Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:41, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследовать связь ролевой игры и реального общения дошкольников.
Задачи: 1) проанализировать существующую литературу по данной проблеме; 2) провести наблюдение за детьми - дошкольниками для выявления уровня развития их общения и ролевой игры; 3) провести формирующий эксперимент для поднятия на более высокий уровень развития ролевой игры; 4) провести контрольное наблюдение для сравнения показателей экспериментальной группы и контрольной; 5) проанализировать полученные результаты.
Введение.
Глава I. Обзор литературы по данной проблеме.
I. Сюжетно - ролевая игра.
1. Краткая характеристика.
2. Этапы развития ролевой игры.
3. Взаимоотношения детей в игре.
II. Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте.
1. Характеристика межличностных отношений дошкольников.
2. Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
3. Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
4. Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
5. Методы изучения потребности в общении.
Глава II. Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
Введение.
I. Характеристика особенностей общения со сверстником у современных дошкольников.
1. Характеристика общения.
1.1 Состав просоциальных действий.
1.2 Описание разговоров детей.
2. Описание совместной сюжетно-ролевой игры.
2.1. Длительность.
2.2. Сюжеты игр.
2.3. Содержание игр.
2.4. Количество детей в группе с разными уровнями развития игры.
II. Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства
развития общения дошкольников.
1. Формирующий эксперимент.
1.1. Характеристика детей экспериментальной группы.
1.2. Этапы формирующего эксперимента.
1.3. Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми экспериментальной группы и детьми контрольной группы после проведения формирующего эксперимента и сравнение результатов наблюдения).
Заключение.
Используемая литература.
Наблюдение за детьми экспериментальной группы после формирующего эксперимента показало, что развитие ролевой игры положительно повлияло на общение сверстников. У этих детей значительно реже по сравнению с остальными проявлялась агрессия по отношению к сверстнику, намного меньше стало конфликтов (даже у «сложного» Владика Ж.). Общение стало более содержательным, дети стали личностно ориентированны на сверстника, более чем в два раза повысилось количество просоциальных действий.
Критерии оценки общения |
Общегрупповой показатель (в среднем на 1 человека) |
Ванькова Глафира |
Архипова Катя |
Жельветр Владик |
Гришин Владик | ||||||
Просоциальные действия |
До фор-мир. э-та |
1-2 |
2-3 |
2-3 |
0 |
1 | |||||
после |
1-2 |
4-5 |
4 |
2-3 |
2-3 | ||||||
Конфликты |
До фор-мир. э-та |
2-3 |
1 |
3 |
5 |
1-2 | |||||
после |
2-3 |
0 |
1 |
1-2 |
0 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, в
начале исследовательской работы была
поставлена проблема влияния ролевой
игры на общение сверстников. Для
решения этой проблемы был проанализирован
большой объём имеющейся
Наблюдение
за детьми экспериментальной группы
после формирующего эксперимента показало,
что развитие ролевой игры положительно
повлияло на общение сверстников. После
занятий по формированию игры дети
стали более доброжелательно
относиться к сверстнику (даже телесные
контакты стали более мягкими, нежными),
они старались учитывать
С помощью сюжетно - ролевой игры можно не только развивать общение в группе дошкольников, но также проводить коррекцию различных нарушений общения (таких как замкнутость, конфликтность, агрессия и т. п.)
В целом, результаты нашего исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о влиянии ролевой игры на общение сверстников.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1) Жуковская Р. И. "Воспитание ребёнка в игре", М., 1965.
2) Лисина М. И. "Общение, личность и психика ребёнка", Москва - Воронеж, 1997.
3) Лисина
М. И., Смирнова Р. А. "Формирование
избирательных привязанностей
4) Петровский А. В. "Психология развивающейся личности".
5) Репина Т. А. "Отношения между сверстниками в группе детского сада", М., 1978.
6) Смирнова Е. О. "Психология ребёнка", М., 1997
7) Смирнова
Р. А. "Формирование избирательных
привязанностей у детей
8) Смирнова
Р. А. "Зависимость отношения
дошкольников к сверстникам от
содержания общения"
9) Смирнова Е. О. "Общение дошкольников со взрослым и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребёнка", Абакан, 1996.
10) Смирнова Е. О. "Особенности общения с дошкольниками", М., 2000.
11) "Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет" под ред. Е. О. Смирновой, Москва - Воронеж, 2001.
12) Субботский Е. В." Психология отношений партнёрства у дошкольников", М., 1976.
13) Счастная А. М. "Психологические особенности межличностных
отношений детей шестилетнего возраста в условиях детского сада и подготовительных классов школы", Автореферат, Киев, 1980.
14) Эльконин Д. Б. "Психология игры", М., 1999.
15) Овчарова Р. В. "Технологии практического психолога образования", М., 2000.
16) Холмогорова
В. М. "Психологические условия
нравственного развития