Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить зависимость стиля родительских отношений и девиантного поведения детей.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей.
2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей.
3. Рассмотреть девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания.
4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние родительских отношений на девиантное поведение подростков.docx

— 199.77 Кб (Скачать файл)

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок становится раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное - ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я».

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Одни подростки сбегают из дому от недремлющего ока взрослых, другие активно мстят родителям за несправедливые, с их точки зрения обвинения, непонимание.

В 12-13 лет протест против неправильных действий родителей только назревает, но ребенок может и не говорить об этом, буря разразится в 15 лет.

Психологический контакт, близкие отношения нужны не только для того, чтобы быть уверенным, что сын или дочь не попадут на скользкий путь, что выберут правильные цели в жизни, не покатятся по наклонной плоскости, но и для того чтобы вовремя помочь преодолеть душевный кризис. Только будучи внимательным к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей. Говорить с детьми нужно так, как мы хотели, чтобы они говорили с нами. Родителям, которые испытывают трудности в общении с подростком, как правило, надо учиться говорить по душам со своим ребенком. Разговоры могут касаться не только школьных дел, но и вопросов любви, семейной жизни, политики, работы, ценностей человеческой жизни. Откровенное обсуждение многих из этих тем пугает родителей, поскольку они считают, что «мол еще, не дорос».

Если же подросток не находит у родителей понимания, желания обсудить какой то серьезный вопрос, он внутренне отгораживается от родителей и ищет ответы на собственные вопросы на стороне, часто в далеко не подходящей компании. Поэтому надо учиться диалогическому разговору, постараться понять иную точку зрения, не задеть самолюбия подростка и признаться себе в собственных упущениях, ведь часто мы избегаем определенных тем, оправдывая себя, что некогда или не время, а на самом деле боимся их.

Семья - это сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные отношения один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, тоже имеют сложную структуру.

Взаимоотношение детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: родительско - детские отношение, психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества родителей и самих детей.

В исследовании я рассмотрела фактор взаимоотношения родителей и детей. В результате исследования сделала следующий вывод: неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоционально-психологический дискомфорт, что зачастую и приводит к неадекватному поведению детей.

На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что гипотеза о том, что чем лучше родители понимают своих детей, тем меньше риск возникновения девиантного поведения - верна.

Исходя из выводов, следует обратить внимание со стороны воспитателей, методистов и самих родителей на процесс педагогизации семейного воспитания. Педагогически грамотный родитель глубоко обдумывает, анализирует свои наставления, советы, оценки и отношения. Взаимоотношения с детьми устанавливаются гибкие и тактичные, меняются и развиваются по мере взросления детей.

Литература

1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1995.

2. Баскина Ю.В. Построение психологического контакта между подростком и родителями. - М., 1989.

3. Бочарова В.Г.: «Педагогика социальной работы», М., 94

4. Бутенко П.П.: «Почему важен контакт с подростком».

5. Вульфов Б.З.: «Семь парадоксов воспитания», М., 94

6. Выгоцкий: «Проблема возраста».

7. Галагузова М.А.: «Социальная педагогика», М., 2000

8. Галагузова М.А.: «Методики и технология работы социального педагога», М., 2002

9. Донченко Е.А., Тоторенко Т.Н.: «Личность, конфликт, гармония», М., 89

10. Захаров А.И.: «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», М., 93

11. Захаров А.И.: «Неврозы у детей и подростков», М., 88

12. Кон И.С.: «Психология ранней юности», М., 89

13. Кондрашенко В.Т.: «Девиантное поведение у подростков», М., 95

14. Лазурский А.Ф.: «Психология общая и экспериментальная».

15. Лешан: «Когда ваш ребенок сводит с ума», М., 90

16. Личко А.Е.: «Подростковая психиатрия», М., 79

17. Матейчик: «Родители и дети», М., 97

18. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. - М., 2000.

19. Мудрик А.В.: «Воспитание в общении», М., 94

20. Мудрик А.В. Отношения в семье в период пубертата. - М., 2000

21. Немов: «Психология».

