Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 19:05, автореферат
Актуальность исследования. Со сменой политического и экономического строя страны особый интерес для изучения психологов приобретает личность и ее новые ценности и смыслы, которые регулируют отношения человека к себе, к миру, к другим людям. Межличностные отношения человека на протяжении всей жизни развиваются и совершенствуются. Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования отношений и условия их развития. Содержание отношений обуславливают степень психологической близости партнеров, оценка отношений, позиция партнеров, степень знакомства. Основными функциями межличностных отношений являются помощь в адаптации к новой среде; познавательная функция (социальное познание, познание другого человека); удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми.
На правах рукописи
Некрасова Екатерина Владимировна
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Специальность: 19.00.05 – социальная психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Саратов - 2012
2
Работа выполнена в НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия»
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Ярушкин Николай Николаевич
Официальные оппоненты: Гриценко Валентина Васильевна доктор психологических наук, профессор,
НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет», заведующая кафедрой общей и социальной психологии
Ефимова Ольга Ильинична,
кандидат психологических наук, доцент,
ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный
университет», доцент кафедры психологии
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Защита состоится «12» апреля 2012 года в 10.00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.243.14 по психологическим наукам при ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Чернышевского» по адресу: 410028, г. Саратов, ул. Вольская, д.10а, ХII корпус СГУ, ауд. 329.
С диссертацией можно ознакомиться в ЗНБ им. В.А. Артисевич Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Автореферат разослан « » марта 2012 года
Ученый секретарь диссертационного совета ДМ 212.243.14 кандидат психологических наук, доцент Е.В. Рягузова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Со сменой политического и экономического строя страны особый интерес для изучения психологов приобретает личность и ее новые ценности и смыслы, которые регулируют отношения человека к себе, к миру, к другим людям. Межличностные отношения человека на протяжении всей жизни развиваются и совершенствуются. Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования отношений и условия их развития. Содержание отношений обуславливают степень психологической близости партнеров, оценка отношений, позиция партнеров, степень знакомства. Основными функциями межличностных отношений являются помощь в адаптации к новой среде; познавательная функция (социальное познание, познание другого человека); удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми.
Межличностные отношения приобретают особую динамичность и содержательность у юношей и девушек, которые учатся в старших классах школы. В этом возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение, в процессе которого формируются мировоззрение и ценностно-смысловая сфера, регулирующие отношение личности к окружающей действительности.
По мнению ряда авторов (И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, Б.П. Ковалев, С.В. Кондратьева и др.), отношения старшеклассников характеризуются конфликтностью, напряженностью и агрессивностью, т.е. определенным уровнем дисгармонии. На данном этапе развития они не всегда могут регулировать возникшую дисгармонию межличностных отношений. Разрешение и регуляция противоречий и конфликтов в этом возрасте обусловлены как воздействием внешних факторов, так и субъективными особенностями самой личности (ценностные ориентации, мотивы, потребности и др.). Таким образом, становится необходимым изучение индивидуальных личностных особенностей старшеклассников и их взаимосвязи и взаимовлияния на формирование межличностных отношений.
Многие современные исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи индивидуальных особенностей личности и межличностных отношений. Изучались механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности (А.Г. Асмолов); взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений (А.М. Муталимова); влияние форм организации совместного труда старшеклассников на межличностные отношения (А.А. Амельков); взаимовлияние профессиональных намерений старшеклассников и их межличностных отношений (Г.М. Горбатенко); взаимосвязь направленности личности и межличностных отношений (З.И. Алиева). Однако в научной литературе отсутствует целостное представление о взаимосвязи межличностных отношений, особенно их дисгармонии, с ценностно-смысловой сферой личности старшеклассников.
4
Актуальность данного исследования обусловлена наличием существующих противоречий: между ценностными и смысложизненными ориентациями в постоянно изменяющейся системе мировоззрений старшеклассников; значимостью гармоничных взаимоотношений старшеклассников со сверстниками и недостаточной изученностью понятий гармония и дисгармония межличностных отношений; необходимостью внутренней регуляции межличностных отношений и недостаточной изученностью особенностей взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.
Поиск путей разрешения названных противоречий определили проблему исследования: необходимость изучения особенностей взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников для разработки теоретических принципов и практических рекомендаций по профилактике дисгармонии межличностных отношений старшеклассников.
Объект исследования – межличностные отношения старшеклассников. Предмет исследования – взаимосвязь дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников. Цель исследования – изучить взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.
Основная гипотеза исследования: существует взаимосвязь дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.
Частные гипотезы: 1. Взаимосвязь показателей дисгармонии межличностных отношений и характеристик ценностно-смысловой сферы опосредована показателями межличностных предпочтений и умственного развития и зависит от половозрастных особенностей старшеклассников. 2. Имеются сходство и различия взаимосвязи показателей дисгармонии межличностных отношений и характеристик ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников. 3. Дисгармония межличностных отношений зависит от соотношения ценностей в структуре аксиосферы личности старшеклассников. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы дисгармонии межличностных отношений, выявить предпосылки дисгармонии межличностных отношений старшеклассников. 2. Выявить взаимосвязи показателей дисгармонии межличностных отношений с характеристиками ценностно-смысловой сферы, показателями межличностных предпочтений и умственного развития старшеклассников в зависимости от половозрастных особенностей. 3. Провести анализ типичных для старшеклассников особенностей взаимосвязи показателей дисгармонии их межличностных отношений и характеристик ценностно-смысловой сферы.
