Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:30, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы - определить зависимость стиля родительских отношений и девиантного поведения детей. Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей. 2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей. 3. Рассмотреть девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания. 4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.
Таким образом, существование
человека в настоящее время организовано
в форме семейного образа жизни. Каждая
из функций в каких-то частных случаях
может быть с большим или меньшим успехом
осуществлена вне семьи, но совокупность
их может выполняться только в семье. Функции
семьи, это сферы семьи, непосредственно
связанной с удовлетворением определенных
потребностей ее членов. Функции семьи
могут менять свое содержание и значимость
вместе с изменением социальных условий.
Нарушению реализации функций
способствуют различные факторы: личностные
особенности членов семьи, недостаточный
уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений
и воспитании детей и др.
Для того, чтобы максимизировать
положительные и свести к минимуму отрицательное
влияние семьи на воспитание ребенка необходимо
помнить внутрисемейные психологические
факторы, имеющие воспитательное значение;
Принимать активное
участие в жизни семьи
Всегда находить
время, чтобы поговорить с ребенком
Интересоваться
проблемами ребенка, вникать во все возникающие
в его жизни сложности и помогать развивать
свои умения и таланты
Не оказывать
на ребенка никакого нажима, помогая ему
тем самым самостоятельно принимать решения
Иметь представления
о различных этапах в жизни ребенка
Уважать право
ребенка на собственное мнение
Уметь сдерживать
собственные инстинкты и относится к ребенку
как к равноправному партнеру, который
просто пока что обладает меньшим жизненным
опытом.
Мне, кажется
в целом для современной семьи характерна
неблагоприятная для развития детей социально
- психологическая обстановка: общий дефицит
общения родителей, особенно отцов, с детьми;
широкая распространенность наказаний
(в том числе физических) по сравнению
с различными формами поощрения и поддержки
детей; завышенными требованиями родителей
по отношению к детям.
Типы современных
семей и особенности взаимоотношения
в них
В разных странах
существуют разнообразные типы семьи,
иногда экзотические, которые сохраняют
формы отношений, восходящих к глубокой
древности. Нужно отметить, что сфера семейно-брачных
обычаев и традиций достаточно консервативна
и очень цепко сохраняет архаические черты.
А с другой стороны с распространением
современных производств и урбанизированного
стиля жизни в большинстве стран утверждается
сравнительно небольшое количество схожих
моделей семьи. Такая тенденция характерна
и для нашей республики и для России.
Различают следующие
типы семей: по семейному стажу, по количеству
детей, по составу, по однородности социального
состава, по качеству отношений в семье,
по типу потребительского поведения, по
условиям семейной жизни. Рассмотрим их
ближе.
1) По семейному
стажу выделяют:
- семью молодоженов;
- молодую семью;
- семью, ждущую ребенка;
- семью среднего супружеского
возраста.
Средняя продолжительность
совместного проживания этого типа семьи
составляет от 3 до 9 лет. Этот период является
наиболее опасным, ответственным для семьи.
Потому что именно в эти годы появляются
слуха, однообразие, стереотипность во
взаимоотношениях супругов. - Семью старшего супружеского
возраста, продолжительность совместного
проживания, которой составляет от 9 до
20 лет. Морально - психологическое благополучие
супругов на этом этапе во многом зависит
от богатства их личностей, взаимной уступчивости.
- Пожилые супружеские
пары. Эта разновидность семей возникает
после вступления в брак их детей, появление
внуков. Однако нужно отметить, что этот
тип для семьи помолодел т. к. возраст детей,
вступающих в брак, составляет 19-20 лет.
2)
По количеству детей выделяют:
- однодетную семью
(специальное исследование выявило, что
если на женщину поколения 1929-1938 гг. рождения
приходилось в среднем 4, 2 ребенка, то сегодня
36,4% женщин в возрасте 15-29 лет имеют одного
ребенка);
- малодетную семью
(2 или 3 ребенка);
- многодетную семью
(3 и более детей).
3)
По составу:
- неполной семья
может стать либо в результате развода,
либо при рождении ребенка у одинокой
матери;
- простая нуклеарная.
Ее образуют супруги с детьми или без детей,
живущие отдельно от родителей и других
родственников;
- сложная семья
(расширенная). Если под одной крышей проживают
три поколения: пара родоначальников (или
один из них), взрослые, дети и внуки, речь
идет о сложной семье. Возможна комбинация
семьи сложной и неполной.
4)
По однородности социального
состава. Различают социально-гомогенные
и социально-гетерогенные. Социально-гомогенными
являются такие семьи, в которых оба супруга
имеют одинаковое образование, профессию.
Социально гетерогенными называют семьи,
в которых у родителей не одинаковое образование.
Самый трудоемкий
для социальной работы тип семьи - семья маргинальная.
Генезис семей такого типа может быть
связан с самыми различными причинами
- болезнями, многодетностью, алкоголизмом,
тюремным заключением и т.д., но общим для
них является резкое снижение возможности
осуществлять нормальное функционирование,
эффективно воспитывать детей. Их отличают
крайне низкие доходы, высокий уровень
потребления алкоголя или наркотиков,
плохие жилищные условия или отсутствие
пригодного для жизни жилья. Их так же
называют социально неблагополучные семьи,
дети из таких семей часто составляют
основной контингент запущенных подростков,
каждый член такой семьи имеет отклоняющиеся
повеление,
Другой тип семьи
- семья кризисная,
находящаяся ниже черта бедности и имеющая
в силу этого серьезные проблемы, связанные
с физическим выживанием, супружескими
отношениями и воспитанием, детей. Такие
семьи нуждаются в безусловной помощи,
но сложность в том, чтобы правильно определить
оптимальные формы ее оказания.
Говоря о нравственном
выживании (сохранении семьи, теплых отношений
между супругами, родителями и детьми),
приходиться надеяться на средства массовой
информации, в основном на телевидение,
радио, книги, т. к. индивидуальная помощь
- психотерапия, семейные консультации
и т.п. - платная, таким семьям не по карману,
Третий тип семьи
- благополучная семья,
которая многого в жизни добилась. Уровень
благополучия таких семей средний или
на 15 - 20% выше среднего, и возникшие проблемы
они могут решать самостоятельно, без
внешней помощи. По своему достатку они
еще не могут широко пользоваться индивидуальными
средствами решения домашних проблем,
например, дорогостоящими социальными
услугами.
Для четвертого типа
семей, с доходы, позволяют реализовать
практически все виды платных услуг, даже
дорогостоящих. Исследователь Т. Пантелеева
выделяет 5 групп семей по уровню дохода
и наличию недвижимости:
1) Крайне
бедные - низкие доходы, плохие жилищные
условия.
нет недвижимости;
2) Относительно
бедные - низкий доход, но есть
недвижимость, жилищные условия
средние;
3) Средне-доходные,
но малоимущие - нет недвижимости, плохие
жилищные условия;
4) Высокодоходные
- высокий доход, но плохие жилищные
условия, нет недвижимости;
5) Богатые - высокие
доходы, жилищные условия выше
средних, есть недвижимость.
Исследователи
пришли к неутешительному выводу: в общей
массе наше население следует признать
крайне бедным, если не назвать нищим.
А более «приличный» вид основной его
массы объясняется двумя причинами: остатками
благополучия прежнего времени, от которого
еще сохранились предметы длительного
пользования и крыша над головой, а также
наличием неучтенных доходов от предпринимательской
деятельности.
Поэтому, типологизация
семьи позволит значительно конкретизировать
социальную работу, оформить социальное
поле.
Социальная
работа в семье должна строиться также
с учетом выделения некоторых этапов ее
развития. Каждый из этапов имеет свои
сложности, которые обусловливают особенности
социальной работы.
Таким образом,
социальная работа должна быть такой,
чтобы каждый тип семьи, в зависимости
от здоровья ее членов, уровня доходов,
степени образования, места жительства
и т.д. получал адекватную помощь, и чтобы
в этой помощи все больше места занимали
модели саморазвития и самовыживания.
1.2 Влияние родительских
отношений на развитее ребенка
педагогический
девиантный родительский семья
Существуют
два вида воспитания: общественное и семейное,
которые тесно взаимосвязаны, дополняют
и могут в определённых пределах компенсировать
друг друга. Ослабление роли семьи в воспитании
было бы чревато потерями, как для детей,
так и для общества. Необходимость семейного
воспитания в современных условиях определяется
его спецификой, которой не имеют общественные
формы воспитания:
- Семейное
воспитание более эмоционально,
так как его проводниками являются
родительская любовь к детям
и ответные чувства детей к
родителям.
- Ребёнок
в раннем возрасте больше расположен
к воздействию семьи, чем к
любому другому виду влияния.
- Представляя
собой малую группу социальной
структуры общества, семья наиболее
соответствует требованию постепенного
приобщения ребёнка к социальной
жизни и поэтапного расширения
его кругозора и опыта.
- Семья - не
однородная, а дифференцированная
социальная группа, в ней представлены
различные возрастные, половые, профессиональные
подсистемы. Это позволяет ребёнку
наиболее широко проявлять свои
эмоциональные и интеллектуальные
возможности, быстрее их реализовывать.
- Семейные
отношения включают в себя
не только то, что родители
передают детям и дети передают
друг другу, но и то, что дети
передают своим родителям. В результате
обогащаются внутрисемейные связи,
поддерживается высокий эмоциональный
уровень, расширяется круг интересов
семьи.
Семья - уникальная
психологическая ячейка. Чувства, на которых
она стоит, рождают в душе способность
дорожить близкими как собой, а их интересами
- как собственными. Поэтому семья может
быть мощным источником гуманизма. В быту,
в личной жизни она способна давать людям
то, что в обществе дают высшие идеалы
и принципы жизненного устройства, открытые
человечеством.
Термин «воспитание»
имеет два смысла: узкий и широкий. В узком
смысле воспитание означает целенаправленный
процесс передачи ребёнку системы представлений,
понятий и норм поведения с помощью определённых
методов.
В широком смысле
воспитание есть воздействие на человека
всей системы общественных отношений,
в том числе и семьи, детского сада, школы
и т.д.
Воспитание
можно рассматривать как двухсторонний
процесс - с одной стороны, ребёнок усваивает
готовый социальный опыт, с другой стороны,
он сам активно включается в социальную
среду.
Воспитание
всегда предполагает активность воспитуемого.
В процессе воспитания расширяется круг
того, что ребёнок умеет делать, увеличивается
объём общения, развивается самосознание
- открытие своего «Я». Если растущий ребёнок
останется в замкнутом мире, не научится
многим видам деятельности, можно констатировать
отсутствие воспитания.
Таким образом,
семья - это особого рода коллектив, играющий
в воспитании основную, долговременную
и важнейшую роль. В связи с особой воспитательной
ролью семьи возникает вопрос о том, как
сделать так, чтобы максимизировать положительные
и свести к минимуму отрицательные влияния
семьи на воспитание ребёнка.
Семья - как
важнейший институт социализации, т. к.
является средой существования, развития
человека от самого рождения и до смерти.
Стиль семейной социализации связан с
национальной культу рой, традициями,
а в их рамках - с социальной принадлежностью
и уровнем образования родителей. Эти
обстоятельства влияют на характер воспитания
детей.
Различают
три основных стиля: авторитарный, демократический
и либеральный.
Авторитарный
стиль представляется как жесткое декларирование
родителями требований, которые охватывают
всю жизнь детей. В семье проявляется силовое
давление, агрессия, диктат, черствость
и холодность, бесцеремонное внимательность.
Либерализм
в семье характеризуется полным безразличием
членов семьи друг и другу, полным попустительством.
Каждый из членов семьи живет своими делами,
заботами, мыслями. Родители, придерживающиеся
этого стиля, ценят, прежде всего, свободу
воспитания. Этот стиль, по их убеждениям,
формирует у детей самостоятельность.
Дети, в семье которых господствуют обособленность
и отчужденность, оказываются беспризорными.
Демократизм
основывается на взаимной заинтересованности,
поддержке и взаимопомощи. При авторитарном
стиле потребности детей подавляются,
а при либеральном - игнорируются, то в
демократической семье наблюдается постоянный
ненавязчивый контроль, за развитием ребенка.
Основным направлением
в описании типологии семейного воспитания
- это изучение воспитательных родительских
установок и позиций. В общем виде это
можно сформулировать как неоптимальные
и оптимальные родительские позиции. Позиция
- (от лат. positio). Мнение, точка зрения, отношение
к чему-либо и соответствующее поведение.
Оптимальная
родительская позиция отвечает требованиям
адекватности, гибкости и прогностичности.
Адекватность
родительской позиции представляется
как понимание родителей индивидуальности
своего ребенка, видение происходящих
в его душевном мире изменения. Прогностичность
родительской позиции заключается в том,
что стиль общения должен опережать появление
новых типических и личностных качеств
детей. На основе прогностичной родительской
позиции можно установить оптимальную
дистанцию.
Гибкость родительской
позиции рассматривается как способность
изменения воспитательных воздействий
на ребенка по ходу условий жизни семьи.
Воспитание
по типу любви и принятия. Обобщенная формула
родительского воспитания выражается
удовлетворением «Ребенок - центр моих
интересов». Родители постоянно занимаются
с ребенком, нежно к нему относятся, заботятся
о его жизни.
Следующий
тип - неприятие и отвержение ребенка.
Обобщенная формула родительского отношения:
«Ненавижу этого ребенка, не буду о нем
заботиться, беспокоиться». Родители невнимательно
относятся к ребенку, проявляется жестокость
в общении, желание как можно меньше общаться
с ним.