Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка.
Объект исследования — влияние направленности личности учителя на развитие творческого мышление ребенка.
Предмет исследования - Развитие творческого мышления у ребенка.
Это и обусловило тему исследовательской работы — «Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка».
Нами была выдвинута следующая гипотеза: Творческое мышление ребенка развивается в процессе обучения, а значит, находится в прямой зависимости от творческой направленности личности обучающего педагога.

Содержание

Введение.....................................................................................................3

Глава I. Педагогическая продуктивность творческой деятельности.

1.1 Понятие творчества и креативности в научных исследованиях.....5
1.2 Творческая деятельность учителя...................................................10
1.3 Индивидуальные особенности развития творческих способностей у школьников............................................................................................13
Вывод........................................................................................................18

Глава II. Исследование творческого мышления младших школьников.

Экспериментальное исследование мышления у младшего школьника.................................................................................................20
Заключение...............................................................................................23
2.2Развитие творческого мышления у школьников.............................24
Вывод.......................................................................................................28
Список литературы..................................................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Трудности образования  общих понятий у детей подробно описаны в работе выдающего психолога  Л.С.Выготского “Мышление и речь”, где он пришел к выводу, что на определенной стадии развития подобные отношения общности между понятиями  вообще недоступны для ребенка. “Появления первого высшего понятия, стоящего над рядом прежде образованных понятий, появление первого слова типа “мебель” или “одежда”, не менее важный симптом прогресса в развитии смысловой стороны детской речи, чем появление первого осмысленного слова”.

         Использование речи, как средства  мышления связано с формированием  речи у детей, с активным  ее использованием при решении  разнообразных задач. Развитие  в этом направлении идет успешно,  если ребенка обучают вести  рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и назвать полученный результат [3]

Соединение и взаимообагощяющее  влияние друг на друга всех видов  мышления успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для  решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.

Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний  процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышление и бедность образного мира, Все это, в конечном счете, может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка [8]

Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец [6 С. 127-133].

В силу этих особенностей учебная деятельность и главное, сам процесс усвоения знаний, предъявляющий  новые требования к мышлению школьника, словом, учебная деятельность в целом  становиться в младшем школьном возрасте ведущей, т.е. той, в которой формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний.

 Независимо от этого,  происходят существенные изменения  в самом мышлении. До обучения  оно, опираясь на непосредственно жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо своеобразными эквивалентами понятий, данными в форме неосознаваемых ребенком чувственных обобщений.

Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е. овладевает умением строить обобщения не по сходным критериям  (какой бы мерой общности они ни обладали), а на основе абстрагирования существенных связей и отношений. Таким образом, овладевая понятием, школьник овладевает не только “абстрактной всеобщностью”, но и тем “сгустком утверждающих суждений”, который в нем заключен. Он овладевает умением развернуть эти суждения, переходить от понятия к понятию, т.е. рассуждать в собственно теоретическом плане[24 С. 213-227]

Результаты проявляются  в осознании и управлении собственной стратегией мыслительной деятельности и в освоении методов системного мышления.

                                                        

                                                     Вывод

В настоящее время  всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Из всего этого можно сделать вывод, что именно в школе формируется творческая личность ребенка и формирует ее учитель.В настоящей работе представлены результаты теоретико-экспериментального исследования влияния личности учителя на творческую деятельность школьника.

Мы рассмотрели понятия  творчества, креативности, творческой деятельности и творческого воображения. Определили, то, что личность формируется в среде и на творческий потенциал школьника, большую часть влияния оказывает педагог.

Изучили работы тех ученых, которые занимались этими проблемами.  Доказали , что направленность личности педагога влияет на то какие способности будут развиваться у детей. В результате эксперимента установили, что развитию творческих способностей, способствует творческое мышление, как  детей, так и самого педагога. Также определили уровень одаренности  «3б» по методике П. Торренса «Дорисовывание фигур». Установили, что Беглость является самым лучшим показателем класса. Он полностью соответствует возрасту класса. Задания выполнены очень продуктивно. Оригинальность данный показатель в пределах нормы, что свидетельствует о творческом настроении в классе. Они способны выдвигать новые идеи и искать более сложные пути решения задач. Количество учеников с высоким уровнем оригинальности  - 4 человека, со средним – 7 человек, 2 человека с низким уровнем оригинальности.

Разработанность данный показатель находиться на высоком уровне, что свидетельствует о развитом творческом  мышлении.  И это говорит о хорошей успеваемости в классе.

Гибкость данный показатель находиться в норме, что говорит  нам о гибкости мышления всего  класса. Также о правильном личностном  воздействии педагога на детей.

Все показатели в классе выше либо в пределах нормы,  что  говорит о правильном интеллектуальном и творческом развитии.

Также мы определили, что  становление мышления ребенка, напрямую зависит от развития его интеллекта. Соединение и взаимообагощяющее влияние друг на друга всех видов мышления успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.

 Если любой из  этих аспектов представлен слабо,  то интеллектуальное развитие  ребенка идет как односторонний  процесс. При доминировании практических  действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышление и бедность образного мира, Все это, в конечном счете, может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.

Результаты обучения проявляются в осознании и  управлении собственной стратегией мыслительной деятельности и в освоении методов системного мышления.

В настоящее время  всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

Список литературы

1.Ананьев Б.Г. Задачи  психологии искусства! Художественное  творчество. Сборник. - Л. 1982 - с.380

2.Анастази А., Урбина  С. Психологическое тестирование  — М. - 2001 - с.160

3.Арнхейм Р.  Визуальное мышление. - М.,1981. - с. 368

4.Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности- Начальная школа - 2007 с.321

5.Блум Ф., Лейзерсон  А. Мозг, разум и поведение! - М. - 1988. - с. 496

6.Божович Л.И. Проблемы  формирования личности.- Воронеж, 1995. - с.332.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя  — М., 1991 с 416

8.Выготский Л.С. Мышление  и речь.- М:. 1996

9.Дружинин В.Н. «Психология»  Учебник для гуманитарных  вузов.  СПб Питер, 2001 с. 795

10.Ермолаева Л.Б. Учебное  пособие для вузов 2-е издание. Психология художественного творчества - М: Академический проект: Культура, 2005

11 Кайл Р. Детская  психология - СПб.,2002

12..Каптерев П.Ф. Дидактические  очерки. Теория образования –  М.:1982

13. Лейтес Н.С. Способности,  труд, талант. — М, 1961

14..Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.1975.

15. Львова Ю.П. Творческая  лаборатория учителя – Просвещение  2008. с.230

16.Мещеряков Б., Зинченко  В. Большой психологический словарь  –                     Олма-пресс .2004   с. 689 

17.Мухина В.С. Детская психология – М. Просвещение 1985 с 318

18. Пиаже Ж. Избранные  психологические труды. М.: МПА,1985

19.Понамарев Я.А.  Психология  творчества - М., «Наука» 1976

20.Розетт И.М. Психология  фантазии.-Мн.,1991 - с. 297

21.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2000

. — М., 1995 с.431

22. Слободчиков В.И., Исаев  Е.И. Психология человека –  М.,1995.

23. Станиславский К.С  Моя жизнь в искусстве. Сбор. Сочен. – Т. 1996- с.463

24.Талызина Н.Ф. Педагогическая  психология. — М., 1998 с.288

25.Шапарь В.Б Новейший психологический словарь -Ростов Н/Д: феникс-2005-с. 658

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№1

                                                      Таблица№1

Имя учащихся

Беглость

Оригинальность

Гибкость

Разработанность

1)Миша  А.

10

10(50)

8

40 (55)

2)Катя  Б.

10

9(45)

6

39 (55)

3)Полина А.

10

7(40)

9

48(60)

4)Олег В.

10

9(45)

7

30(50)

5)Кристина И. 

10

10(50)

9

48(60)

6)Александр Л.

10

8(45)

7

45(60)

7)Матвей З.

10

9(45)

10

43(55)


 

8)Алена К.

10

9(45)

8

25(45)

9)Савва И.

10

10(50)

7

33(50)

10)Лиза З.

10

8(45)

8

42(55)

11)Даша Н.

10

7(40)

5

48(60)

12)Кирилл С.

10

9(45)

8

27(50)

13)Ксюша П.

10

9(45)

7

38(55)

14)Соня С.

10

9(45)

6

23(45)

15)Аня П.

10

10(50)

7

30 (59)


 

                   Цифры в скобках – показатели  по Т- шкале.

                                                   

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Таблица№2

             Среднее значения показателей   КГГМ у учащихся 3 «б» класса.

 

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

10

7.4

8.86(45.66)

37.26(54.26)


 


Информация о работе Влияние личности учителя на творческую деятельность ребенка