Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению влияния детско - родительских отношений на формирование интернет - зависимости у подростков.
Проблема интернет - зависимости уже несколько лет беспокоит специалистов, непосредственно работающих с детьми и подростками.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы изучения влияния стиля детско – родительских отношений на формирования интернет – зависимости у подростков…………………………………………………………………………3
1.1 Понятие интернет - зависимости в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………3
1.2 Стили родительского отношения как психолого - педагогическая проблема…………………………………………………………………………...7
Глава II. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования влияния стиля родительского отношения на формирование интернет -зависимости у подростков………………………………………………………17
2.1 Особенности семейного воспитания при Интернет - зависимости………17
2.2 Влияние стиля семейного воспитания на формирование аддиктивного поведения подростков……………………………………………………… …..23
Заключение…………………………………………………………………. .......28
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
ВЛИЯНИЕИЕ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТИ
Введение………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы
изучения влияния стиля детско – родительских
отношений на формирования интернет –
зависимости у подростков……………………………………………………
1.1 Понятие интернет - зависимости
в психолого-педагогической
1.2 Стили родительского
отношения как психолого - педагогическая
проблема…………………………………………………………
Глава II. Теоретический анализ
литературы по проблеме исследования
влияния стиля родительского отношения
на формирование интернет -зависимости
у подростков……………………………………………………
2.1 Особенности семейного воспитания при Интернет - зависимости………17
2.2 Влияние стиля семейного
воспитания на формирование
Заключение……………………………………………………
Данная работа посвящена изучению влияния детско - родительских отношений на формирование интернет - зависимости у подростков.
Проблема интернет - зависимости уже несколько лет беспокоит специалистов, непосредственно работающих с детьми и подростками. Отсутствие точных критериев оценки степени увлеченности ребенка компьютером, трудность определения границ нормального и чрезмерного использования Интернета, недостаточная освещенность проблемы в научной литературе лишь не позволяют выработать единую стратегию работы с подростками, чрезмерно увлеченными компьютерными играми. Последние годы данная проблема попала в фокус внимания государственных структур, оказавшихся заинтересованными в проведении исследований, дающих возможность предотвратить формирование у подростков интернет-зависимости и успешно бороться с уже сложившейся аддикцией. Одним из направлений исследований, проведенных в цикле работ, посвященных изучению интернет - аддикции, является изучение форм семейных коммуникаций, специфичных именно компьютерной и интернет-зависимости.
В современной литературе по интернет - зависимости почти не встречается работ, посвященных работе с диадой мать - подросток – исследования строятся на работе только с аддиктами. Новизна и актуальность нашего исследования заключается в том, что в нем делается акцент на изучение особенностей семейных коммуникаций в семьях подростков с интернет -зависимостью. В фокусе нашего исследования оказался новый аспект интернет-зависимости – объективная семейная коммуникация в семьях, где подростки вырастают зависимыми от компьютера.
Глaвa I. Тeopeтичecкиe ocнoвы изучeния влияния cтиля дeтcко- poдитeльcкиx oтнoшeний нa формирование интернет - зависимости у подростов.
1.1 Понятие интернет
- зависимости в психолого-
В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line" [4] Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Другие исследования называют цифры 2-6%.
Отмечаются особенности Интернет-зависимости - это не химическая зависимость, т.е. не приводящая к разрушению организма, по воздействию на организм она ближе к зависимости от азартных игр и т.п. Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня.
Внимательно исследуются
механизмы возникновения
Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети [4].
Таким образом, Интернет является
привлекательным в качестве средства
ухода от реальности за счет возможности
анонимных социальных интеракций. Особое
значение здесь имеет чувство
безопасности и сознание своей анонимности
при осуществлении интеракций, включая
пользование электронной
Феномен зависимости от Интернета
может и должен быть понят не просто
как исключительно
Есть мнение, что если Интернет-аддикция будет впоследствии признана заболеванием (в качестве, например, так называемого "киберрасстройства"), то число страдающих от него будет существенно меньше, чем это представляется сейчас. В расширении симптоматики на данный момент заинтересованы специалисты по психическому здоровью и исследователи этого феномена [3].
Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, которой она, возможно, была вначале, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Сегодня он - Интернет-зависимый, завтра - любовный аддикт, послезавтра - патологический игрок, а спустя немного времени он ушел в наркотики или алкоголизм. То есть это не исключено. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными [7].
За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения. Интернет-зависимость не считается официальным диагнозом и часто является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.) [8].
В некоторых психологических словарях Интернет-завимсимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [9, C.4].
Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "избыточное/патологическое применение Интернета". При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами [15, C.110].
Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.
Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома:
1. навязчивое желание проверить e-mail;
2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [31].
Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им (см. приложение 1) [34].
Общие чертами компьютерной
зависимости является характерный
ряд психологических и
Психологические симптомы:
1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
2. невозможность остановиться;
3. увеличение количества
времени, проводимого за
4. пренебрежение семьей и друзьями;
5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
7. проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
2. сухость в глазах;
3. головные боли по типу мигрени;
4. боли в спине;
5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
6. пренебрежение личной гигиеной;
7. расстройства сна, изменение режима сна [34].
Признанный авторитет в этой области К. Янг из Питсбургского университета выделяет пять основных категорий этой зависимости:
1. Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.
2. Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.
3. Чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.
4. Информационная перегрузка.
Чрезмерная вовлеченность в
5. Компьютерная зависимость.
1.2 Стили родительского отношения как психолого – педагогическая
проблема.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия