Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка.
Объект исследования — влияние направленности личности учителя на развитие творческого мышление ребенка.
Предмет исследования - Развитие творческого мышления у ребенка.
Это и обусловило тему исследовательской работы — «Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка».
Нами была выдвинута следующая гипотеза: Творческое мышление ребенка развивается в процессе обучения, а значит, находится в прямой зависимости от творческой направленности личности обучающего педагога.

Содержание

Введение.....................................................................................................3

Глава I. Педагогическая продуктивность творческой деятельности.

1.1 Понятие творчества и креативности в научных исследованиях.....5
1.2 Творческая деятельность учителя...................................................10
1.3 Индивидуальные особенности развития творческих способностей у школьников............................................................................................13
Вывод........................................................................................................18

Глава II. Исследование творческого мышления младших школьников.

Экспериментальное исследование мышления у младшего школьника.................................................................................................20
Заключение...............................................................................................23
2.2Развитие творческого мышления у школьников.............................24
Вывод.......................................................................................................28
Список литературы..................................................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

1.2Творческая деятельность учителя.

Каждый творчески работающий человек знает, что и при опытности, и при разносторонности знаний и  при подготовленности, результативность труда зависит от душевного настроения, от того в ударе ты сегодня или нет.

 А. Н. Леонтьев  говорил, что личность не является  предпосылкой деятельности. Личность  в подтексте деятельности должна  изучаться  «как ее внутренний  момент». Однако изучение личности  «как ее внутреннего момента»  является, по мнению А. Н. Леонтьева, одной из сложных проблем. А. Н. Леонтьев видит эти трудности в исследовании самой сущности личности [14 С. 27].

Личность самого педагога особенно важна в наше время, так  как именно он формирует основные навыки и умения у будущего поколения. По сути, учитель это связующее звено между прошлым и будущим поколением, носитель общественно-исторического знания и опыта. Выступая как отдельный субъект педагогической деятельности, учитель в тоже время представляет собой общественный субъект – носитель общественных знаний и ценностей. Также являясь отдельным субъектом, педагог представляет собой личность во всем разнообразии индивидуально - психологических, поведенческих и творческих качеств [12 С. 133].

Так какими свойствами должен обладать педагог для формирования  творческих способностей у ребенка?

П.Ф. Каптерев к таким  свойствам отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант». «Первое объективное свойство заключается в том насколько педагог знает преподаваемый предмет, в степени научной подготовленности по данной дисциплине, по родственным предметам,, в широком образовании; потом- в знакомстве с методологической основой предмета, дидактическими принципами и методами и наконец, в знании свойств детской личности, с которой учителю приходится работать; второе свойство субъективное  и заключается в преподавательских возможностях, в личном педагогическом таланте и творчестве…» [12 С.595].

Леонтьев А.Н говорит, что учитель должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам  всегда в движении, поиске, в развитии и он должен иметь священный порядок в душе! Эти слова раскрывают суть того, без чего успешный труд учителя немыслим.

Значит кроме подготовки урока, формируется внутренняя техника  умения создавать необходимые психические  условия для естественного и органического выполнения задуманного и разработанного урока, воспитывается способность вызывать в себе творческое самочувствие, то есть то внутреннее состояние, которое определяет  творческий характер деятельности учителя на уроке [15 С. 96].

Рабочее творческое самочувствие учителя на уроке - рычаг, движение которого определяет то, что в технике обозначается словом «контакт». Контакт учителя и учащихся, без которого не может быть подлинного, несущего радость учителю и детям учебного труда. Вот на что направлена творческая деятельность учителя и учеников, и в этом прямая связь между психологическим состоянием учителя и производительностью его труда [15 С.101].