5
4. Изучить зависимость дисгармонии межличностных отношений от соотношения ценностей в структуре аксиосферы личности старшеклассников. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили: - принципы системного подхода в психологии, разработанные в трудах Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и др.;
- принципы субъектно-деятельностного подхода, представленные в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, и др.;
- принципы психологической теории отношений А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева; - концепции смысловых образований личности А.Г. Асмолова, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.Э. Чудновского и др.;
- концепции развития личности Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейн и др.; - современные подходы к проблеме изучения межличностных отношений А.А. Бодалева, Н.Н. Обозова, Я.Л. Коломинского и др.; ценностно-смысловой сферы Д.А. Леонтьева, Г.Е. Залесского, А.В. Серого, А.Г. Здравомыслова и др.; гармонии и дисгармонии межличностных отношений С.В. Духновского, Л.В. Куликова, А.А. Милтса, О.И. Моткова и др.
Методы исследования: 1. Методы теоретического анализа социально-психологической, философской литературы. 2. Методы эмпирического исследования: опросные методы исследования (тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; методика «Аксиологическая направленность личности» (авторы: А.В. Капцов, Л.В. Карпушина); методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (автор С.В. Духновский); непараметрическая процедура методики социометрия Дж. Морено); тестовые методы исследования (школьный тест умственного развития (авторы: К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.), тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (авторы: К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.)).
3. Методы параметрической и непараметрической статистики с использованием пакета прикладных программ STATISTICA (корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ, метод структурного моделирования).
Научная новизна исследования: Уточнено понятие дисгармоничных межличностных отношений. Дисгармоничные отношения – это взаимодействия, которые характеризуются ослаблением взаимосвязи между субъектами отношений, формируются на основании отсутствия единства их интересов, направленностей и ценностей и выражаются в повышенном или пониженном уровне напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности субъектов отношений. Выявлены предпосылки дисгармонии межличностных отношений старшеклассников: неадекватное использование механизмов познания, а
6
именно преобладание одного из видов идентификации, отсутствие рефлексии или слишком глубокий рефлексивный анализ своих чувств и состояний, ошибки каузальной атрибуции. Определено, что взаимосвязь показателей дисгармонии межличностных
отношений и характеристик ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников опосредована показателями межличностных предпочтений и умственного развития и зависит от половозрастных особенностей старшеклассников. Структура взаимосвязи показателей дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников состоит из следующих составляющих: аксиологическая направленность, смысложизненные ориентации, показатели умственного развития, показатели оценки межличностных отношений (социометрические индексы и показатели дисгармонии межличностных отношений).
Установлено, что характерной для старшеклассников особенностью является взаимосвязь показателей дисгармонии их межличностных отношений с различными видами аксиологической прагматической направленности.
Выявлено, что старшеклассники, оценивающие свои отношения как дисгармоничные, характеризуются предпочтением материальных ценностей духовным.
Теоретическая значимость состоит в расширении научных представлений о проблеме гармонии и дисгармонии межличностных отношений; в решении теоретических задач психологии отношений подростков; создании целостной научной картины об особенностях взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы старшеклассников и об особенностях зависимости показателей дисгармонии межличностных отношений от соотношения ценностей в структуре аксиосферы личности старшеклассников.
Практическая значимость состоит в использовании полученных результатов об особенностях и составляющих взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы в прикладной социальной психологии для создания социально-психологических тренингов и программ, направленных на профилактику дисгармонии межличностных отношений у старшеклассников. Данные программы должны быть направлены на: 1) создание условий для формирования ценностей аксиологической гуманистической направленности; 2) создание условий для формирования осмысленности не только настоящего и будущего, но и прошлого; 3) выявление противоречий в структуре аксиосферы старшеклассников и возможного их разрешения.
Достоверность и надежность результатов обеспечивается методологическим обоснованием поставленной в диссертации проблемы, применением комплекса методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследования, результатами эмпирического исследования, репрезентативностью выборок, использованием компьютерных программ математической статистики: Microsoft Office Excel 2000, STATISTICA for Windows. Экспериментальная база исследования - учащиеся средней
7
общеобразовательной школы № 27 г.о. Тольятти Самарской области. В исследовании приняло участие 134 учащихся 8-11 классов в возрасте 14-17 лет. На защиту выносятся следующие положения: 1. Межличностные отношения старшеклассников характеризуются
определенным уровнем дисгармонии. Дисгармоничные отношения – это взаимодействия, которые характеризуются ослаблением взаимосвязи между субъектами отношений, формируются на основании отсутствия единства их интересов, направленностей и ценностей и выражаются в повышенном или пониженном уровне напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности. Предпосылками дисгармонии межличностных отношений старшеклассников являются неадекватное использование механизмов познания, а именно: преобладание одного из видов идентификации, отсутствие рефлексии или слишком глубокий рефлексивный анализ своих чувств и состояний, ошибки каузальной атрибуции.
2. Взаимосвязь показателей дисгармонии межличностных отношений с характеристиками ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников опосредована показателями межличностных предпочтений и умственного развития в зависимости от половозрастных особенностей. Структура взаимосвязи показателей дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности учениц восьмых и десятых классов состоит из следующих составляющих: смысложизненные ориентации, аксиологическая прагматическая направленность на общественную жизнь, показатели оценки межличностных отношений (показателей дисгармонии межличностных отношений и социометрического статуса); у учениц девятых и одиннадцатых классов структура взаимосвязи состоит из: смысложизненных ориентаций, аксиологической прагматической направленности на образование, показателей умственного развития, показателей оценки межличностных отношений (показатели дисгармонии межличностных отношений и индекс положительной экспансивности); у учеников восьмых и девятых классов структура взаимосвязи состоит из: смысложизненных ориентаций, аксиологической прагматической направленности, показателей умственного развития, показателей оценки межличностных отношений (напряженности и социометрического статуса).