Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:12, курсовая работа
Объект – причинно-следственные связи между уровнем тревожности и склонностью личности к виктимному поведению.
Предмет – взаимовлияние уровня тревожности на склонность личности к виктимному поведению.
Цель – выявить линейные причинно-следственные связи между уровнем тревожности и склонностью личности к виктимному поведению.
Введение……………………………………………………………...……3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ВИКТИМОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ВИКТИМНОЙ ЛИЧНОСТИ И ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НА НЕЕ ВЛИЯНИЕ.
1.1. Становление современной концепции виктимологии. Предмет виктимологии ………………………………………………………………….…6
1.2. Комплексное рассмотрение современного понимания феномена «виктимность» и «виктимное поведение»…..……………………………….…8
1.3. Понятие «жертва» в отечественной и зарубежной виктимологии……………………………………………………………………12
1.4. Современные представления о виктимизации личности. Факторы, обуславливающие приобретение виктимности ……...…………………….…15
1.5. Проблема тревожности в психологии.…………..………………….19
Вывод по главе 1………………………………………………………..…22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА СКЛОННОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.
2.1. Методы и методики ……..…………………………………………24
2.2. Описание выборки ............................................................................25
2.3. Обработка и анализ результатов…………………………………..25
Вывод по главе 2………………………………………………………….31
Заключение…..………………………………………………...…………32
Список литературы………..………………………………………..…....33
Приложение…………………………………………………..…………..35
Основной группой теорий, объясняющих формирование виктимности, являются теории периодизации развития личности.
Особенности раннего детства,
специфика протекания психосексуальных
этапов развития, фиксация на определенном
этапе обусловливает
В основе психодинамических концепций развития лежит выдвинутое З.Фрейдом предположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структура формируются в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными на протяжении всей последующей жизни. При этом отношение к людям, окружающим ребенка в первые годы жизни (в первую очередь родителям), впоследствии проецируется, переносится на других людей, значимых для индивида (перенос, трансфер), определяя тем самым его взаимодействия в социуме, семейные отношения и пр.
Известная фрейдовская периодизация личностного развития делает основной акцент на развитии либидо (Фрейд, 1989), рассматривая его как важнейшую движущую силу развития вообще и описывая в основном развитие психосексуальное.
К психодинамическим моделям развития личности также можно отнести концепцию периодизации личностно-социального развития Э. Эриксона, с точки зрения которой психическое развитие индивида, формирование идентичности проходит через ряд психосоциальных кризисов, трехэтапную модель В. Шутса, представляющую собой не только периодизацию возрастного развития, но и оригинальную метафорическую модель структуры личности (Присоединение – Контроль – Открытость) (Малкина-Пых, 2006).
Огромное значение в развитии личности имеют первые фазы роста, такие как симбиотическая (оральная), анальная, генитальная (фаллическая).
На первых трех фазах ребенок завершает решение ряда задач своего развития. Первой наиболее важной психологической задачей развития в этот период является установление доверия между матерью и ребенком. Если установление базового доверия или связи завершилось успешно, то ребенок чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы заняться исследованием внешнего мира и в последующем, в возрасте двух-трех лет, завершить свое, так называемое второе, или психологическое, рождение.
Психологическое рождение, или вторая важнейшая задача развития, происходит тогда, когда ребенок обретает способность быть психологически независимым от своей матери. Важным навыком, который ребенок усваивает при успешном завершении данной стадии, является умение полагаться на свою внутреннюю силу, то есть заявлять о себе, а не ожидать, что кто-то другой будет управлять его поведением. У ребенка развивается ощущение своего Я, которое дает ему возможность брать на себя ответственность за свои действия, делиться, взаимодействовать и сдерживать агрессию, адекватно относиться к авторитету, выражать свои чувства словами и эффективно справляться со страхом и тревогой. Если эта стадия не завершена до конца, ребенок становится психологически зависимым от других и не имеет своего четко ощущаемого Я, которое выделяло бы его среди других (Уайнхолд, Уайнхолд, 2005).
На основании описанного виктимность определяется как психологическое расстройство, причиной которого является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии.
У людей с повышенной виктимностью обнаруживается типичная модель поведения, более характерная для ребенка, чем для взрослого человека. Наиболее общие характеристики виктимности личности выглядят следующим образом:
● Трудность в принятии решений.
● Стремление опереться на совет, поддержку других людей. Они специально создают ситуации, когда решение за них принимает кто-то другой. Они позволяют другим людям распоряжаться их жизнью.
● Совершение неприятных для себя, но необходимые для других поступков, которые, по их мнению, привязывают к себе других людей. В отсутствие контакта они чувствуют себя беспомощно и дискомфортно, даже если контакт деструктивный. Они делают все, чтобы быть незаменимыми.
● Беспомощность в ответ на критику и неодобрение. Попытка любой ценой восстановить положительное отношение к себе.
● Нечеткая граница Я, проявление любой инициативы сопровождается чувством страха.
● Многие подавленные эмоции прорываются в виде злости и агрессивности, оставляя после себя чувство вины и стыда.
● Зависимы от оценки окружающих.
● Боязнь одиночества, прикладывают огромные усилия, чтобы не остаться в одиночестве. В одиночестве испытывают растерянность и тревожность. И т.д. (Малкина-Пых, 2006)
Процесс виктимизации также обосновывают семейные теории. Семья является главным и первостепенный институтом формирования личности. Однако при недолжном её функционировании могут быть сформированы дивиантные формы поведения. В семье при нарушении внутрисемейных отношений создается неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка, и это, в конечном итоге, может стать источником формирования генерализованной неудовлетворенности, то есть семья является одним из главных факторов формирования психологии жертвы. Наибольшую опасность с точки зрения формирования виктимности у подростков представляют семьи, в которых за внешним благополучием скрываются нарушения семейного взаимодействия, часто не осознаваемые ее членами.
Родители, не испытавшие собственного психологического рождения, невольно создают симбиотическую или запутанную систему, где каждый член семьи должен стать созависимым с каждым другим членом. В результате формируется структура, похожая на паутину, которая связывает всех и спутывает их друг с другом. Такой тип симбиотической семейной системы поощряет убеждения, ценности, суждения и мифы, поддерживающие эту структуру, и обеспечивает кажущийся единым фасад, выставленный на всеобщее обозрение. Бунт или другие попытки стать независимым от этой системы, как правило, пресекаются физическим наказанием, унижением, стыдом, угрозами отказа в любви. Система укрепляется обещаниями единства и безопасности, гордостью, эгоизмом и внешним вниманием или одобрением.
Специфика взаимоотношений в семье, ее структура, особенности членов этой семьи влияют на формирование личности ребенка, самооценки и оценки себя как жертвы, уровня виктимности, способов поведения.
Таким образом, нарушения на стадиях развития, а также особенности, специфика семейных взаимоотношений приводят к формированию нежелательных личностных образований, в том числе они способствуют усилению виктимности и преобладанию детских форм поведения у человека. Одним из таких нежелательных образований является повышенная тревожность.
Проблеме тревожности посвящено очень большое количество исследований, причём не только в психологии, но и биохимии, физиологии, философии, социологии.
Большинство исследований по данной проблеме принадлежит зарубежным ученым. В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности не так много, и они носят достаточно фрагментарный характер.
Тревога - отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер» не связанные с конкретными событиями. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Обычно связана с ожиданием неудач во взаимодействии социальном и часто обусловлена неосознанностью источника опасности.
Понятием, «тревожность» в психологи обозначается состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Понятие
«тревожность» многоаспектно. В
психологической литературе можно
встретить разные определения понятия
«тревожность», хотя большинство исследований
сходятся в признании необходимости
рассматривать его
Как ситуативное явление тревожность (реактивная тревожность) порождается некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние может выступать своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.
Личностная тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают и характеризуются состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.
Тревожность (готовность к страху) - состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх. Черта личностная, проявляемая в легком и частом появлении состояний тревоги. Склонность индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом появления тревоги; один из основных параметров различий индивидуальных (Головин, 1998).
Проблема тревоги как эмоционального переживания была впервые описана З. Фрейдом. Согласно его концепции, тревога является функцией Эго и её назначение состоит в том, чтобы предупредить человека о надвигающейся угрозе. Содержанием тревожности является ощущение неопределённости и чувство беспомощности, которые характеризуются тремя основными признаками: специфическим чувством неприятного, соответствующими соматическими реакциями, осознанием данного переживания.
Реакции
тревоги проявляются
На психологическом
уровне тревожность ощущается как
напряжение, озабоченность, нервозность,
чувство неопределенности и грозящей
неудачи, невозможность принять
решение и др. По мере возрастания
состояния тревоги, выражающие ее явления
претерпевают ряд закономерных изменений,
составляющих явления тревожного ряда.
Оптимальный уровень
В нашем исследовании нас особенно интересует проявление тревоги на поведенческом уровне, а именно какое влияние тревожность оказывает на склонность личности к виктимному поведению. Причем в исследовании мы будем рассматривать влияние относительно тревожности как ситуативного явления и как достаточно устойчивой личностной черты.
Вывод по главе 1.
Современная виктимология исследует комплекс детерминант, которые обуславливают протекание социализации личности и превращение её в жертву.
Как часть криминологии виктимология изучает ряд личностных характеристик (социологических, психологических, правовых, моральных) и их роль в механизме преступного поведения. В широком смысле она изучает людей (детей и взрослых), оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих специальной социальной и психологической помощи.
Виктимность выступает как свойство личности жертвы (потерпевшего) и выражается в социальных, биологических, психологических и моральных деформационных отклонениях, закрепленных в привычных формах человеческой активности (поведении), приводящей к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья.
Жертва как лицо, которому был причинен прямой или косвенный, материальный, моральный или иной вред выступает носителем ряда характеристик, обуславливающих потенциальную или реальную предрасположенность к осуществлению виктимного, то есть небезопасного поведения, однако не сводимого к виктимности.
Процесс виктимизации – процесс превращение в жертву (приобретение виктимности). Приобретение виктимности раскрывается через психодинамические концепции развития, через семейные теории и т.д.
Незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии, становится причиной психологического расстройства, которое можно определить как виктимность.
При недолжном
функционировании семьи могут быть
сформированы дивиантные формы поведения
(в том числе виктимное
В нашем
исследовании феномен тревожности
будет рассматриваться как
Под личностной
тревожностью понимается устойчивая индивидуальная
характеристика, отражающая предрасположенность
субъекта к тревоге и предполагающая
наличие у него тенденции воспринимать
достаточно широкий “веер” ситуаций
как угрожающие, отвечая на каждую
из них определенной реакцией. Ситуативная
или реактивная тревожность характеризуется
субъективно переживаемыми
Информация о работе Взаимовлияние уровня тревожности и склонности личности к виктимному поведению