Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа
Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
5. Эмоциональная
- демонстрирует преобладающий
6. Сенсорная (чувственная)
- включает особенности
7. Энерго-динамическая
- отражает энергетические
8. Алгоритмическая
- данная подструктура личности
объединяет очень разные
9. Характерологическая
- сосредотачивает устойчивые, типообразующие
черты личности, которые врожденны
или приобретены под влиянием
окружения в результате
10. Функциональная
- закрепляет различные системы
жизнеобеспечения и
В данной работе
мы будем придерживаться позиции
В. В. Бойко, определяя коммуникативную
толерантность как
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
Формирование
профессиональной идентичности происходит
в процессе профессионализации. «Профессионализация
- это процесс становления
Важно выделить два основных аспекта в процессе формирования профессиональной идентичности: во-первых, уровни профидентичности; во-вторых, этапы профессионального становления специалиста.
Зарубежный автор А. Тэшфел, в рамках социально – психологических исследований выявил следующие этапы формирования профидентичности [40, с. 607]:
· этап социальной категоризации: упорядочивание социального окружения, способом, который имеет смысл для индивида;
· этап социальной идентификации: процесс помещения человеком себя в ту или иную категорию;
· этап социальной идентичности: полное социальное отождествление.
Особый интерес в русле нашей работы представляют данные о том, что значимой смысловой группой может являться профессиональное сообщество, процесс идентификации с которым может привести к достижению идеального профессионального образа «Я».
С точки зрения, отечественного исследователя Н.С. Пряжникова, возможна следующая иерархия в уровнях профидентичности [31]:
1. Осознание
дальней и ближней
2. Усвоение
основных знаний, требований профессии
к человеку осознавание своих
возможностей, представление о выполнении
данной деятельности, осуществление
деятельности по образцу (
3. Практическая
реализация выбранных
4. Свободное
выполнение профессиональной
Автор определяет профидентичность — как близкое понятие самоопределению, но содержание его все-таки другое. Профидентичность — это осознавание себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [40,с. 92].
Согласно концепции
Э. Эриксона, при становлении
Для становления профессиональной идентичности важное значение имеет ритуализация в профессиональном поведении, основанная на соглашении взаимодействия по меньшей мере двух людей, которые через определенные интервалы времени возобновляют его в повторяющихся обстоятельствах, например: защита дипломов, диссертаций, выступление на конференциях. Оно имеет важное значение для "Я" всех участков. В обрядах социальная группа побуждает посвященного пройти через испытания, совершить деяния ради такого человека, уподобление с которым позволяет найти свое "Я".
Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные функции.
Если рассматривать
развитие субъекта труда как процесс
достижения профидентичности, тогда
типы самоопределения (в конкретных
трудовых функциях, в рамках определенного
трудового процесса, специальности,
профессии, в рамках жизни, в границах
личностного бытия, самости, в рамках
культуры) — это объективные или
ситуативные слагающие
Формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации параллельно с процессами профессионального самоопределения, становлением профидентичности в условиях выполнения профессиональной деятельности.
Термин «профессионализация»
обычно используется как синоним
понятия «профессиональное
В понимании профессионализации важным является соединение личностных и деятельностных компонентов. Эту связь подчеркивает в частности В. Б. Григорьев, который определяет профессионализацию как целостный процесс соединения личности и профессии [26, С. 154 - 158]. Именно в процессе трудовой деятельности.
Данной проблемой в психологии занимались такие ученые как К.С. Абульханова – Славская [1; 2], Б.Г. Ананьев [3], Е.А. Климов [30; 31; 32], А.К. Маркова [36], А. Маслоу [37] и др.
Процесс профессионального становления личности индивидуален, своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить определенные закономерности и особенности. Профессиональное становления личности позволяет человеку в наибольшей степени реализовать себя.
Данный процесс проходит ряд стадий, мы рассмотрим классификацию Э.Ф. Зеера [23; 24]. Основанием автор выделил социальную ситуацию и ведущую деятельность.
1. Аморфная
оптация (0 – 12 лет). Профессионально
ориентированные интересы и
2. Оптация
(12 - 16 лет). Профессиональные намерения,
выбор пути профессионального
образования, учебно-
3. Профессиональная подготовка (16 – 23 года). Профессиональная подготовленность, готовность к самостоятельному труду.
4. Профессиональная
адаптация (18 – 25 лет). Освоение
новой роли, опыта самостоятельного
выполнения профессиональной
5. Первичная профессионализация (26 – 33 года). Профессиональная позиция, индивидуальный стиль деятельности. Квалификационный труд.
6. Вторичная
профессионализация (34 – 42 года). Профессиональный
менталитет, идентификация с
7. Профессиональное мастерство (42 – 60 лет). Творческая профессиональная деятельность, вершина профессионального развития.
Профессиональное становление педагога - один из аспектов теоретического анализа, необходимый для решения проблемы нашего исследования. В процессе этого анализа важно было увидеть стадии профессионального становления педагогов с различным стажем работы [24].
Выделенные стадии условно соотнесены нами со стажем профессиональной деятельности, что позволило условно разделить выборку на группы:
- первая группа - стадия профессиональной адаптации (18 – 25 лет) учителя со стажем работы 1 – 5 лет;
- вторая группа – стадия первичной профессионализации (26 – 33 года) учителя со стажем работы 6 –10 лет;
- третья
группа - стадия вторичной
- четвертая группа - стадия профессионального мастерства (42 – 60 лет) учителя со стажем работы более 20 лет.
Влияние профессиональной деятельности на человека прослеживается в исследованиях, направленных на изучение личности профессионала и становление субъекта профессиональной деятельности [7; 15; 25; 26; 27]. Как показали результаты этих работ, профессионализация для личности не является только фактором поступательного развития и самоактуализации. В этом процессе происходят как позитивные, так и деструктивные изменения [21]. Эти изменения базируются на рефлексивных процессах, которые способствуют развитию идентичности и профессионального самосознания.