Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Эмпатия один из самых эффективных инструментов общения человека. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе, было необходимо для выживания первобытных сообществ. В современном мире способность сопереживать не теряет актуальность.
Ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению [14].
Изучением эмпатии занимались такие авторы, как Д. Бэтсон [14], В. Бойко, В. Лабунская, Л. Божович, Т. Гаврилова, а также К. Роджерс, М. Шелер, Ф. Олпорт, В. Уилмер [5], Блок, Таврис [1] и другие.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по социальной.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

 

Общая сумма рангов: 198,5 + 266,5 = 465. Расчетная сумма:

 

 

Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.

Uэмп. = 78,5.

Uэмп. > Uкрит.

Ответ: Принимается Н0. Уровень эмпатии в подвыборке юношей не ниже уровня эмпатии в подвыборке девушек.

Было проведено уточняющее квазиэкспериментальное корреляционное исследование с целью подтвердить гипотезу о том, что уровень эмпатии у женщин выше, чем у мужчин. Проведенное тестирование и интерпретация результатов показали, что значимых различий между результатами обеих подвыборок нет.

Следовательно, эмпирическая гипотеза исследования не нашла своего подтверждения и мнение о том, что женщины более способны к эмпатии, чем мужчины, в данном эксперименте не подтвердилось.

Однако, на результаты исследования могли повлиять указанные в пункте 2.1.1 внешние факторы и условия исследования. Поэтому, в дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными.

Во-первых, объем выборки был небольшим (30 чел.), поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что полученные результаты распространяются на всех людей.

Во-вторых, были опрошены в основном студенты психологических специальностей, у представителей других специальностей результаты могут быть другими. Также они могут быть другими, если опросить учащихся других ВУЗов, или работающих людей.

В-третьих, невозможно было исключить влияние таких факторов, как личностные особенности испытуемых, их мотивацию и эмоциональное состояние на момент тестирования. Это тоже могло оказать свое влияние на полученные результаты.

Также, в интерпретации, даваемой данной методикой, различается количество баллов для определенного уровня эмпатии у разных полов (см. Приложение 3). Это тоже могло повлиять на распределение результатов.

Чтобы уточнить результаты, нужно провести лонгитюдное исследование. Предположение, выдвинутое в качестве гипотезы данного исследования, может быть проверено в дальнейших экспериментах.

 

 

Заключение

 

Данная работа была посвящена исследованию эмпатии у представителей разных полов. Ее целью было исследовать зависимость уровня эмпатии от половой принадлежности. Цель работы достигнута, реализованы ее основные задачи.

Так, к теоретическим результатам можно отнести следующие положения:

  1. Эмпатия определяется как вчувствование, способность сопереживать другому человеку;
  2. В обществе принято мнение, что женщины более склонны к проявлению эмоций, и, соответственно, более эмпатичны, чем мужчины. Это может быть связано с особенностями воспитания, выделением социальных ролей и социальными стереотипами;
  3. По данной теме были проведены исследования, которые, однако, не дали четких результатов.

К эмпирическим результатам работы относится следующее:

  1. Для данной выборки преобладает средний уровень эмпатийных тенденций;
  2. При визуальном анализе графиков и гистограмм нельзя сказать, что между результатами подвыборок существуют значимые различия;
  3. Статистическая обработка результатов также различий не выявила.

Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень эмпатии не зависит от половой принадлежности, что противоречит теоретическим положениям. Гипотеза исследования не подтвердилась. В дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными.

Эмпатия является эффективным инструментом общения, однако, принято мнение, что у представителей разных полов она выражена на разных уровнях. Данное исследование проводилось с целью попытки найти ответ на вопрос – зависит ли умение сопереживать от пола. В этом заключается его практическая значимость.

 

 

Список источников

 

  1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – Глава 2.
  2. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2006. – №1. – С. 15-25.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. – 1993. – №4. – С. 61-68.
  4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб: «Питер», 2000.
  5. Елеференко И.О. Эмпатия. – СПб.: Гаруда, 2003.
  6. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 1.
  7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2007. – Глава 4.
  8. Карягина Т. Д. Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии //«Психология общения — 2006: на пути к энциклопедическому знанию».
  9. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – М.: ЧеРо, 1997.
  10. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2006.
  11. Крейдлен Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. Эмоциональный аспект // Эмоции в языке и речи: Сборник научных статей / Под ред. Шаронова И.А. – М.: РГГУ, 2005.
  12. Майерс Д. Изучаем социальную психологию. – М.: Академия, 2005. – Часть III
  13. Мансер С., Линг Дж. Психометрический анализ фактора эмпатии (EQ) // Personality and Individual Differences / Пер. Разумова Л.Д. – 2006. – №40
  14. Онлайн энциклопедия «Кругосвет» - Ст. «Эмпатия».
  15. Орлов А. Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. – 1993. – №4. – C. 68- 73
  16. Попов О.А. Содержание и характеристика научного исследования // Статистика в психологии и педагогике: каталог статей. – 2008.
  17. Пузыревский В.Ю. Феномен эмпатии в контексте современной западной философии. Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд.-филос. наук. – СПб., 2001;
  18. Роджерс К. – Эмпатия. // Психология мотивации и эмоций (под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман). – М.: ЧеРо, 2002.
  19. Тютяева О.В. – Функциональные механизмы эмпатийного воздействия // «Вокруг планеты всей: любопытная информация на любые темы: Психология.» – 2009.
  20. Этчегоен Г. – Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – № 1.
  21. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – № 1.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

«Сырые» результаты

 

Таблица 1. Первичные данные для обеих подвыборок

 

Инициалы

Результат

Уровень эмпатии

Юноши

1

К.Д.

22

средний

2

И.А.

22

средний

3

М.О.

24

средний

4

Е.А.

10

низкий

5

К.О

21

средний

6

Н.А.

27

высокий

7

Б.К.

28

высокий

8

З.М.

19

средний

9

П.И.

15

низкий

10

К.М.

20

средний

11

П.А.

30

высокий

12

А.Д.

28

высокий

13

А.С.

14

низкий

14

Д.Д.

15

низкий

15

Б.А.

7

очень низкий

Девушки

1

Л.В.

23

средний

2

К.О

24

средний

3

Ш.Е.

30

высокий

4

К.Т.

23

средний

5

М.Е.

19

низкий

6

Д.М.

24

средний

7

Х.А.

28

средний

8

Ч.Н.

23

средний

9

Р.Т.

21

низкий

10

П.Е.

29

средний

11

Б.И.

22

средний

12

М.Ю

25

средний

13

С.Г.

16

низкий

14

С.М.

30

высокий

15

Г.Ю.

10

низкий


 

 

Приложение 2

 

Предлагаемый опросник

Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна

Инструкция: Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие "+" или несогласие "-" с каждым из них.

Опросник

1.Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует  себя среди других людей одиноко.

2.Люди преувеличивают способность  животных чувствовать и переживать.

3.Мне неприятно, когда люди не  умеют сдерживаться и открыто  проявляют свои чувства.

4.Меня раздражает в несчастных  людях то, что они всегда себя  жалеют.

5.Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

6.Я считаю, что плакать от  счастья глупо.

7.Я близко к сердцу принимаю  проблемы своих друзей.

8.Иногда песни о любви вызывают  у меня много чувств.

9.Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.

10.На мое настроение сильно  влияют окружающие люди.

11.Я считаю иностранцев холодными  и бесчувственными.

12.Мне хотелось бы получить  профессию, связанную с общением  с людьми.

13.Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают  необдуманно.

14.Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

15.По-моему, одинокие люди чаще  бывают недоброжелательными.

16.Когда я вижу плачущего человека, то сам (сама) расстраиваюсь.

17.Слушая некоторые песни, я порой  чувствую себя счастливым (счастливой).

18.Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

19.Когда я вижу, что с кем-то  плохо обращаются, то всегда сержусь.

20.Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг  волнуются.

21.Если мой друг или подруга  начинают обсуждать со мной  свои проблемы, я стараюсь перевести  разговор на другую тему.

22.Мне неприятно, когда люди, смотря  кино, вздыхают и плачут.

23.Чужой смех меня не заражает.

24.Когда я принимаю решение, отношение  других людей к нему, как правило, роли не играет.

25.Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

26.Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за  пустяков.

27.Я очень расстраиваюсь, когда  вижу страдания животных.

28.Глупо переживать по поводу  того, что происходит в кино  или о чем читаешь в книге.

29.Я очень расстраиваюсь, когда  вижу беспомощных старых людей.

30.Чужие слезы вызывают у меня  раздражение.

31.Я очень переживаю, когда смотрю  фильм.

32.Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению  вокруг.

33.Маленькие дети часто плачут  без причины.

Ваши инициалы_________________

Пол____

Спасибо за участие в исследовании!

 

Приложение 3

 

Ключ к опроснику и интерпретация результатов

 

Таблица 1. Ключ к опроснику

Ответ

Номера утверждений-предложений

Согласен "+"

1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

Не согласен "-"

2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33


 

Таблица 2. Интерпретация

Пол

Уровень эмпатических тенденций

высокий

средний

низкий

очень низкий

Юноши

33-26

25-17

16-8

7-0

Девушки

33-30

29-23

22-17

16-0


 

Обратите внимание на то, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у представительниц женского пола. Вероятно, это связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. В целом же необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации.

 

1 Интерпретация дана в соответствии с выбранной методикой

2 Баллы сгруппированы относительно предлагаемой методикой обработки


Информация о работе Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей