Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить зависимость стиля родительских отношений и девиантного поведения детей.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей.
2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей.
3. Рассмотреть девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания.
4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние родительских отношений на девиантное поведение подростков.docx

— 199.77 Кб (Скачать файл)

Интересны результаты исследования Н. Вайзмана об особенностях поведения трудных подростков. К первой группе он относит «психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отставали от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны.

Ко второй группе Вайзман относит подростков «с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.

В третьей группе подростков «преобладала расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков». Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны. Все отклонения в поведении подростка приводят к опасным последствиям для их здоровья.

Девиантное поведение - один из видов отклоняющего поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие в семье.

Показательной является работа М. Земека «Семья и личность». Рассмотрим таблицу:

 
 

Стили поведения родителей

Поведение родителей по отношению к ребенку

Позиции родителей

Реакция ребенка

Формирующиеся черты личности ребенка

 

А

Чрезмерная эмоциональная дистанция

Родители обращены против ребенка или вне его проявляется агрессивность к ребенку или равнодушие

А + С - отвергающая (ребенок - «тяжкий груз»)

Чувство ненужности родителям, ощущение себя лишним

Агрессивность, непослушание, лживость, наклонность к воровству и т.д.

 

В

Большое внимание на ребенка

Родители бдительно следят за поведением ребенка, всегда рядом, навязывание различных предложений

В + D - чрезмерное оберегание (ребенок крайне зависим)

Показанная позиция, потребности ребенку доминируют над потребностями других

Запаздывание социальной зрелости: 1) чрезмерное преувеличение собственной значимости, 2) тревожность, беспомощность

 

С

Доминирование

Непреклонность родителей, тенденция к ограничениям и суровости

В + С - чрезмерное требование

Постоянное состояние тревожности (нет права на самостоятельность)

Неуверенность, робость, чрезмерная вспыльчивость

 

D

Уступчивость

Характерно неумение и неспособность руководить детьми, мягкость

А + D - (крайняя степень - бегство от ребенка)

Невыполнение приказаний родителей

Неспособность устанавливать прочные эмоциональные связи, эмоциональная неустойчивость, непостоянство в планах, хвастливость

 
             

 

Из таблицы мы видим, с одной стороны, - стили поведения родителей, характеристики черт поведения родителей, позиции родителей, а с другой стороны, формирующиеся черты личности ребенка и его реакции, связанные с родительскими отношениями. Можно сделать общий вывод: агрессивность, непослушание, девиантное поведение, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, робость, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты - все это как черты личности ребенка формируется вследствие воздействия деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей.

В одной научной статье мне понравилась мысль о том, что наши дети - это, прежде всего «пра - мы». А это значит, что они есть в чем-то копия нас, родителей. Неполнокровность семьи в смысле ее структуры, образа жизни, и деятельности, микроклимата, личности каждого из родителей не может не отразиться на детях.

На характер развития ребенка помимо психолого-педагогических влияют социокультурные факторы. Социальный фактор обеспечивает социализацию ребенка в семье, детском саду и школе через овладение социальными ролями, развитее социальных качеств, социальной чувствительности и социальной рефлексии, через приобретение социального опыта. Он связан с наличием нормального социума, в котором развивается ребенок, включающего полноценную структуру и социально развитых воспитателей.

Культурный фактор обеспечивает культурное развитее ребенка, его «культуризацию», «окультуривание», ознакомление с окружающим миром, развитее культурно-образовательного отношения к действительности, овладение культурными ценностями социума, нормами культурного поведения, информационной и речевой культурой. Он связан культурно-образовательным уровнем воспитателей, родителей, культурой педагогического процесса, окружающей ребенка микросреды, культурой общения с ним.

Социокультурная депривация - это лишение ребенка нормального окружения и нормальной культурной среды, которое приводит к развитию социокультурной запущенности, т.е. к недоразвитию социальных качеств ребенка, социальной тупости, слабой социальной рефлексии и социальному опыту, трудностям в овладении социальными ролями.

Большую роль играют так же морально-этические факторы, проявляющиеся, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падение нравов; с другой стороны - в отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, кражи, драки, употребление спиртных напитков, наркотиков и др.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальное для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально-приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

2. Практические  исследования влияния стилей  родительских отношений на девиантное поведение

2.1 Анализ изучения девиантного поведения детей в семьях

Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель работы, которая является основной целью практической части работы - выявить влияние родителей на девиантное поведение ребенка.

Для изучения характера взаимоотношений в семье мною рассмотрены следующие факторы:

1. Типовые состояние семьи: полная, неполная, соц-ое состояние семьи.

2. Эмоциональный  комфорт; тревожность, эмоционально - психологический  дискомфорт и нервно - психическое  напряжение.

3. Стиль семейного  воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.

4. Особенности  семейного воспитания:

- создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места для занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

- родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми в кино; поощряют любимые занятия ребенка).

- родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.

- родители видят недостатки в воспитании своих детей.

5. Нарушения семейного  воспитания.

6. Причины нарушений.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап - ориентировочный: выбор семей, предложение семьям принять участие в экспериментальном исследовании, сбор общих сведений о семье и на основании этого общего обзора составление задач для диагностики.

беседа с родителями и детьми;

Первым методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.

Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав-полная, формально полная, неполная; психолого-педагогическое состояние семьи; возраст ребенка). Полученные данные оформили в виде таблицы (см. приложение 1). Общий анализ данных выглядит следующим образом:

1. 90% из 10 семей  имеет полный состав.

10% (1 семья - 06) формально  полная. В этой семье отец не  участвует в воспитании детей  из-за частых разъездов.

2. возраст детей 11-13 лет.

Второй этап - практическая работа по изучению характера взаимоотношений в семья проводилась с помощью следующих методов:

- тест КРС (кинетический  рисунок семьи), выполняемый детьми;

- тест - опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин);

- фиксированное  наблюдение

Вся система моей работы была направлена на выяснение характера взаимоотношений родителей и детей и влияния их на поведение детей.

С целью выявления взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, мною был проведен тест «Клинический рисунок семьи» (КРС) Р. Бенса и С. Кауфмана. Этот тест даст богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования по следующей схеме:

1) Кто нарисован  на рисунке, что делает каждый  член семьи?

2) Где работают  и учатся члены семьи?

3) Как в семье  распределяются домашние обязанности?

4) Каковы взаимоотношение  с остальными членами семьи?

В системе количественной оценки КРС учитывается формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов. Исходя из количества баллов, определили симптомокомлекс семейной ситуации. Выделяют 5 симптомокомлексов: 1) благоприятная семейная ситуация, 2) тревожность, 3) конфликтность в семье, 4) чувство неполноценности в семейной ситуации, 5) враждебность в семейной ситуации. (см. приложение 2)

В результате проведение теста КРС с детьми от 11 до 13 лет из семей мы получили следующие данные:

1. В семье 01 симптомокомплексы по I - 0,3 балла, II - 0,4 балла, III - 0,1 балла, IV - 0,1 балла, V - 0,2 балла. Из этого видно, что в семье ребенок чувствует тревожность 0,4 (II) что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией - 0,3 балла (I).

2. В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,4 б, II - 0,4 б, III - 0,3 б, IV - 0,1 б, V - 0,5 б. В этой семье самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации - 0,5 б. (V).

3. В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,3 б, II - 2,5 б, III - 0,2 б, IV - 0 б, V - 0,2 б. Семейная ситуация ребенком воспринимается как тревожная - 2,5 б., (II).

4. В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,7 б, II - 0,1 б, III - 0,2 б, IV - 0,2 б, V - 0 б. Семейная ситуация благоприятная - 0,7 б.

5. В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,5 б, II - 0,5 б, III - 0,1 б, IV - 0,2 б, V - 0,2 б. Несмотря на общую благоприятную ситуацию, ребенок ощущает тревожность.

6. В семье 06 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,8 б, II - 0,5 б, III - 0,3 б, IV - 0,2 б, V - 0,2 б. Благоприятный микроклимат в семье, но следует обратить внимание на тревожность ощущаемую ребенком.

7. В семье 07 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,2 б, II - 2,6 б, III - 0,6 б, IV - 0 б, V - 0,4 б. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье - 2,6 б.

8. В семье 08 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,3 б, II - 4,5 б, III - 2,3 б, IV - 0,2 б, V - 0,4 б. В этой семье очень высокий уровень тревожности ребенка, а также выраженная конфликтность.

9. В семье 09 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,6 б, II - 0,3 б, III - 0 б, IV - 0,2 б, V - 0 б. Благоприятная семейная ситуация.

10. В семье 10 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,6 б, II - 0,6 б, III - 0 б, IV - 0,2 б, V - 0 б. Несмотря на благоприятную ситуацию ребенок проявляет тревожность.

На основе полученных данных можно выделить следующие группы семей. 1. 30% - (семья 09, 06, 04) состояние в семье ребенком определяется как благоприятное, это I группа.

2. II группа - это  семьи, в которых выраженная тревожность  детей. Они составили 50% (семьи 01, 02, 03, 07, 08).

3. III группа - это  семьи, где наравне с благоприятным  микроклиматом, проявляется тревожность  детей. Это 20% от общего количества (семьи 05, 10).

Общая сумма баллов по отношению комплексам имеет следующие данные: по II симптомокомплекс (тревожность) наибольшее количество баллов 10,4 балла, затем идет I симптомокомлекс (благоприятная семейная ситуация) - 4,5 баллов, III (конфликтность) - 3,1 б. V (враждебность) - 2,2 б., IV (чувство неполноценности) - 1,4 б. По этим данным составили схему - таблицу (см. в приложении 2)

Далее родителями был выполнен тест - опросник родительского отношения к ребенку.

Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, и его поступков (см. приложение 3).

Анализ полученных результатов теста - опросника родителей свидетельствуют о том, что:

1. В семье 01 по  сумме параметров наиболее выраженным  является IV параметр - авторитарная гиперсоциализация: родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать на вязать ребенку во всем свою волю, не в состояние встать на его точку зрения, пристально следит за социальными успехами ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями.

2. В семье 02 - V параметр  «маленький неудачник», инфантилизация:

у родителей имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность, видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Информация о работе Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков