Влияние родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования : самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : родительское отношение как фактор развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
3
Глава I. Теоретический обзор влияния родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.
5

1.1.
Изучение роли семьи в формировании личности ребенка дошкольного возраста в научных трудах
5

1.2.
Роль семейного воспитания в развитии самооценки ребенка дошкольного возраста
11
Глава II. Исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

17
2.1 Методическое обеспечение исследования
17
2.2. Анализ результатов исследования
18

Заключение
37
Список использованной литературы
39

Вложенные файлы: 1 файл

Kurs6_6_kurs_FilippovaEA окончат.doc

— 549.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 14

Код имени испытуемого

З+ (n=3)

Ранг 1

Код имени испытуемого

З- ( n= 7)

Ранг 2

1. В.И.

50

1. Н.Д.

82 

10 

2. А.М.

56

2. А.Б.

71 

9

3. С.Б.

66

3. М.К.

53 

2,5 

     

4. И.М.

65 

     

5. Ю.М.

54 

2,5 

     

6. Н.А.

57 

     

7. Е.А.

62

Суммы:

 

13

   

42


 

∑ Ri = 55

∑ Ri = =( 10*(10+1)) / 2 = 55

Гипотезы :

H0 : нет различий по уровню самооценки между 2-мя группами детей с разной выраженностью требований / запретов со стороны родителей.

H1 : уровень самооценки у детей с недостаточностью запретов/требований  выше, чем у детей с чрезмерностью запретов/ требований.

 

U эмп = 3 *7 + 7 * ( 7 +1 ) / 2 - 42 = 49-42=7

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

0

2


 

 

 

Ось значимости :

 

 

 

                         0                       2

Uэмп > U кр

Значение Uэмп попадает в зону незначимости, следовательно гипотеза Н0 принимается.

Вывод : H0 : нет различий по уровню самооценки между 2-мя группами детей с разной выраженностью требований / запретов со стороны родителей .

 

 

 

 

Таблица 15

Код имени испытуемого

С+ (n=2)

Ранг 1

Код имени испытуемого

С- (n=7)

Ранг 2

1. А.Б.

71 

1. Н.Д.

82 

2. Е.А.

62 

2. В.И.

50 

     

3. М.К.

53 

2,5 

     

4. И.М.

65 

     

5. Ю.М.

53 

2,5 

     

6. Н.А.

57 

5

     

7. А.М.

56 

Суммы:

 

14

   

31


 

 

∑Ri = 45

∑Ri = (N*(N+1)) / 2 =( 9*(9+1)) / 2 = 45

 

Гипотезы :

H0 : нет различий по уровню самооценки между 2-мя группами детей с разной выраженностью строгости санкций за нарушения требований  со стороны родителей .

H1 : уровень самооценки у детей с недостаточной строгостью санкций  выше, чем у детей с чрезмерной строгостью санкций.

 

U = n 1 * n2  +  nx *  (n x  +1 ) / 2 - Tx

U эмп = 2 *7 + 7 * ( 7 +1 ) / 2 - 31 = 42-31=11

 

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

-

0


 

 

Ось значимости :

                        -                         0

 

Uэмп > U кр

Значение Uэмп попадает в зону незначимости, следовательно гипотеза Н0 принимается.

Вывод : нет различий по уровню самооценки между 2-мя группами детей с разной выраженностью строгости санкций за нарушения требований  со стороны родителей .

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***

    При анализе результатов была выявлена следующая взаимосвязь : у детей с родительской гипопротекцией уровень самооценки выше, чем у детей с гиперпротекцией. Можно предположить, что это происходит из-за того, что дети с гипопротекцией чувствуют себя более самостоятельными, взрослыми , нежели дети с гиперпротекцией, которых постоянно контролируют родители.

   По всем остальным вышеперечисленным шкалам значимых различий не получили, следовательно, они не играют решающую роль в развитии самооценки  детей.

      Ни у одного из опрошенных родителей не были выявлены такие черты как потворствование или игнорирование потребностей ребенка.  Следовательно, родители удовлетворяют основные потребности ребенка, но не "балуют" его.

Но все же подавляющее большинство родителей согласились с тем утверждением, что " Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет".

       В группе опрошенных родителей, преобладающими являются "недостаточность требований - обязанностей" и "недостаточность требований - запретов"  , т.е. их дети, у которых очень мало обязанностей в семье и им можно "всё". Если и существуют какие-либо запреты, то ребёнок легко их нарушает, зная , что за это ему ничего не будет. Типичными высказываниями таких родителей являются : " У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому", " Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит".

     Также, среди этих родителей, преобладающей чертой является "минимальность санкций" по отношению к ребёнку. Такие родители сомневаются в действенности любых наказаний и стараются обходиться без них. В опроснике наиболее часто выбираемыми утверждениями были такие как : " Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь) "  , " Я очень редко ругаю сына (дочь)" и " По характеру я – мягкий человек".

 

Заключение

 

На основании проведенного исследования будет целесообразно заключить, что, во-первых, в настоящее время имеются достаточно убедительные доказательства о принципиальной значимости и, в некоторой мере, незаменимости семьи для формирования личности ребенка.

Во-вторых, анализ литературы, посвященной проблеме семейного воспитания как фактора формирования личности детей дошкольного возраста, а так же развитие самооценки позволяет констатировать следующее:

1. Накопленный в исследовании  данной проблемы опыт может  стать базой для оптимизации семейного воспитания.

2. С позиций деятельностного  подхода к проблемам воспитания позволительно говорить о стилевых особенностях семейного воспитания.

3. В доступной литературе недостаточно  обсуждаются половые (отцы и матери) и культурные различия в стилях  семейного воспитания.

В-третьих, становление самооценки в старшем дошкольном возрасте, происходит зачастую, в отношение к общественной группе (детский сад, кружки, семья) и оценке своих достижений в ней.

Особенно это касается семьи, так негативные тенденции в семье могут  отрицательно сказаться на развитии не только самооценки ребенка, но и его личностном развитии в целом.

Для исследования влияния родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в данной курсовой работе были подобраны следующие методики : "Анализ семейных взаимоотношений" Э.Г. Эйдемиллера на выявление типа родительского воспитания . Для исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста - методики "Лесенка" и  "Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан)".

     Анализ результатов показал, что у детей с родительской гипопротекцией уровень самооценки выше, чем у детей с гиперпротекцией. Можно предположить, что это происходит из-за того, что дети с гипопротекцией чувствуют себя более самостоятельными, взрослыми , нежели дети с гиперпротекцией, которых постоянно контролируют родители.

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Буркова С.А. Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 98. С. 252-255.
  2. Благополучие молодой семьи: опыт, проблемы и перспективы: сб. тезисов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. - 196 с.
  3. Гайсина Г.И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности // Учитель Башкортостана - 2010. - №6. - С. 110-113.
  4. Люблева Е.Ю. Экспериментальное исследование самооценки как составляющей эмоционально-оценочного компонента самосознания детей старшего дошкольного возраста // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 3. С. 132-135.
  5. Назарова С. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями // Социальная педагогика. - 2007. - №1. - С. 25-31.
  6. Палецкий С. Социальное развитие неблагополучных учащихся в школьной научной сообществе // Народное образование. - 2007. - №5. - С. 217.
  7. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110 – 128.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 277 с.
  9. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике.— М., 1970.

 

  1. Социальная работа: Учеб. пособие / В. И. Курбатов [и др.]. - 5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 480 с.
  2. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Владос, 2005. - 431 с.
  3. Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы всероссийской студенческой конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. - Уфа: Изд-во БИТУ, 2007.-212с.
  4. Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. - Уфа: Изд-во БГТТУ, 2010. - 380с.
  5. Чумаченко Л.Е. Изучение неблагополучной семьи в работе социального педагога образовательного учреждения // Человек в системе образования: тенденции и перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (14-16 мая 2009 г.). В 2-х частях. Ч. II. - Уфа: РИЦБашГУ, 2009. - С. 137-140.
  6. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т. И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
  7. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: "Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. – М.: "Фолиум", 1996. – 48 с.
  8. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер,1999.
  9. Элькашалла Бадиазман Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии (На материале семей России и бедуинского сектора Израиля) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04 СПб., 2006 176с.

 

Тезаурус исследования

 

1.  Самооценка- ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности , деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции , самосознания , и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции. (Большой психологический словарь.  Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с. )

  2. Уровень протекции в процессе воспитания – количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка.

 

3. Гиперпротекция, или гиперопека, выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. 
При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность - условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое. (Степанов С. С. "Популярная психологическая энциклопедия", Изд-во Эксмо, 2005.-672 с. )

4. Гипопротекция - это ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное. (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер,1999.)

5.  Родительское отношение- это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. (  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. - 529с.)

  6.  Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребёнка. В его рамках выделяют три периода:

  1. младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
  2. средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
  3. старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.  (Поликлиническая педиатрия под ред. проф. Калмыковой, М., 2007, стр. 95)

Информация о работе Влияние родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста