Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:34, курсовая работа
Цель исследования Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка.
Объект исследования — влияние направленности личности учителя на развитие творческого мышление ребенка.
Предмет исследования - Развитие творческого мышления у ребенка.
Это и обусловило тему исследовательской работы — «Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка».
Нами была выдвинута следующая гипотеза: Творческое мышление ребенка развивается в процессе обучения, а значит, находится в прямой зависимости от творческой направленности личности обучающего педагога.
Введение.....................................................................................................3
Глава I. Педагогическая продуктивность творческой деятельности.
1.1 Понятие творчества и креативности в научных исследованиях.....5
1.2 Творческая деятельность учителя...................................................10
1.3 Индивидуальные особенности развития творческих способностей у школьников............................................................................................13
Вывод........................................................................................................18
Глава II. Исследование творческого мышления младших школьников.
Экспериментальное исследование мышления у младшего школьника.................................................................................................20
Заключение...............................................................................................23
2.2Развитие творческого мышления у школьников.............................24
Вывод.......................................................................................................28
Список литературы..................................................................................30
1.2Творческая деятельность учителя.
Каждый творчески работающий человек знает, что и при опытности, и при разносторонности знаний и при подготовленности, результативность труда зависит от душевного настроения, от того в ударе ты сегодня или нет.
А. Н. Леонтьев
говорил, что личность не
Личность самого педагога особенно важна в наше время, так как именно он формирует основные навыки и умения у будущего поколения. По сути, учитель это связующее звено между прошлым и будущим поколением, носитель общественно-исторического знания и опыта. Выступая как отдельный субъект педагогической деятельности, учитель в тоже время представляет собой общественный субъект – носитель общественных знаний и ценностей. Также являясь отдельным субъектом, педагог представляет собой личность во всем разнообразии индивидуально - психологических, поведенческих и творческих качеств [12 С. 133].
Так какими свойствами должен обладать педагог для формирования творческих способностей у ребенка?
П.Ф. Каптерев к таким свойствам отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант». «Первое объективное свойство заключается в том насколько педагог знает преподаваемый предмет, в степени научной подготовленности по данной дисциплине, по родственным предметам,, в широком образовании; потом- в знакомстве с методологической основой предмета, дидактическими принципами и методами и наконец, в знании свойств детской личности, с которой учителю приходится работать; второе свойство субъективное и заключается в преподавательских возможностях, в личном педагогическом таланте и творчестве…» [12 С.595].
Леонтьев А.Н говорит, что учитель должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, поиске, в развитии и он должен иметь священный порядок в душе! Эти слова раскрывают суть того, без чего успешный труд учителя немыслим.
Значит кроме подготовки
урока, формируется внутренняя техника
умения создавать необходимые
Рабочее творческое самочувствие учителя на уроке - рычаг, движение которого определяет то, что в технике обозначается словом «контакт». Контакт учителя и учащихся, без которого не может быть подлинного, несущего радость учителю и детям учебного труда. Вот на что направлена творческая деятельность учителя и учеников, и в этом прямая связь между психологическим состоянием учителя и производительностью его труда [15 С.101].
Учитель в своей деятельности согласно точке зрения Н.Д.Левититова должен иметь следующие способности: способность передавать детям знания в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быструю и точную ориентировку; организаторские способности, необходимые как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива [12 С. 147];
Также Левитов отмечает, что взаимоотношения учителя с учениками совершенно иные. Именно зоркость, умение видеть внутренний мир каждого ученика является одним из основных факторов педагогической деятельности учителя. Подключение учеников к своим мыслям, чувствам: создание, фигурально выражаясь, сообщающихся сосудов между учителем и учащимися обеспечивает то единство, которое делает их соратниками в педагогическом процессе. И чем больше внимание учителя к учащимся, тем более активно и творчески они работают [12 С. 148].
Следовательно, рабочее самочувствие учителя - это специфическое творческое состояние, имеющее свою психологическую природу и складывающихся из определенных психологических элементов [23 С. 299]. Попытаемся раскрыть специфику творческой деятельности учителя.
И.П.Павлов считал оптимальным психическим состоянием то, при котором наиболее правильно протекает мыслительная деятельность разума и волевая активность человека, то есть нормальное бодрое состояние равновесия между раздражениями и тормозными процессами [15 С.106].
Первым элементом, рождающим творческое самочувствие в творческой деятельности учителя с точки зрения Б.М.Теплова, является сосредоточенность, поглощенность учителя ведущей задачей урока, его идейно-познавательным и воспитательным замыслом.
Вторым и главным
компонентом истинного
1.3 Индивидуальные особенности
развития творческих способност
Мы уже определили, что для формирования способностей у ребенка важна деятельность самого учителя и «Социальная ситуация развития». Ребенок развивается в среде и чем старше он становиться, тем важность окружения больше.
Первой средой окружения для ребенка является семья. После рождения ребенок попадает в семью. Его окружают только близкие и родные ему люди. Там он адаптируется к новой ситуации, согласно своему развитию. Он учиться сначала, ползать, затем ходить и говорить.
Следующей средой окружения ребенка является школа - «Место рождение «социального - я» ребенка». Этот период в жизни ребенка нас интересует больше всего, так как именно здесь педагог оказывает влияние на развитие творческих способностей у ребенка [7] .
Помимо того, что
ребенок развивается в среде,
многие психологи говорят
о том, что существуют
Н.С. Лейтес отмечает: «Периоды готовности к овладению особыми видами деятельности рано или поздно заканчиваются, и если какая-то функция не получила cвоего развития в нужный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено или совсем невозможно [13 С. 44] .
Р. Кайл также говорит о том, что для становления способностей существуют свои определенные периоды. Так, он пишет: «критическим называют период, или отрезок времени в детском развитии, когда дети легко усваивают какие-то навыки или образцы поведения. Так период от рождения 12 лет является сензетивным для усвоения языка и овладения грамматикой в чаcтности. Если ребенок не усвоит язык в этот период, они никогда по-настоящему не научится языку впоследствии» [11 С. 228].
Обращаясь к работам Л.С. Выготского, мы также находим сходные суждения, что «…более нужные функции, которые должны стать фундаментом, обосновывают другие, и развиваются раньше…» [7 С. 345].
С.Л. Рубинштейн
пишет: «В ходе исторического
развития у человечества
Тогда встает вопрос, как развиваются творческие способности в процессе обучения? Каков механизм выработки способностей?
С точки зрения Б.Г. Ананьева одним из главных условий развития творческого потенциала является развитие адаптационного рефлекса. Хорошо известно, что ученики непроизвольно ориентируются на требование педагога, и если он часто требует от них самостоятельного решения и творческого поиска, то ученик старается выполнить как можно быстрее и без чьей либо помощи поставленную перед ним задачу.
Такая установка создается, когда перед учениками системно ставится конкретная цель и задача для самостоятельного поиска в овладении профессиональным навыком или при решении изобразительной задачи, а оценка ее включает показатель творчества. Следующим условием является сочетание и одновременное развитие изобразительных, музыкальных или других творческих навыков – Овладение творческими операциями с последующей их отработкой. Творческие навыки больше всего тренируется на нестандартных заданиях [1 С. 149].
Также Б.Г. Ананьев, замечает, что творческая деятельность, должна быть построена на нестандартном соединение разных элементов и не может существовать на готовых общепринятых шаблонах.. Поэтому все способности к творчеству педагог строит на развитии обслуживающих качеств его психических процессов – восприятии, памяти, мышлении и воображении. Эти качества должны в каждом случае ориентироваться на формирование способности:
-самостоятельное выявление проблем и тем;
-обладать навыками самостоятельного поиска для их воплощения;
-иметь идеальное представление обо всех творческих навыках и стилях деятельности [1 С. 149].
Для этого на равных должны развиваться все функции интеллекта - познавательная, оперативная, созидательная, и все мыслительные операции, лежащие в их основе, а также двигательные навыки [1 С. 312].
В формировании творческих
способностей обязательным
Л.С. Выготский, Б.Г. Ильясов, Н.С. Лейтес, П. Торренс, Б.Г. Ананьев утверждают, что гением в любом виде творчества становиться только такой человек, который нашел свой индивидуальный стиль деятельности. [19].
Кроме того необходимы систематическая и постоянная включенность в творчество и поиск нового при выполнении всех видов деятельности, требование не позволять стандарту и шаблону не проявляться негде.
Первоначально это вызывает волевые усилия, а затем переходит в привычку и включается автоматически как личностное образование.
Поддерживанию творческого потенциала способствует постановка новых задач и целей, овладение более сложными видами созидательной деятельности, поскольку функционирование в отработанном виде деятельности снижает энергетический тонус и творческий потенциал.
Поэтому реализация одной и той же идеи в разных формах – дает толчок для творческого поиска [10 С. 213-215].
Основой творческого поиска ребенка служит воображение. На протяжении всего дошкольного детства воображение из деятельности, нуждающейся во внешних опорах, постепенно превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять словесное и художественное творчество. Для детей 3-4 лет важно хотя бы минимальное сходство воображаемого предмета с его реальным заместителем, тогда как у старших дошкольников воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. По мнению В.С. Мухиной, в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации [17 С. 303]. Ж. Пиаже сделал вывод, что воображение претерпевает генезис, подобно тому, который проходят интеллектуальные операции: сначала воображение статично; по мере развития воображение становится более гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного состояния в другое [18].
Но помимо опоры на
воображение нужно еще
Примерно до 7 лет взрослый является центром мира детей. Он предстает как особая человеческая личность — это то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакт. Взрослый человек — это источник сведений о физическом мире, как компетентный и заинтересованный собеседник. По экспериментальным данным, младшие и средние дошкольники легко понимают вопросы о качествах человека, очень высоко оценивают по этим параметрам взрослого и подмечают свои недостатки в этих отношениях. Этот факт определяет потребность ребенка в уважении со стороны взрослого и обусловливает особую чувствительность дошкольников к той оценке, которую дают им взрослые. Она проявляется в повышенной обидчивости ребенка, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после критических замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге после похвалы. Поэтому проявление творческих способностей на данном возрастном этапе связано полностью с участием взрослого человека, полностью зависит от его оценки [17]. И вместе с тем очень важно то, что именно в данный период появляется тенденция к творческому воображению.
Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идей, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека [20 С. 25].
Информация о работе Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка