Вклад В.М.Бехтерева в развитие клинической психологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение вклада В.М.Бехтерева в развитие клинической психологии в России.
Задачами нашей работы являются:
Изучение методической литературы по данной теме.
Определение научного вклада В.М.Бехтерева в развитие клинической психологии в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Клиническая психология 4
Развитие клинической психологии 4
Глава 2. Вклад В.М.Бехтерева в развитие клинической психологии 11
В.М.Бехтерев 11
Вклад Бехтерева В.М. в науку 13
В.М.Бехтерев и его экспериментальные проекты 17
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бехтерев в клинической.docx

— 59.11 Кб (Скачать файл)

Описал некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.). В 1892 Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева», «Анкилозирующий спондилит»). Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков».

Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства. Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме. Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребенка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др.), но вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности.

Кроме того, Бехтерев разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

Кроме диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний» (Спб., 1881), Бехтереву принадлежат многочисленные работы по нормальной анатомии нервной системы; патологической анатомии центральной нервной системы; физиологии центральной нервной системы; по клинике душевных и нервных болезней и, наконец, по психологии (Образование наших представлений о пространстве, «Вестник психиатрии», 1884).

В этих работах Бехтерев занимался изучением и исследованием хода отдельных пучков в центральной нервной системе, состава белого вещества спинного мозга и хода волокон в сером веществе и вместе с тем, на основании произведённых опытов, выяснением физиологического значения отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия и пр.).

Бехтереву удалось также добыть некоторые новые данные по вопросу о локализации различных центров в мозговой коре (напр. по локализации кожных — осязательных и болевых — ощущений и мышечного сознания на поверхности мозговых полушарий, «Врач», 1883) и также по физиологии двигательных центров мозговой коры («Врач», 1886). Много работ Бехтерева посвящено описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний.

Обстоятельства загадочной смерти В. М. Бехтерева в декабре 1927 г. стали основанием для многих легенд. Одна из них утверждает, что ученый был умышленно отравлен НКВД после того, как он осмотрел И. В. Сталина и пришел к выводу о его психическом здоровье. Другие версии связывают смерть исследователя с его научной деятельностью и принятыми многообещающими результатам исследований социального поведения и проблемы внушения, в частности, состояния "гипнотической очарованности". Существует также версия об участии ученого в создании "психологического оружия".

Бехтерев был пионером социально-психологического эксперимента в России. Он провел ряд исследований по изучению влияния внушения на деятельность человека. Фактически он впервые экспериментально выявил такие явления, как групповое давление, конформизм, которые позже начали изучать в западной психологии. Вместе с М. М. Ланге ученый провел ряд экспериментальных исследований групповой деятельности, в частности, феномена фасилитаций (психологических изменений в условиях группы). Этот феномен изучали В. Модэ, Ф. Оллпорт. Однако эксперименты В. М. Бехтерева полнее представили групповые эффекты и были результативными за аналогичные исследования этих известных психологов. Кроме того, он работал в реальных группах, а не в условиях лаборатории. Исследования проводились с 1918 по 1923 гг. Ученый выяснил, как влияет группа на психические процессы, состояния индивида и какие условия определяют, что результаты групповой деятельности преобладают индивидуальные. Было проведено три серии исследований, в которых участники должны были решать целый ряд проблем до и после групповой дискуссии. В первой серии им показывали картины большого формата с изображениями животных и предметов. Внимательно рассмотрев картину в течение нескольких секунд, исследуемые по памяти должны вспомнить как можно больше деталей. Каждый член группы выполнял задание дважды: сначала в групповой дискуссии, а затем вместе со всеми после ее окончания. На основе сравнения результатов, полученных до и после обсуждения, делали вывод, какое влияние оказывает группа на психические процессы и состояния индивида. Во второй серии экспериментов участникам демонстрировали набор сюжетно связанных картинок, на которых была изображена сцена кражи подростком яблок из сада и его задержанию сторожем. Участникам предлагали решить, какого наказания заслуживает подросток за свой поступок. В третьей серии участники получали задание разработать проекты памятников Некрасову, Достоевскому и Толстому, сравнивалась качество проектов, предложенных группой и индивидуально. Результаты исследования были:

1) наблюдательность отдельных  участников в группе растет  как в количественном, так и  в качественном плане;

2) групповое решение является  компромиссом индивидуальных решений  и в нем исчезают их крайности;

3) в выявлении ошибок  группа намного превосходит отдельного  участника;

4) группа преобладает  отдельного участника в наблюдательности, объеме и прочности запоминания  материала;

5) группа, как правило, предлагает  решения, более справедливые в  моральном плане, чем индивидуальные;

6) групповое решение влияет  положительно на индивидуальные, обогащает, улучшает и совершенствует их;

7) особо одаренные личности  в индивидуальном творчестве  преобладают группу;

8) в целом от совместной  деятельности с другими человек  выигрывает.

Общие выводы исследования утверждали, что групповая производительность значительно выше, чем действия отдельных лиц; группа более наблюдательна, ее оценки и восприятия точные, объем и производительность памяти группы гораздо выше, а дивергентность мышления проявляется в большей степени. Исследователи убеждали, что индивид, работая в группе, обогащается, приобретает опыт, который не мог бы получить вне группы. Бехтерев писал: "Индивидуальному уму, чтобы проявить себя, нужна помощь коллектива, потому что он творит для него, изобретает то полезное, что нужно коллективу, собирает материал, который еще до того приготовил коллектив". Бехтерев считал, что лучшие результаты в творчестве достигаются в совместной деятельности при взаимодействии индивидуального и коллективного ума.

Заключение

 

Исследования В. М. Бехтерева являются значительным вкладом в экспериментальную психологию. Они просты, эффектные, убедительные, в полном смысле классические. Выполненные в послереволюционной России, эти эксперименты НТИ были на переднем крае развития мировой психологии.

Отряд первопроходцев был значительным (Вундт, Эббингаус, Брентано, Штумпф, Титченер, Бехтерев). Эти люди имели разные взгляды и спорили между собой, тем не менее, они были талантливыми, трудолюбивыми и отданными идеалам науки. Усилиями многих интеллектуально независимых людей психология с созерцательной науки, толковала свойства человеческой души, превратилась в настоящую науку, в которой путем научного эксперимента исследуются психические особенности и поведение человека.

Создавались методики, разрабатывались приборы, выходили фундаментальные научные труды, к проблеме научного метода было приковано внимание ведущих интеллектуалов, дискуссии о возможностях научного метода в психологии имели общественный отклик.

Эксперимент начал продвигаться от простых элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам, к открытию психологической причинности, получил широкое применение в различных областях психологии (возрастной, социальной, инженерной, психологии личности). Современные психологические эксперименты отличаются методической строгостью, по своей простоте, совершенством и точностью результатов они не уступают зрелым экспериментальным наукам (физике, биологии, химии), как об этом мечтали первыми экспериментаторами. Данные психологических исследований оказываются практически ценными, меняют сферу образования, медицины, права, профессионального отбора в современном обществе.

Список использованной литературы

 

  1. Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы  международной  научно-практической  конференции. 11-15 сентября 1995г.—Казань,2005—150с.
  2. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 2004.
  3. Бехтерев В.М. Объективная психология. – М.: Наука, 2001. – 465 с. Очерк жизни и научной деятельности Владимира Михайловича Бехтерева. Б.Ф.Ломов. В.А.Кольцова.Е.И.Степанова. стр.424-444.
  4. Бехтерев В.М. Психика и жизнь. - С-Пет.: Алетейя, 2009. - 256 с. статья «Научное наследие В.М.Бехтерева и его школа» Левченко Е.В. стр.5-19.
  5. Брушлинский А.В., Кольцова В.А. Социально-психологическая  концепция В.М.Бехтерева//Бехтерев В.М. Избранные  работы  по  социальной  психологии М.:Наука,2004.—400с.
  6. Гращенков Н.И.  Роль В.М. Бехтерева  в  развитии  отечественной неврологии М.:Медгиз,2009.—45с.
  7. Гращенков Н.И., Мясищев В.Н., Щелованова Н.М.  Вклад  В.М. Бехтерева  в учение  о  мозге  и  психике .—М.:Знание,2008.—38с.
  8. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2004.—367 с.
  9. Каннабих Ю. История психиатрии. - М.: ЦТР МГП ВОС, 2004. – 528 с.
  10. Ломов Б.Ф., Кольцова В.А., Степанова Е.И.  Очерк  жизни  и  научной деятельности  В.М. Бехтерева (1857—1927) // Бехтерев В.М.  Объективная психология.- М.:Наука,2001—480с.
  11. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
  12. Никирофоров А.С.  В.М. Бехтерев.—М.:Просвещение,2008.—127с.—( Люди  науки ).
  13. Объективная психология // Памятники психологической мысли. М., 2001.
  14. Осипов В.П. Бехтерев. - М.: Медгиз, 2007. - 92 с.
  15. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В. Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2002.
  16. Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние проблемы вестник московского университета. Серия 14. психология. 2006 №2.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В.2т-т1.- М.: Наука, 2009.
  18. Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию. 3-е изд. Издательство: Госиздат, 2006.
  19. Шингаров Г.Х.   О   В.М. Бехтереве—ученом  и  враче-гипнологе // Бехтерев В.М.  Гипноз,  внушение,  телепатия.—М.: Мысль, 1994.—364с.

Информация о работе Вклад В.М.Бехтерева в развитие клинической психологии в России