Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования : самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : родительское отношение как фактор развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Введение
3
Глава I. Теоретический обзор влияния родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.
5
1.1.
Изучение роли семьи в формировании личности ребенка дошкольного возраста в научных трудах
5
1.2.
Роль семейного воспитания в развитии самооценки ребенка дошкольного возраста
11
Глава II. Исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
17
2.1 Методическое обеспечение исследования
17
2.2. Анализ результатов исследования
18
Заключение
37
Список использованной литературы
39
Насонова Е. Б. (1989) выделила такие типы эмоциональных отношений как гиперопека, разумная любовь, амбивалентность и отвержение (по характеристикам принятие-непринятие, близость-отдаленность).
Гиперопека представляет собой родительское отношение, основанное на приятии ребенка и стремлении установить тесный эмоциональный контакт с ним. Усиленное внимание, направленное на ребенка, предполагает контроль его поведения, внутреннего мира, мыслей, переживаний. Стремление родителей к близости с ребенком сочетается с представлением о ребенке как о «кумире» семьи. Как правило, такие родители относятся к ребенку как к более маленькому.
Разумная любовь родителей характеризуется приятием ребенка, соучастием в его переживаниях, но с некоторой личностной дистанцией. Это проявляется в признании прав ребенка, уважении его мнения, представлении определенной свободы действий, соответствующей его возрасту. Такие родители относятся к рубанку с теплотой и любовью, но при этом предъявляют разумные требования.
Амбивалентность родительского отношения характеризуется противоречивостью. Это проявляется, с одной стороны, в стремлении к опеке ребенка, близости с ним, мелочному контролю его поведения, с другой - в неприятии ребенка таким, какой он есть, его физических, психических и личностных особенностей. Это сопровождается постоянным выражением недовольства действиями и поступками ребенка, а также недостаточностью личностного общения.
При отвержении общение с ребенком сведено до минимума. Отвержение - это отдаленность и холод в отношении к ребенку. Такие родители либо культивируют строгость в воспитании, жестокую дисциплину, либо равнодушны к делам и потребностям ребенка. Переживания ребенка во всех случаях не привлекают внимания родителей.
В исследовании А. Я. Варги (1987) в структуре родительского отношения к ребенку младшего школьного и младшего подросткового возраста был выделен самый мощный фактор - интегральное эмоциональное отношение.
Р. Кэттел (1969) при измерении внутрисемейных отношений применяет типичную модель семьи, состоящую из отца, матери, сына и дочери, с 14-ю личностными связями. Отношение родителей к детям определяется по шкалам, устанавливающим поведенческий и эмоциональный аспекты взаимоотношений, целостное отношение состоит из комбинаций описанных качеств с их «вариативным относительным значением». [3, с. 112-113]
1.2. Роль семейного воспитания в развитии самооценки ребенка дошкольного возраста.
Психологическое изучение формирования и развития личности невозможно без учета того реального жизненного контекста, в котором осуществляется развитие личности, т. е. для подлинно научного понимания личности следует рассматривать ее в целостности социальных связей и межличностных отношений.
Традиционно роль взрослого признается ведущей в общении и психическом развитии ребенка. Для ребенка родители первое время являются единственным опосредующим звеном между остальными связями с миром. Именно в этом качестве семья оказывается важнейшим фактором повседневного существования и развития личности. Но в настоящее время сделаны лишь шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирования их личностных свойством в данной среде, хотя исследования такой направленности очень нужны для разработки адекватной системы психологического консультирования, ее теоретического обоснования.
Р. Берне (1986), автор Я-концепции, отмечает непомерно мало существенных исследований в области семейных перемен, как существенных детерминант развития Я-концепции ребенка. В данном анализе в первую очередь рассматриваются вопросы особенностей взаимоотношения типа «родитель-ребенок», которые имеют решающее значение в становлении личности ребенка и его самооценки и самоотношения.
Прежде чем анализировать конкретные исследования, следует отметить, что работы, выполненные в рамках педагогического подхода, освещают общие проблемы воспитания ребенка в семье и отдельные его аспекты, но эти работы носят в основном описательный характер. Социально-психологические работы раскрывают влияние семейных взаимоотношений на личностные характеристики ребенка, проявляющееся в поведении и общении.
Представителями психоаналитического направления подчеркивается роль семьи ( а особенно отношения матери и ребенка) в развитии адекватной самооценки ребёнка. При отвержении ребенка в раннем детстве , у него могут сложиться нереалистичные представления о себе, в последствии это может привести к формированию чувства неполноценности, враждебности к другим людям , что создаст определенные трудности в установлении доверительных, теплых отношений с другими людьми.
Важнейшую роль в обеспечении психического здоровья детей старшего дошкольного возраста, развития их личностных особенностей, социальной адаптации в будущем школьном коллективе, усвоении нравственных норм, развитии эмпатии, эмоциональной отзывчивости отводится детстко-родительским отношениям.
Первой социальной группой, активно воздействующей на формирование личности ребенка, является семья. Невозможно решить все проблемы семейного воспитания оптимизацией только социально-экономических условий жизни семьи. Огромное влияние на психическое развитие ребенка, формирование его личности оказывают социально-психологические факторы, связанные с особенностями межличностных отношений и общения в семье.
Таким образом, любые семейные конфликты оказывают большое влияние на поведение ребенка при контакте со сверстниками, способствуют росту внушаемости (Нещерет Т. В., 1978). Родительская позиция отвержения формирует у ребенка агрессивность, затормаживает его эмоциональное развитие, создаёт проблемы при общении со взрослыми и другими детьми. Позиция уклонения от общения способствует развитию эмоциональной неустойчивости в общении с другими людьми.
