Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 12:53, курсовая работа
Мир детства - особый мир. И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых. Мы, взрослые, не осознаем, что ребенок в силу своих возрастных особенностей не в состоянии понять нас, нашу точку зрения. Поэтому нас раздражает то, что дети не замечают трудностей, с которыми мы сталкиваемся, не понимают наше желание дать им все самое лучшее, не ценят усилий по их воспитанию
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1 Детско-родительские отношения.
1.1 Характеристика детско-родительских отношений……………………….…6
1.1 Стили родительского воспитания……………………………………………..8
1.2 Развитие личности ребёнка…………………………………………………...12
1.3 Влияние стилей воспитания на становление самооценки дошкольника……………………………………………………………………….14
Глава 2 Эмпирические исследования……………………………………………….19
2.1 Ход исследования……………………………………………………………..19
2.2 Анализ исследования………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………..….28
Литература……………………………………………………………………………30
№ ребёнка |
самооценка |
1 |
адекватная |
2 |
завышенная |
3 |
заниженная |
4 |
адекватная |
5 |
заниженная |
6 |
завышенная |
7 |
заниженная |
8 |
заниженная |
9 |
завышенная |
10 |
адекватная |
11 |
неадекватно завышенная |
12 |
адекватная |
13 |
завышенная |
14 |
адекватная |
15 |
адекватная |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод:
№ семьи |
стили воспитания |
самооценка |
11 семья |
авторитарная гиперсоциализация |
неадекватно завышенная |
1 семья |
симбиоз |
завышенная |
2 семья |
симбиоз |
завышенная |
4 семья |
симбиоз |
завышенная |
6 семья |
симбиоз |
завышенная |
9 семья |
симбиоз |
адекватная |
10 семья |
симбиоз |
адекватная |
13 семья |
симбиоз |
адекватная |
14 семья |
симбиоз |
адекватная |
15 семья |
симбиоз |
адекватная |
12 семья |
кооперация |
адекватная |
5 семья |
авторитарная гиперсоциализация |
заниженная |
7 семья |
авторитарная гиперсоциализация |
заниженная |
8 семья |
авторитарная гиперсоциализация |
заниженная |
3 |
маленький неудачник |
заниженная |
Таким образом, видно, что стили воспитания – «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» отрицательно влияют на самооценку дошкольника. У детей в таких семьях заниженная самооценка или же неадекватно завышенная.
День, прожитый ребенком, не вернешь. Как часто родители с грустью обнаруживают, что - что-то не успели сделать, что-то упустили, не осуществили каких-то намерений, связанных с развитием ребенка.
О важном условии полноценного воспитания хорошо сказала в свое время Н.К. Крупская: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребенка». [30.199]
Принцип единства слова и дела все более утверждается в нашей жизни. Применительно к воспитанию детей в семье этот принцип означает, что не одними лишь словами, наставлениями, назиданиями должны воздействовать родители на развитие личности ребенка, но прежде всего личным примером, живым участием во всех делах своего сына, своей дочери.
Разные точки зрения на воспитание естественны, важно только, чтобы родители не забывали о самом главном - как можно больше любви к ребенку, как можно больше подлинной, разумной заботы о его развитии - физическом, умственном, эмоциональном, нравственном. Как можно больше внимания к его внутреннему миру, к его человеческому своеобразию, как можно больше уважения, которое предполагает и веру в его силы, и исходящую из этой силы требовательность к нему.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
· Принимать активное участие в жизни семьи;
· Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
· Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
· Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
· Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
· Уважать право ребенка на собственное мнение;
· Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
· С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться. [2. 189]
Литература
1. В.В. Абраменкова Социальная
2. Б.С.Валков, Н.С.Волкова Детская психология. Схемы. Москва ГИЦ «ВЛАДОС», 2002г.
3.А.Я.Варга Типы родительского отношения. Самара, 1997г.
4.В.В.Столин Самосознание личности. М, 1986г.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с.
6. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - №2. - С. 186 - 187.
7. Голод С.И. Стабильность семьи. - Л.: Наука, 1984. - 136с.
9. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976. - 40с.
10. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. - СПб., 1999. - 224с.
11. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. - 1996. - №4. - С. 17 - 29.
16. Костицкий В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 1979. - №8. - С. 32.
17. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь. - М.: Знание,1992. - 190 с.
18. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. - 150с.
19. Межличностные отношения
20. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2000. - 256с.
22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. - 360 с.
23. Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 288с.
24. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. - 380с.
25. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М., 1989. -200с.
26. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 1981. - С. 95.
27. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. - М., 1989. - 380с.
28. Практическая психодиагностика.
29. Психокоррекционная и
30. Психология. Учебник. - М.: Проспект, 1998. - 584с.
31. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988. - 120 с.
32. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1989. - 300с.
33. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб., 2000. - 283с.
36. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
37. Теория личности в западно-
38. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 160с.
39. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М. - СПб., 1996. - 365с.
41. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. -656с.
42. Д.Б.Эльконин Детская психология Москва AKADEMA,2002
Приложение
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
(А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН)
Инструкция: “Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ “верно”, если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или “не верно”, если не совпадает.
1.Я всегда сочувствую своему ребёнку.
2.Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
3.Я уважаю своего ребёнка.
4.Мне кажется, что поведение
моего ребёнка значительно
5.Нужно подольше держать
6.Я испытываю к ребёнку
7.Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
8.Мой ребёнок часто неприятен мне.
9.Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.
10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по
12.Мой ребёнок ничего не
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
14.Мой ребёнок часто
15.Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
16.Мой ребёнок ведёт себя
17.Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как “губка”.
18.Моего ребёнка трудно
19.Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
21.Я принимаю участие в своём ребёнке.
22.К моему ребёнку “липнет” всё дурное.
23.Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.
24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
25.Я жалею своего ребёнка.
26.Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу
с ребёнком всё свободное
28.Я часто жалею о том, что
мой ребёнок растёт и
29.Я часто ловлю себя на
враждебном отношении к ребёнку
30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31.Родители должны
32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
33.При принятии семейных
34.Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.
35.В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.Я всегда считаюсь с
38.Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
39.Основная причина капризов моего ребёнка - эгоизм, упрямство и лень.
40.Невозможно нормально
41.Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
42.Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
43.Я разделяю увлечения
44.Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
45.Я понимаю огорчения своего ребёнка.
46.Мой ребёнок часто
47.Воспитание ребёнка - сплошная нервотрёпка.
48.Строгая дисциплина в
49.Я не доверяю своему
50.За строгое воспитание дети благодарят потом.
51.иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.
52.В моём ребёнке больше
53.Я разделяю интересы своего ребёнка.
54.Мой ребёнок не в состоянии
что-либо сделать
55.Мой ребёнок вырастет
Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников