Влияние стиля руководства на СПК в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: изучение влияния стиля руководства на особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе (на примере инженеров – операторов информационно – вычислительного центра).
ЗАДАЧИ:
- изучить научную литературу по теме исследования;
- описать структуру и специфику взаимодействия в малых группах;
- исследовать взаимосвязь фактора управления и уровня социально – психологического климата в трудовом коллективе;
- определить экспериментальным путём особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе при определённом стиле руководства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
1.1. Группа как объект социально – психологического анализа………………7
1.2. Феномен группового взаимодействия……………………………………..18
1.3. Социально – психологические методы управления персоналом организации……..…………………………………………………………………….29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Программа и процедура исследования…………………………………….36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….49

Вложенные файлы: 1 файл

стильупр. СПК.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

9.

а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.

б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

10.

а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.

б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.

в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

11.

а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.

в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

12.

а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.

в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.

13.

а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

б. Он требователен, но одновременно и справедлив.

в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

14.

а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.

б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.

в. Контролирует работу от случая к случаю.

15.

а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.

б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.

в. Не может влиять на дисциплину.

16.

а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.

б. С руководителем работать интересно.

в. Подчиненные предоставлены самим себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

Ключ к опроснику «Стили руководства» В.П. Захарова

 

 

а

б

в

а

б

в

1

д

к

п

9

д

к

п

2

д

к

п

10

к

п

д

3

к

п

д

11

п

д

к

4

д

п

к

12

д

к

п

5

п

д

к

13

п

к

д

6

к

д

п

14

к

д

п

7

п

к

д

15

к

д

п

8

к

п

д

16

д

к

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Опросник изучения социально-психологического климата в коллективе (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест)

Признаки здорового психологического климата

1

2

3

4

5

Признаки нездорового психологического климата

1

Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег.

 

 

 

 

 

Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.

2

Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом.

 

 

 

 

 

Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению.

3

Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении.

 

 

 

 

 

Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения.

4

Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти.

 

 

 

 

 

Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих.

5

В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие.

 

 

 

 

 

В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком.

6

В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах.

 

 

 

 

 

В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого.

7

Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно.

 

 

 

 

 

В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно.

8

У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами.

 

 

 

 

 

Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе».

9

Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций.

 

 

 

 

 

Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями.

10

Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом.

 

 

 

 

 

Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем.

11

Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений.

 

 

 

 

 

У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов.

12

Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление.

 

 

 

 

 

Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает.

13

В нашем коллективе гласность – это норма жизни.

 

 

 

 

 

До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]Социальная психология /Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семёнова. – СПб.: Просвещение, 2005. – С. 312.

[2]Шихирев, П.Н. Современная социальная психология /П.Н. Шихирев. – М.: Наука, 2005. – С. 422.

 

[3]Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты /Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – С. 78.

[4] 

Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 342.

 

 

[5]Коломинская, О.Я. Психологии малых групп /О.Я. Коломинская  //Современная психология: справочное руководство /Отв. ред. В.Н. Дружинин. – М.: Инфра-М, 2005. – С. 524-532.

[6]Головаха, Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ /Е.И. Головаха. – Киев: Научная мысль, 2003. – С. 213.

 

[7]Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений /Н.Н. Обозов. – Киев: Лебедь, 2003. – С. 245.

[8]Андреева, Г.М. Современная социальная психология /Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – С. 372.

[9]Обозов, Н.Н. Исследование психологической совместимости в малых группах /Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова //Вопросы психологии. - 2002. - № 6. – С. 91 – 101.

[10]Агеев B.C. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии /В.С. Агеев, А.А. Сыродеева //Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. – 2004. - № 2. – С. 11 – 20.

 

[11] Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив /А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 2002. – С. 327.

 

[12]Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений /Н.Н. Обозов. – Киев: Лебедь, 2003. – С. 245.

[13]Позняков, В.П. Психологические отношения субъектов деятельности /В.П. Позняков. – М.: ИП РАН, 2000. – С. 34 – 48.

[14]Уманский, Л.И. Критерии и характеристики общественной активности личности и контактной группы как коллектива /Л.И. Уманский //Социально-психологические аспекты общественной активности личности и коллектива. - Ярославль, 2005. – С. 212 - 245.

 

 

[15]Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы /В.С. Агеев. – М.: Мысль, 2003. – С. 290.

[16]Донцов, А.И. Психология коллектива /А.И. Донцов. – М.: Аспект Пресс,  - С. 267.

[17]Журавлёв, А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии коллектива /А.Л. Журавлёв //Психол. журн. – 2008. - Т. 9. - № 6. – С. 53-64.

 

[18]Социально-психологические проблемы производственного коллектива /Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 2003. – С. 214.

 

[19]Куликов, В. Приборы в социально-психологическом исследовании /В.  Куликов, Р. Гительмайер. – СПб.: Форум, 2005. – С. 112.

[20]Ермаков, П.Н. Прогнозирование эффективности совместной деятельности членов группы /П.Н. Ермаков, В.А. Терёхин //Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - 2005. - № 2. – С. 128-135.

 

[21]Обозов, Н.Н. Исследование психологической совместимости в малых группах /Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова //Вопросы психологии. - 2002. - № 6. – С. 91 – 101.

 

[22]Майерс, Д. Социальная психология /Д. Майерс. – М.: Наука, 2000. – С. 345.

 

[23]Бодалёв, А.А. Восприятие и понимание человека человеком /А.А. Бодалёв. – М.: Наука, 2002. – С. 192.

Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты /Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – С. 78.

[24] 

[25]Социально-психологический климат коллектива и личность /Под ред. В.В. Бойко, А.Г. Ковалева, В.Н. Панферова. – М.: Речь, 2003. – С. 294.

 

[26]Уманский, Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов /Л.И. Уманский //Методология и методы социальной психологии. – 2007. - № 2. – С. 77-86.

 

[27]Петровский, А.В. Социальная психология коллектива /А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. – М.: Академия, 2006. – С. 376.

 

[28]Спасенников, В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях /В.В. Спасенников. – М.: Академия, 2006. – С. 192.

[29]Журавлёв А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования /А.Л. Журавлёв //Совместная деятельность: методология, теория, практика. – М.: Наука, 2008. – С. 19-36.

 

[30]Ронгинский, М.Ю. Психология управления /М.Ю. Ронгинский, Е.М. Соколова Е.М. – СПб.: Академия, 2002. – С. 341.

 

[31]Фатеев, Н.М. Влияние особенностей управления на социально – психологический климат коллектива /Н.М. Фатеев. – СПб.: Аспект Пресс, 2004. – С. 267.

 

[32]Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения /Отв. ред. Е.В. Шорохова, О.И. Зотова. – М.: Наука, 2004. – С. 275.

 

[33] Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности /Л.П. Буева. – М.: Знание, 2005. – С. 93.

 

[34]Никольская, Н. Анализ социально-психологического климата /Н. Никольская. – СПб.: Питер, 2004. – С. 176.

[35]Позняков, В.П. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе /В.П. Позняков //Совместная деятельность: методы исследования и управления. – М.: ИП РАН, 2002. – С. 140-165.

 

[36]Антонюк, В.И. Проблема социально-психологического климата /В.И.  Антонюк, О.И. Зотова, Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 2005. – С. 182.

 

[37]Совместная деятельность: методология, теория, практика /Отв. ред. А.Л. Журавлёв, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 2002. – С. 290.

[38]Мансуров, Н.С. Морально-психологический климат и его изучение /Н.С. Мансуров. – М.: Академия, 2004. – С. 279.

 

[39]Пайке, Э. Практикум по социальной психологии /Э. Пайке, К. Маслач. – СПб.: Питер, 2000. – С. 324.

 


Информация о работе Влияние стиля руководства на СПК в коллективе