можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику (28% опрошенных).
По результатам теста 27% детей проявили как отрицательные так и положительные эмоции в равной степени и они сбалансированы к сверстнику, что свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику. Также у 27% детей преобладает агрессивный тип поведения, эти дети склонны к агрессивности. 18% опрошенных пожелали уйти от ситуации, либо пожаловаться взрослому. А, так как ситуации в данной методике были предложены конфликтные, можно сделать вывод, что данный процент детей испытывают трудности именно в решении конфликтных ситуации, потому как трудности в общении со сверстниками в целом у этих детей исключает результат предыдущей методики. Хочется отметить, что этот процент детей требуют не меньше внимания, чем агрессивные дети.
Обобщенные результаты исследования отражены на диаграмме рисунка 7.
Рис. 7. Распределение детей по характеру социальной активности
Хочется отметить, что учитель обращает наше внимание на то, что на самом деле в течение дня, сталкиваясь с подобными конфликтными ситуациями, дети предпочитают пожаловаться учителю или родителям, либо применить физическую силу. Все это заставляет задуматься об искренности испытуемых детей во время исследования. Исключением оказалась Катя И., которая, по мнению учителя, очень общительная девочка и все конфликтные ситуации она пытается решить сама, продуктивно, либо вербально, объясняя сверстникам свои ошибки.
Обобщим результаты диагностики по трем критериям (интеллект, сверхчувствительности к проблеме и социальная активность) в таблице 4.
Таблица 4
Обобщенные результаты по трем критериям
Респондент |
Критерий | ||
Интеллект |
Сверхчувствительность к проблеме |
Социальная активность | |
Женя А. |
Высокий |
Нормальный уровень развития потребности в общении, понимание проблемы |
Эмоции сбалансированы, нормальный |
Рауф Б. |
Высокий |
Неразвитость потребности в общении со сверстниками, неумение найти подход к ним |
Склонен к агрессивности |
Паша В. |
Низкий |
Нормальный уровень развития потребности в общении, понимание проблемы |
Трудности в решении конфликтных ситуации |
Кирилл В. |
Средний |
Нормальный уровень развития потребности в общении, понимание проблемы |
Трудности в решении конфликтных ситуации |
Ева В. |
Очень высокий |
Нормальный уровень развития потребности в общении, понимание проблемы |
Благополучный, бесконфлитный |
Артем Д. |
Высокий |
Нормальный уровень развития потребности в общении, понимание проблемы |
Благополучный, бесконфлитный |
Настя З. |
Средний |
Нормальный уровень развития потребности в общении, понимание проблемы |
Благополучный, бесконфлитный |
Катя И. |
Очень высокий |
Партнерские отношения, положительный эмоциональный фон, интерес к сверстнику, умение оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь. |
Благополучный, бесконфлитный |
Лена К. |
Средний |
Партнерские отношения, эмоциональный фон сбалансирован |
Эмоции сбалансированы, нормальный |
Вероника Л. |
Средний |
Партнерские отношения, эмоциональный фон сбалансирован |
Эмоции сбалансированы, нормальный |
Алина С. |
Средний |
Неразвитость потребности в общении со сверстниками, неумение найти подход к ним |
Склонен к агрессивности |
Андрей У. |
Средний |
Неразвитость потребности в общении со сверстниками, неумение найти подход к ним |
Склонен к агрессивности |
Информация о работе Анализ подходов к изучению проблем социальной одаренности в современной науке