Позиция чрезмерной опеки способствует развитию чувства беспокойства, боязни, вплоть до возникновения психических заболеваний.
Родители, которые проявляют
жестокость и равнодушие по
отношению к своим детям, оказывают
отрицательное влияние на
Негативными для эмоционального развития ребенка являются следующие типы родительского отношения : эмоциональное отвержение, гиперопека и общение по принципу двойной связи. Наиболее травматичным для детской аффективной сферы является отвержение
Дети с альтруистической направленностью поведения перенимают стиль поведения родителей, относящихся с сопереживанием к проблемам других. Альтруизм реального поведения, в отличие от «вербального», воспитывается в реальных жизненных ситуациях общений, причем максимальное воздействие альтруистической установки воспитателя на ребенка происходит в случае его теплых, доверительных отношений с ребенком. Теплая атмосфера в семье позволяет родителям даже непроизвольно научить ребенка адаптивным паттернам поведения, что благотворно сказывается на его социальной компетенции.
Семейное воспитание влияет в первую очередь на особенности эмоциональной сферы детей и аффективных проявлений в социальном поведении. Исследователями проблем развития общения детей со сверстниками подчеркивается, что понять своеобразие общения детей, выявить его качественные особенности можно только в контексте общения со взрослыми.
В работах Т. П. Гавриловой, Е. Т. Соколовой (1981), выполненных под руководством В. В. Столина (1983), рассматриваются проблемы психодиагностики и психической коррекции нарушенных семейных отношений и отклонений в развитии.
Т.С. Татарская (1988), изучая различные типы семейного воспитания и влияния их на формирование адекватной самооценки личности ребенка будущего школьника, обратила внимание на разнообразие воздействия семьи, которое обуславливает то или иное поведение ребенка в саду и будущем классном коллективе.
Важно дифференцированное распределение обязанностей в семье у детей с завышенной и заниженной самооценкой. Родителям застенчивых, неуверенных в своих силах детей рекомендуется включать своих детей в общение с другими людьми. Детям же эгоистичным, высокомерным, с завышенной самооценкой надо поручить дела, связанные с заботой о других людях.
В. П. Левкович (1983) выделил два типа взаимоотношений в семье, оказывающих негативное влияние на формирование личности ребенка:
Кроме того, на формирование личности ребенка крайне отрицательно сказывается игнорирование родителей его духовного мира. Такие отношения, условно названные формальными, возникают тогда, когда родители сводят свои функции к контролю, санкциям, поощрениям, материальному обеспечению, что не может в полной мере обеспечить установление прочных духовных контактов между родителями и детьми. Уровень взаимопонимания формирует и специфический стиль общения между родителями и детьми, которые может быть как дружеским, уважительным, так и приказным, безапелляционным.
Как показали результаты проведенного исследования, каждый из этих стилей оказывает влияние на эмоциональное состояние детей. Если доверительный стиль способствует хорошему настроению, приливу энергии, то приказной стиль вызывает беду, раздражение, снижение общего жизненного тонуса. От стиля общения зависят и воспитательные возможности семьи. Положительно окрашенные эмоциональные контакты облегчают воспитательное воздействие, отрицательные же затрудняют.
Стиль общения оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Доверительный стиль способствует формирование у них собственного достоинства, доброжелательности, приказной же формирует скрытность, озлобленность, жестокость, низкий уровень человеческого достоинства, безынициативность, привычку к слепому подчинению.
Возможно отрицательное влияние и ненормального разрастания позитивных эмоциональных контактов между родителями и детьми. Родительская любовь, предполагающая не только заботу о детях и внимание к ним, но также требовательность и критичность, помогает ребенку понять ценность собственного «Я», сформировать адекватную самооценку, что затруднительно при снижении критичности родителей к своим детям.
***
Изучая теоретический материал по теме: «Влияние родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста», мы выяснили, что самооценка детей старшего дошкольного возраста формируется под воздействием целого ряда новообразований, характерных данному возрасту. В частности у детей старшего дошкольного возраста развивается механизм эмоционального контроля, появляется иерархическая структура переживаний. Развивается и обогащается индивидуальный опыт – главный источник конкретных знаний о себе, появляется способность к анализу, оцениванию и контролированию своих действий и поступков.
Уделяя особое внимание факторам, влияющим на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, выяснили, что главным и самым важным фактором является детско-родительское отношение. Необходимо отметить, что в психологической литературе влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста исследовано не в полном объеме.
Глава II. Исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Методическое обеспечение
Целью данного исследования было исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в г. Химки, мкр. Сходня с 12 марта по 15 апреля 2012 года на базе подготовительной группы начальной школы.
В исследовании приняли участие : дети в возрасте 5-7 лет (10 человек) и их родители ( 10 человек).
На основе анализа научной литературы была составлена следующая диагностическая программа.
2.2. Анализ результатов
При обработке методики "Лесенка" были получены следующие результаты.
Таблица 1
№ |
Имя ребёнка |
Уровень самооценки |
1 |
Н. Д. |
1 |
2 |
В.И. |
5 |
3 |
А.Б. |
1 |
4 |
М.К. |
4 |
5 |
И.М. |
2 |
6 |
Ю.М. |
4 |
7 |
Н. А. |
4 |
8 |
А. М. |
3 |
9 |
С. Б. |
2 |
10 |
Е. А. |
1 |