Учитель в своей деятельности согласно точке зрения Н.Д.Левититова должен иметь следующие способности: способность передавать детям знания в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быструю и точную ориентировку; организаторские способности, необходимые как для обеспечения работы самого учителя,  так и для создания хорошего ученического коллектива [12 С. 147];

Также Левитов отмечает, что взаимоотношения учителя  с учениками совершенно иные. Именно зоркость, умение видеть внутренний мир каждого ученика является одним из основных  факторов педагогической деятельности учителя.  Подключение учеников к своим мыслям, чувствам: создание, фигурально выражаясь, сообщающихся сосудов между учителем и учащимися обеспечивает то единство, которое делает их соратниками в педагогическом процессе. И чем больше внимание учителя к учащимся, тем более активно и творчески они работают [12 С. 148].

Следовательно, рабочее  самочувствие учителя - это специфическое  творческое состояние, имеющее свою психологическую природу и складывающихся из определенных психологических элементов [23 С. 299]. Попытаемся раскрыть специфику творческой деятельности учителя.

И.П.Павлов считал оптимальным  психическим состоянием  то, при котором наиболее правильно протекает мыслительная деятельность разума и волевая активность человека, то есть нормальное бодрое состояние равновесия между раздражениями и тормозными процессами  [15 С.106].

Первым элементом, рождающим  творческое самочувствие в творческой деятельности учителя с точки  зрения Б.М.Теплова, является сосредоточенность, поглощенность учителя ведущей задачей урока, его идейно-познавательным и воспитательным замыслом.

Вторым и главным  компонентом истинного педагогического  творчества является прицел на «сверхзадачу». Этот прицел есть самый лучший стимулятор творческой деятельности учителя [4]. То есть помимо  своих собственных творческих качеств, нацеливаясь на «сверхзадачу» учитель должен знать и особенности психического развития детей и периодизацию развития новых способностей у детей.

 

 

 

1.3 Индивидуальные особенности  развития творческих способностей у младших школьников

Мы уже определили, что для  формирования способностей у ребенка важна  деятельность самого учителя и «Социальная  ситуация развития». Ребенок развивается  в среде и чем старше он становиться, тем важность окружения больше.

Первой средой окружения  для ребенка является  семья. После  рождения ребенок попадает в семью. Его окружают только близкие и  родные ему люди. Там он адаптируется к новой ситуации, согласно своему развитию. Он учиться сначала, ползать, затем ходить и говорить.

Следующей средой окружения  ребенка является школа - «Место рождение «социального - я» ребенка». Этот период в жизни ребенка нас интересует больше всего, так как  именно здесь  педагог оказывает  влияние на развитие творческих способностей у ребенка [7] .

 Помимо того, что  ребенок развивается в среде,  многие психологи  говорят  о том, что существуют сензетивные  периоды в развитии способностей.

Н.С. Лейтес отмечает: «Периоды готовности  к овладению особыми видами деятельности рано или поздно заканчиваются, и если какая-то функция не получила cвоего развития в нужный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено или совсем невозможно [13 С. 44] .

 Р. Кайл также  говорит о том, что для становления способностей существуют свои  определенные периоды. Так, он пишет: «критическим называют период, или   отрезок времени в детском развитии, когда дети легко усваивают какие-то навыки или образцы поведения. Так период от рождения 12 лет является сензетивным для усвоения языка  и овладения грамматикой в чаcтности. Если ребенок не усвоит язык в этот период, они никогда по-настоящему не научится языку впоследствии» [11 С. 228].

  Обращаясь к работам  Л.С. Выготского, мы также находим  сходные суждения, что «…более нужные функции, которые должны стать фундаментом,  обосновывают другие, и развиваются раньше…» [7 С. 345].

 С.Л. Рубинштейн  пишет: «В ходе исторического  развития у человечества вырабатываются  различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его временном развитии» [21 С. 540].

Тогда встает вопрос, как  развиваются творческие способности в процессе обучения? Каков механизм выработки способностей?

С точки зрения Б.Г. Ананьева одним из главных условий развития творческого потенциала является развитие адаптационного рефлекса. Хорошо известно, что ученики непроизвольно ориентируются на требование педагога, и если он часто требует от них самостоятельного решения и творческого поиска, то ученик старается выполнить как можно быстрее и без чьей либо помощи поставленную перед ним задачу.

Такая установка создается, когда перед учениками системно ставится конкретная цель и задача для самостоятельного поиска в овладении профессиональным навыком или при решении изобразительной задачи, а оценка ее включает показатель творчества.  Следующим условием является сочетание и одновременное развитие изобразительных, музыкальных или других творческих навыков – Овладение творческими операциями с последующей их отработкой. Творческие навыки больше всего тренируется на нестандартных заданиях [1 С. 149].

Также Б.Г. Ананьев, замечает, что  творческая деятельность, должна быть построена на нестандартном соединение разных элементов и не может существовать на готовых общепринятых шаблонах.. Поэтому все способности к творчеству педагог строит на развитии обслуживающих качеств  его психических процессов – восприятии,  памяти, мышлении и воображении. Эти качества должны в каждом случае  ориентироваться на формирование способности:

-самостоятельное выявление  проблем и тем;

-обладать навыками  самостоятельного поиска для   их воплощения;

-иметь идеальное представление обо всех творческих навыках и стилях деятельности [1 С. 149].

Для этого на равных должны развиваться  все функции интеллекта - познавательная, оперативная,  созидательная, и все мыслительные операции, лежащие  в их основе, а также двигательные навыки [1 С. 312].

 В формировании творческих  способностей обязательным является  самопознание и поиск индивидуального  стиля деятельности с опорой  на психофизиологические особенности,  которые включают: скорость включения  в работу, длительность работоспособности школьника, условия, необходимые для пробуждения и протекания творчества.

Л.С. Выготский, Б.Г.  Ильясов, Н.С. Лейтес, П. Торренс, Б.Г. Ананьев утверждают, что гением в любом виде творчества становиться только такой человек, который нашел свой индивидуальный стиль деятельности. [19].

Кроме того необходимы систематическая  и постоянная включенность в творчество и поиск нового при выполнении всех видов деятельности, требование не позволять стандарту и шаблону не проявляться негде.

Первоначально это вызывает волевые усилия, а затем переходит в привычку и включается автоматически как личностное образование.

Поддерживанию творческого потенциала способствует постановка новых задач  и целей, овладение более сложными видами созидательной деятельности, поскольку функционирование  в отработанном виде деятельности снижает энергетический тонус и творческий потенциал.

 Поэтому реализация   одной  и той же идеи в разных  формах – дает толчок для творческого поиска  [10 С. 213-215].

Основой творческого  поиска ребенка служит воображение. На протяжении всего дошкольного детства воображение из деятельности, нуждающейся во внешних опорах, постепенно превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять словесное и художественное  творчество. Для детей 3-4 лет важно хотя бы минимальное сходство воображаемого предмета с его реальным заместителем, тогда как у старших дошкольников воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. По мнению В.С. Мухиной, в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации [17 С. 303]. Ж. Пиаже сделал вывод, что воображение претерпевает генезис, подобно тому, который проходят интеллектуальные операции: сначала воображение статично; по мере развития воображение становится более гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного состояния в другое [18].

Но помимо опоры на воображение нужно еще учитывать  возрастные возможности ребенка.

Примерно до 7 лет взрослый является центром мира детей. Он предстает  как особая человеческая личность —  это то основное, что побуждает  ребенка искать с ним контакт. Взрослый человек — это источник сведений о физическом мире, как компетентный и заинтересованный собеседник. По экспериментальным данным, младшие и средние дошкольники легко понимают вопросы о качествах человека, очень высоко оценивают по этим параметрам взрослого и подмечают свои недостатки в этих отношениях. Этот факт определяет потребность ребенка в уважении со стороны взрослого и обусловливает особую чувствительность дошкольников к той оценке, которую дают им взрослые. Она проявляется в повышенной обидчивости ребенка, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после критических замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге после похвалы. Поэтому проявление творческих способностей на данном возрастном этапе связано полностью с участием взрослого человека, полностью зависит от его оценки [17]. И вместе с тем очень важно то, что именно в данный период появляется тенденция к творческому воображению.

Творческое воображение  — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идей, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека [20 С. 25].

Информация о работе Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка