Виды домашнего насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Ученые из Чешской Республики считают, что хотя точных сведений относительно количества детей, испытывающих на себе жестокое обращение, нет, но теоретически не существует ни одного ребенка, который хотя бы раз не подвергся насилию того или иного рода. Такой вывод был сделан специалистами на основании следующих данных: с домашней тиранией, семейными скандалами и разводами встречается треть всех детей, с детской дедовщиной и жестокостью – каждый пятый ребенок, а каждый десятый страдает от насилия иных взрослых знакомых и незнакомых. Более того, по утверждениям европейских и американских исследователей, количество проявлений жестокого обращения с детьми в последние годы неуклонно растет.

Содержание

1.Введение 3-5
2.Домашнее насилие-проблема общества 6-8
3.Формы и виды домашнего насилия над детьми 9-10
3.1.Физическое насилие 11-13
3.2.Сексуальное насилие 13-14
3.3.Моральная жестокость 15
3.4.Психологическое насилие 16-18
4.Истоки и причины насилия 19-21
5.Ответственность родителей 22
6.Циклический характер домашнего насилия 23
7.Борьба с сексуальными преступлениями в отношении детей 24
8.Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказания
им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми 25-27
9.Вывод 28-29
10.Список источников и литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

домашнее насилие над детьми.docx

— 67.20 Кб (Скачать файл)

 

   Рекомендации по выявлению  жертв насилия, оказанию им  помощи и профилактике     жестокого  обращения с детьми

 

Поскольку сталкивающиеся с  жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей  должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги  для специалистов. Заметим, что подавляющее  большинство несовершеннолетних граждан  нашей страны – около 65% – учатся в школах, где проводят ежедневно  от 5 до 8 часов, исключая воскресение. Если прибавить сюда воспитанников детских  садов, то получается, что именно педагоги могут длительный период наблюдать  за поведением ребенка, его взаимоотношениями  со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая презентабельную информацию о включенности подопечных в акты насилия. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.

 Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с  жестокостью дети позже начинают  ходить, говорить, реже смеются, отстают  от сверстников в весе и  росте, значительно хуже успевают  в школе. Ребенка, страдающего  от домашнего насилия, можно  определить даже по внешнему  виду. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

 Что касается поведения  пострадавших детей, то они  обычно подвержены неожиданной  смене настроения, в младшем возрасте  – приступам боязливости, например, прячутся за дверь при появлении  взрослого. Такой ребенок разговаривает  сам с собой или играет в  воображаемом мире намного больше  остальных детей. Он способен  также демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки,  легко ввязываться в драки,  может выбрать малыша слабее  себя, чтобы издеваться над ним.  Педагога должно насторожить,  если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением. Причем, подверженный насилию ребенок может, с одной стороны, льнуть к олицетворяющему власть человеку, а с другой – всячески отклонять предложение сходить в гости.

 Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя; б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида. Нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.

Относительно поведения  склонных к жестокости родителей  или иных законных представителей можно  утверждать, что на возможность семейного  насилия указывают следующие  признаки:

противоречивые, путаные  объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся  самого пострадавшего;

отсутствие обеспокоенности  за судьбу и здоровье ребенка, бездействие  или позднее обращение за медицинской  помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;

неадекватная оценка тяжести  травмы, стремление ее преувеличить или  преуменьшить;

эмоциональная холодность в  обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;

негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности  за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;

алкогольная или наркотическая  зависимость, признаки психических  расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение  и т. п.).

При возникновении подозрений о возможности насилия над  ребенком и первичном контакте с  потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять  следующие действия. Во-первых, при  отсутствии непосредственной угрозы жизни  и безопасности ребенка следует  незамедлительно и тщательно  проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с  самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с  условиями проживания несовершеннолетнего  дома и т.д. Полученные данные можно  заносить в специальный дневник. Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники  насилия, родители или работники  образовательного (лечебного, а также  любого иного учреждения), не желая  выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые педагогом социальным действия должны привести к подтверждению или  опровержению факта насилия.

 Если факт жестокого  обращения подтвердился и ребенок  идет на контакт, то главная  цель в беседе с жертвой  насилия – это поддержать ребенка,  выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами,  мешать рассказывать о случившемся  своими словами, чтобы не создать  ощущение давления. Полностью предоставив  себя в распоряжение ребенка,  взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для  получения результата обязательным  условием проводимой беседы является  сохранение спокойствия, чтобы  не напугать ребенка гневом  или недоверием, особенно если  насильник – близкий родственник  или педагог.

Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети редко врут, если речь идет о нарушении  половой неприкосновенности, ибо  зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным педагогом и др. Итак, условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, являются:Безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

В настоящее время бичом  во всем мире стало жестокое обращение  с детьми родителей и иных взрослых, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое насилие  над несовершеннолетними. В нашей стране ситуацию усугубляет то, что воспитание осуществляется в условиях постоянного реформирования: меняется функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, вся социокультурная жизнь подрастающего поколения. С одной стороны, под влиянием общей гуманизации общества жестокостью стали называть действия родителей, ранее принимаемые за разумную строгость. А с другой – последовавшее за распадом Советского Союза социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большей части населения в той или иной мере отразилось на жизни всех слоев. Значительная часть старшего поколения не сумела приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы, а молодежь была дезориентирована разрушением сложившихся нравственно-этических норм и традиций. Наступившая правовая, моральная, экономическая незащищенность населения усилила конфликтность отношений между людьми, и особенно между супругами, родителями и детьми, вызвав дестабилизацию жизни большинства семей, что особенно сказалось на подрастающем поколении.

  Отличительной чертой насилия в отношении несовершеннолетних является его стремление к эскалации при отсутствии реакции и противодействия. Поэтому защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер. В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб. Однако зачастую усилия по созданию эффективной системы профилактики и пресечения насилия в отношении детей, оказания помощи жертвам жестокого обращения разбиваются о препятствия, в числе которых:

-ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность, субъективизм в выборе негосударственных организаций для сотрудничества, отсутствие единых методических и системных подходов в организации профилактической работы;

-игнорирование профилактической направленности в работе с подрастающим поколением и семьей;

-отсутствие законодательных норм и правоприменительной практики по защите и реабилитации жертв, что усугубляется правовой грамотностью и недоверием населения к правоохранительным органам, низкими материальными доходами, не позволяющими -обращаться за квалифицированной юридической помощью;

-несформированность у педагогических, милицейских, социальных, медицинских работников навыков общения с жертвой, что ведет к сокрытию или замалчиванию фактов насилия, особенно при отсутствии личной заинтересованности взрослого в наказании виновного и реабилитации пострадавшего;

-отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы, приводящее к тому, что многие реабилитационные учреждения в действительности являются местом скопления детей, выпавших из нормальной жизни и др.

Проблема усложняется  тем, что значительная часть жертв  насилия – выходцы из неблагополучных  слоев или "уличные" дети, в  судьбах которых лично мало кто заинтересован. Иногда дети оплачивают собственными страданиями и даже жизнями родительскую потребность в самоутверждении, стремление взрослых устроить личную жизнь, становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей. Разрешить проблему насилия над несовершеннолетними можно только при совместной работе педагогов, родителей и всех взрослых, которые так или иначе причастны к детям. Причем целью работы по нивелированию последствий насилия является не замена или устранение родителей, которые не в состоянии нести ответственность за воспитание своих отпрысков, а помощь семье в восстановлении или формировании способности к названной деятельности.

Подчеркнем, что зачастую распространению насилия над  детьми в наших странах особенно способствует два обстоятельства. Во-первых, родители, прибегающие к методам  так называемой “репрессивной педагогики”, не всегда знают о пагубных последствиях жестокого отношения к детям. Во-вторых, своевременному установлению факта насилия препятствуют стремление взрослых "не выносить сор из избы", а также закрепленные в законодательстве права граждан на неприкосновенность частной жизни. Распространенное мнение о том, что воспитание детей –  это внутрисемейное дело, в которое  никто не имеет права вмешиваться, затрудняет деятельность представителей правоохранительных органов и социальных служб, пытающихся оказать помощь пострадавшим.

Итак, незащищенность, материальная зависимость, возрастные особенности  психики несовершеннолетних (незрелость, подчинение авторитету взрослого, доверчивость, недостаток жизненного опыта, неумение полно и критично оценивать сложившуюся  ситуацию и прогнозировать возможные  последствия) привели к тому, что  в условиях роста насилия в  обществе жертвой жестокого обращения  чаще всего становится ребенок. Перечень видов насилия над детьми в  настоящее время пополнился, включив  экономическое насилие, торговлю детьми и пр. Между тем модель поведения, усвоенная в детстве, воспроизводится  в других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Поэтому  остановить эскалацию насилия возможно, только преодолев жестокость по отношению  к беззащитным детям.

 

                          

 

 

 

 

 

 

                                            Список источников и литературы

 

1.Сайты в интернете:

           1.1.Домашнее  насилие – Википедия

           1.2.www.rebenok.ru

           1.3.www.novainfo.ru

           1.4.www.vahpsixolog.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды домашнего насилия