Влияние ролевой игры на общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - исследовать связь ролевой игры и реального общения дошкольников.
Задачи: 1) проанализировать существующую литературу по данной проблеме; 2) провести наблюдение за детьми - дошкольниками для выявления уровня развития их общения и ролевой игры; 3) провести формирующий эксперимент для поднятия на более высокий уровень развития ролевой игры; 4) провести контрольное наблюдение для сравнения показателей экспериментальной группы и контрольной; 5) проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение.
Глава I. Обзор литературы по данной проблеме.
I. Сюжетно - ролевая игра.
1. Краткая характеристика.
2. Этапы развития ролевой игры.
3. Взаимоотношения детей в игре.
II. Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте.
1. Характеристика межличностных отношений дошкольников.
2. Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
3. Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
4. Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
5. Методы изучения потребности в общении.
Глава II. Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
Введение.
I. Характеристика особенностей общения со сверстником у современных дошкольников.
1. Характеристика общения.
1.1 Состав просоциальных действий.
1.2 Описание разговоров детей.
2. Описание совместной сюжетно-ролевой игры.
2.1. Длительность.
2.2. Сюжеты игр.
2.3. Содержание игр.
2.4. Количество детей в группе с разными уровнями развития игры.
II. Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства
развития общения дошкольников.
1. Формирующий эксперимент.
1.1. Характеристика детей экспериментальной группы.
1.2. Этапы формирующего эксперимента.
1.3. Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми экспериментальной группы и детьми контрольной группы после проведения формирующего эксперимента и сравнение результатов наблюдения).
Заключение.
Используемая литература.

Вложенные файлы: 1 файл

дип 3 влияние рол игры на общение.docx

— 80.44 Кб (Скачать файл)

 

переходящая даже в физическую (например, она  не хотела, чтобы к её шкафчику в  раздевалке кто-нибудь подходил, а когда  подошла Вика С. - Катя её оттолкнула, ударила, начала ругаться, а потом  плакать). В общем, можно сказать, девочка достаточно контактная, с высоким уровнем развития ролевой игры, но очень конфликтная, агрессивная.

2) Ванькова Глафира. Эта девочка была выбрана в экспериментальную группу в качестве «ведущего», сильного ребёнка. Она достаточно спокойная, уравновешенная, уровень развития ролевой игры у неё - самый высокий в группе вообще. Также она неконфликтный ребёнок, все разногласия старается сгладить (учитывая чужую точку зрения, но и не отказываясь от своей), пытается всегда найти компромисс. Дети в группе, если можно так выразиться, её «уважают», часто обращаются к ней. Она никогда не плачет, не кричит, очень рассудительная. В целом, она была выбрана как пример для остальных детей экспериментальной группы, как её сильное звено.

3) Владик Жельветр. Это самый «сложный» ребёнок в группе (по мнению воспитателей). Он очень конфликтный, часто дерётся (за единицу наблюдения 1-2 драки происходили обязательно). Развитие ролевой игры у него находится на границе 1 и 2 уровня. Играет он много, но чаще всего это просто наборы игровых действий. При достаточно высокой потребности в общении он не может её адекватно реализовать, постоянно инициируя конфликты. При наблюдении можно было отметить, что этот ребёнок гиперактивен (постоянно бегает, не может усидеть на месте, быстро отвлекается от выполняемой деятельности). В общем, можно сказать, что это ребёнок с высокой потребностью в общении, которую он не может реализовать из-за своей агрессивности.

4) Владик Гришин. Это тихий, незаметный мальчик, который чаще всего играет в игрушки сам с собой или в тихие, спокойные игры с другими детьми. Агрессии по отношению к другим детям не проявляет, при возникновении конфликта всегда старается уступить. Уровень развития ролевой игры - 1, в основном, это предметные действия или простые наборы

 

игровых действий с игрушками. Остальные  дети в группе редко подходят к  нему, да и сам он особо не стремится  к общению, не участвует в коллективных играх мальчиков, редко общается с кем-либо. В целом, это ребёнок  с низким уровнем развития ролевой  игры, необщительный, замкнутый, ни с  кем не играет.

Состав  экспериментальной группы можно  так охарактеризовать: Были отобраны дети с недостаточным уровнем  развития ролевой игры и проблемами в общении со сверстниками, одна девочка, очень «сильная» по сравнению  с остальными, была взята как образец  для подражания, как бы ведущая  данной группы.

1.2. Этапы формирующего эксперимента.

Во время  формирования ролевой игры были использованы следующие сюжеты игр: «Гости», «Магазин», «Больница», «Детский сад», «Путешествие», «Телевидение», «Семья», «Полицейские и преступники».

Описание игр.

«Гости»: в эту игру дети играли на протяжении всего эксперимента. Сюжет игры заключается  в том, что дети инсценируют какой-то семейный праздник и устраивают торжество. Они накрывают стол, украшают «комнату», «ходят» в магазин за продуктами, готовят «угощение», приглашают «гостей», сидят за столом, «едят» и «пьют», произносят тосты, обсуждают разные темы за столом, потом «провожают» гостей, убираются «дома». Дети используют в игре отдельный уголок в игровом пространстве группы, они достают игрушечную посуду, продукты питания, готовят на игрушечной кухне, ходят в игрушечный магазин (все эти наборы для ролевых игр есть в группе). В продолжении эксперимента дети менялись ролями, «гостями» были то одна пара (Глафира и Владик Ж.), то другая (Владик Ж. и Владик Г.), то третья (Владик Г. и Катя). «Магазин»: эту игру особенно любили девочки. Она заключается в том, что в игрушечном магазине работает «продавец», туда приходят «покупатели». Продавцами, в основном, были девочки. А «покупателем» особенно нравилось

 

 

рассказать  детям о профилактике простуды. Мальчикам  особенно нравилось, когда их «лечили», они изображали из себя очень натурально тяжелобольных, «капризничали» и отказывались от «лечения». Эта игра также продолжалась на протяжении всего эксперимента, детям она очень нравилась. быть Владику Ж. Сначала дети использовали в игре только те «продукты питания», которые есть в наборе ролевой игры в «Магазин», но потом они догадались, что можно «продавать» и другие предметы, они устраивали большие «торговые центры» с разными отделами для разных товаров. Там «продавались» и продукты питания, и одежда (использовалась кукольные наряды), и мебель (наборы игрушечной мебели), и игрушки, и даже было в этом «торговом центре» кафе, где «покупатели» могли посидеть и отдохнуть (Владик Г. предложил эту идею, т. к. он видел это, когда ходил с мамой в магазин). В разные дни дети также выполняли разные роли: «покупателями» были то одни, то другие. «Больница»: эта игра заключается в том, что на приём к «врачу» приходят «больные» с разными жалобами и тот их лечит. В игре использовался набор для ролевой игры в «Доктора», который есть в группе. В течение времени дети также менялись ролями, особенно нравилось быть «врачом» Кате. Она так увлечённо выполняла свою роль, что начала придумывать всё новые и новые функции для «врача». Она не только «лечила» пациентов, но и делала прививки, приходила якобы в детский сад, чтобы

«Детский  сад»: в этой игре дети воспроизводили реальность своей жизни в детском  саду. Они использовали самые разнообразные  предметы, смотря что нужно было в данной ситуации (если они «ели в столовой», то использовался набор игрушечной посуды, если это был «тихий час», то они ложились «спать» на ковёр и т. д.) Особенно девочкам нравилось выполнять роль воспитателей, они повторяли характерные реплики, также «ругались» на своих «воспитанников». Мальчики очень любили изображать непослушных детей. В начале эксперимента дети изображали только те ситуации, которые реально происходили в их группе, но потом они стали сами придумывать содержание игры. Она также продолжалась на протяжении всего эксперимента.

 

 

«Путешествие»: эта игра была самой любимой у  детей, она вызывала интерес как у девочек, так и у мальчиков. Содержание игры по прошествии времени очень сильно изменилось. Началась она с того, что Владик Ж. изображал водителя автобуса, Катя была кондуктором, а Глафира и Владик Г. - «пассажиры». Дети садились на стульчики, которые были поставлены друг за другом, и «ехали» по своим делам, кондуктор «продавал» билетики (бумажки), а водитель «вёл» автобус и объявлял остановки. А потом Владик Ж. предложил «поехать» куда-нибудь далеко, и чтобы он был машинистом паровоза. Глафира сказала, что она ездила на поезде и там есть проводница, а она и будет ей. Владик Г. и Катя были пассажирами, они «путешествовали» по разным странам.

«Телевидение»: в эту игру дети играли всего несколько  раз, т. к. активную роль здесь выполняет  только один человек (диктор, ведущий), а остальные дети пассивно наблюдают  за происходящим. «Диктор» (чаще всего  эту роль выполняла Катя) усаживал перед собой на стулья «зрителей» и объявлял программу передач (это были исключительно мультфильмы и детские передачи целый день) или «вёл» программу «Новости» (рассказывала события, произошедшие в детском саду за текущий день). Единственно, что поддерживало интерес «зрителей» к этой игре - это то, что они обсуждали услышанное между собой (высказывали одобрение или недовольство по поводу программы мультфильмов), а также Катя подходила с юмором к выполнению своей роли, что вызывало отклик у детей. «Семья»: в эту игру дети играли также на протяжении всего эксперимента. Она имела наибольшее количество различных вариаций. Это и «семья за обедом» (дети распределяли роли между собой, папа «шёл» в магазин, мама «готовила» обед, дети либо «помогали» ей, либо «баловались», потом вся «семья» садилась за стол «обедать», потом убирались «на кухне»), и «семья на улице» («родители» и «дети» «выходили» на прогулку или ходили по «магазинам»), и простое выполнение своих ролей, не согласованное между детьми (в начале эксперимента). В этой игре употреблялись самые разнообразные игрушки, которые есть в группе (смотря

 

 

что нужно  было в данной ситуации).

«Полицейские  и преступники»: в эту игру дети играли только в начале эксперимента. Она заключалась в том, что  мальчики были «преступниками», а девочки - «полицейскими». «Полицейские» гонялись за «преступниками», пытаясь поймать их, а те, в свою очередь, старались «уйти» от наказания. Инициаторами этой игры всегда были мальчики, она всегда продолжалась недолго, т. к. девочки играли без особого энтузиазма. Девочки брали большие игрушечные машины и пытались «догнать» мальчиков, они строили «планы» их «поимки», «окружали» их. В основном, эта игра состояла из набора игровых действий, она быстро перестала интересовать детей.

Теперь  на примере какой-нибудь одной игры я хочу показать процесс развития ролевой игры у детей в экспериментальной  группе. Процесс приобщение к новой деятельности происходит посредством взрослого (путём перехода из внешнего плана во внутренний), и таким образом происходит развитие самой ролевой игры, она поднимается на более высокий уровень (этапы приобщения к новой деятельности — см. стр.). Проиллюстрирую этот процесс на примере одной из самых любимых игр детей экспериментальной группы - «Путешествие».

1 этап. Экспериментатор предлагает детям поиграть в какую-нибудь интересную игру, дети соглашаются (Владик Ж., Глафира - охотно, Катя и Владик Г. - равнодушно). Экспериментатор передаёт инициативу в выборе сюжета игры детям («А во что мы могли бы поиграть все вместе?»). Владик Ж. предлагает: «Давайте мы поиграем в «автобус». Я буду водителем, а вы все пассажирами, я буду вас возить». Катя говорит: «А я буду продавать билетики». Роль экспериментатора заключалась в организации игры, в попытках скоординировать действия детей. Катя нарвала бумажек - это были билетики. Участники расставили стулья друг за другом (экспериментатор постоянно предлагал детям выполнить те или иные действия по организации игры), впереди сел «водитель». Всё содержание игры состояло в том, что дети выполняли цепочки игровых действий («водитель» ведёт автобус, «кондуктор»

 

 

продаёт билеты, «пассажиры» просто сидят  на своих местах). Экспериментатор  во время игры не просто демонстрировал игровые действия детям, но старался передать аффективный заряд, выражал  свою заинтересованность и эмоциональное  отношение к процессу. Также своим  поведением взрослый старался выполнять  действия, связанные с отношением к другим людям, роли которых выполняли  дети (т. е. таким образом собственным примером была предпринята попытка вывести детей на более высокий уровень развития игры). Для детей на этом этапе пласт человеческих отношений ещё не был открыт в игре, они полностью ориентируются на взрослого, повторяют за ним его действия, но сами играть на достаточно высоком уровне не могут, без взрослого развёрнутой игры не получается.

2 этап. Через некоторое количество таких занятий (приблизительно около 1,5 месяцев) в игре детей экспериментальной группы наметились изменения. Инициатором игр по-прежнему был взрослый, но теперь дети уже охотно соглашались поиграть, сами предлагали несколько разных вариантов игр (см. выше). В игре «Путешествие» тоже наметились некоторые изменения. Основным содержанием игры стало выполнение роли и вытекающих из неё действий. Владик Ж. теперь был не «водителем автобуса», а, по собственному предложению, стал «машинистом поезда», на котором «пассажиры» отправлялись в путешествие. Глафира была «проводницей», она предлагала «пассажирам» чай, проверяла билеты. «Пассажиры» обсуждали, куда им лучше «поехать», в «дороге» они разговаривали, «ели», читали «газеты». Экспериментатор по-прежнему старался вывести детей в пласт человеческих отношений (демонстрировал специфическую ролевую речь, строго следовал правилам, выделяющимся в реальной жизни, чётко выделял действия, направленные к разным персонажам игры). На данном этапе дети уже играли на более высоком уровне развития игры, но всё это происходило только в присутствии и при помощи взрослого, собственной деятельности как таковой ещё не было. 2 этап продолжался около 2 месяцев. 3 этап . Уже к концу формирующего эксперимента дети стали сами инициировать игру, предлагали

 

 

безучастно  наблюдать), без этого дети не могли  развернуть ролевую игру на таком  высоком уровне. Таким образом, мы можем увидеть, что специально организованные занятия могут существенно повысить уровень развития игры у детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, отразится на повышении уровня психического развития ребёнка. разные варианты. В своих играх они уже могли отражать специфические человеческие отношения, роли детей определяли и направляли поведение детей («машинист» не просто везёт людей, он отвечает за безопасность «пассажиров», за исправность «поезда»). Экспериментатор здесь присутствовал просто в качестве включённого наблюдателя, стараясь не вмешиваться в игру детей. Можно сказать, что здесь шла стимуляция и поддержка активности самих детей. К концу формирующего эксперимента все дети экспериментальной группы находились не ниже 3 уровня развития ролевой игры (до конца на четвёртый уровень перешла только Глафира), игровая деятельность стала достаточно развёрнутой, игра продолжалась не менее 15-20 минут. Но, тем не менее, для проявления активности детей всё равно было необходимо, чтобы взрослый находился рядом (экспериментатор мог даже

1.3. Контрольный эксперимент (наблюдение  за детьми экспериментальной  группы и детьми контрольной  группы после проведения формирующего  эксперимента и сравнение результатов  наблюдения).

Информация о работе Влияние ролевой игры на общение