22. Обухова Л.Ф.: «Детская (возрастная) психология», М., 96

23. Овчарова Р.И.: «Семейная академия», М., 96

24. Овчарова Р.И.: «Справочная книга социального педагога», М., 2001

25. Раттер Н.: «Помощь трудным детям», М., 87

26. Ремшмидт Х.: «Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности», М., 94

27. Сливаковская А.С.: «Профилактика детских неврозов», М., 88

28. Смирнова Е.О., Быкова М.В.: «Динамика родительских отношений».

29. Соколова, Юзикова: «Отцы и дети в меняющемся мире», М., 91

30. Фельдштейн Д.И.: «Проблемы возраста и педагогической психологии», М., 94

Содержание

 

Введение

. Теоретические подходы  к проблеме нарушения детско - родительских отношений как причине девиантного поведения подростков

.1 Психологические особенности  подросткового возраста

.2 Понятие и причины  девиантного поведения подростков

.3 Проблемы детско-родительских  отношений и благополучия подростка  в семье

. Исследование особенностей  влияния нарушений детско-родительских  отношений на поведение подростков

.1 Программа исследования  и характеристика методик

.2 Результаты исследования

.3 Математическая обработка  результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

 

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.

У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация.

Все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и др., что является высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом. Интенсивный рост девиантного сознания и поведения подростков справедливо отнесен к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества. Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями.

«Проблемные», «трудные», «непослушные дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. В последние десятилетия психология сделала ряд важных открытий. Одно из них - о влиянии стиля общения взрослого с ребенком на развитие детской личности. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

Таким образом, проблема влияния взаимоотношений подростка с родителями на возникновение у него отклонений в поведении является актуальной.

Цель исследования: рассмотреть особенности влияния нарушений детско - родительских отношений на поведение подростков.

Объект: нарушения детско - родительских отношений как причина девиантного поведения подростков.

Предмет: особенности влияния нарушений детско - родительских отношений на поведение подростков.

Задачи:

. Рассмотреть психологические  особенности подросткового возраста.

. Выявить причины девиантного поведения подростков.

. Рассмотреть проблемы  детско - родительских отношений и благополучия подростка в семье.

. Провести исследование  особенностей влияния нарушений  детско - родительских отношений на поведение подростков.

Гипотеза: у подростков, нарушающих нормы поведения:

) имеется склонность к  реализации различных форм отклоняющегося  поведения;

) выражены нарушения детско - родительскихотношений в семьях.

Методы:

методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), автор Н.А. Орел;

тест - опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Характеристика выборки: в исследовании принимали участие 24 подростка (девочки и мальчики в возрасте 15 - 16 лет), посещающие «Клинику, дружественную молодёжи». Из них 12 подростков характеризуются учителями, социальными педагогами, психологом Клиники как подростки с девиантным поведением, а 12 - как подростки с нормальным поведением; родители подростков - 48 человек.

. Теоретические подходы  к проблеме нарушения детско - родительских отношений как причине девиантного поведения подростков

 

.1 Психологические особенности  подросткового возраста

 

Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12-14 до 15-17 лет).

Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте - половое созревание, начала функционирования половых желез. Половое созревание провоцирует интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год, которое опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания, и это происходит в разное время у разных детей. В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения [17, с. 137].

В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму гормональную бурю. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Большинство мальчиков все в больше мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывают такие же сильные сексуальные возбуждения, но большинство более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении). В этот период половая идентификация достигает более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности поведении и личностных проявлениях. Но ребенок еще может сочетать в себе, как и традиционные женские, так и традиционно мужские качества.

В это время у человека резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического Я. Из-за его высокой значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные, а также мнимые (связанные с модой на слишком худое тело, веснушками, слишком большой или маленькой грудью у девочек, отсутствием атлетического телосложения у мальчиков). Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, появление прыщей на коже, излишний вес или худоба - все это очень расстраивает. А иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Типичны случаи нервной анорексии у девочек, мальчики могут становиться замкнутыми, стесняются, уходят в себя [17, с. 139].

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями, Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства.

Пропасть непонимания между родителями и детьми с каждым днем становится все шире и шире. Дети, не получившие внимания, ласки, воспитания в своей семье стремятся к общению со своими сверстниками, в дворовых компаниях, которые не всегда свое свободное время предпочитают посвятить какой-нибудь полезной деятельности. В результате предоставленные сами себе дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению.

Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его.

Информация о работе Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков