Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях. По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 214.64 Кб (Скачать файл)

Методика 5. Для определения умения ориентироваться в социальной ситуации и понимать поведение других людей (проницательность). Обследование проводится в два этапа. Первый – исценирование сказки братьев Гримм «Заяц и Ёж»; второй – индивидуальная беседа по содержанию сказки: ее проводят двое взрослых – один задает вопросы («О чем договорились Ёж и Заяц? Кто победил в соревновании? Кто в действительности быстрее бегает? Кто более привлекателен – Ёж или заяц? Почему? Почему Ёж обманул Зайца?»), второй записывает ответы в протокол.

Обработка данных. Высокий уровень: ребенок отвечает на все вопросы. Средний: принимает, понимает поступок Ёжа, но не в состоянии точно охарактеризовать ситуацию. Низкий уровень: а) не понимает сути поступка героя (почему Ёж обманул Зайца), но при этом импонирует ему; б) поступок Ежа оценивает отрицательно.

 

 

Результаты диагностики по методике №5 представлены в таблице №4:

 

Количество испытуемых (20)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ф.И.О.

1

2

3

 

Андреева Екатерина

Мальцева Надежда

Хамматулин И.

 

Глухова Елена

Кузнецова Лолита

Нечаев Никита

 

Колесников Олег

Ляпунов Денис

Печерских Елена

 

Пивоварова Диана

Мосунов Михаил

 
 

Шапошникова Яна

Хабибов Семен

 
   

Скопина Альбина

 
   

Угринова Кристина

 
   

Пищиков Данил

 
   

Полутин Данил

 
   

Портнова Анастасия

 
   

Сапаров Максим

 
   

Тепляков Илья

 

Итого:

25%

35%

40%


 

 

Вывод: Таким образом, следует сказать, что высокий уровень развития коммуникативных способностей обнаружен у небольшого количества испытуемых, примерно у 25% оппонентов (Андреева Екатерина, Глухова Елена, Колесников Олег, Пивоварова Диана, Шапошникова Яна), что свидетельствует о низком уровне коммуникативной компетентности, а следовательно о не совсем благополучных взаимоотношений детей со сверстниками.

Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие положительных взаимоотношений  у детей старшего дошкольного  возраста.

Наблюдения за организацией игровой  деятельности детей в старшей  группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны. Наблюдается  частое пересечение ролевых и  реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем  развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием сплоченности, инициативности, эмоциональной окрашенности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые  диалоги, которые предполагают общение  детей из своей роли. В предложенном занятии «Семья» дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование  для известного объекта; не всегда реализуют  свой замысел деятельности. Лишь некоторые  дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант  сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

На основе полученных данных, проведенных  мною методик по исследованию коммуникативной  эмоциональной сферы старших  дошкольников было отмечено, что 20% детей (Андреева Екатерина, Глухова Елена, Колесников Олег, Пивоварова Диана) действуют  самостоятельно в проигрываемых  нами играх, охотно идут на контакт  со взрослым и со сверстниками. Эти  дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития коммуникативных способностей. Ко второму (среднему) уровню коммуникативности было отнесено 65% из всех детей (Мальцева Надежда, Кузнецова Лолита, Ляпунов Денис, Мосунов Михаил, Хабибов Семен, Скопина Альбина, Угринова Кристина, Нечаев Никита, Шапошникова Яна, Печерских Елена, Пищиков Данил, Полутин Данил, Тепляков Илья), задействованных в эксперименте. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 15% дошкольников (Хамматулин Ильнур, Портнова Анастасия, Сапаров Максим).

Эти дети мало общительны, почти все  время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить  предложенный вариант, редко изъявляют  желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность  фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто  не доводят ее до конца.

Результаты констатирующего этапа  представлены в таблице №5

 

Количество испытуемых (20)

Высокий

уровень

инициативности

Средний

уровень

инициативности

Низкий

уровень

инициативности

Ф.И.О.

1

2

3

 

Андреева Екатерина

Мальцева Надежда

Хамматулин И.

 

Глухова Елена

Кузнецова Лолита

Портнова Анастасия

 

Колесников Олег

Ляпунов Денис

Сапаров Максим

 

Пивоварова Диана

Мосунов Михаил

 
   

Хабибов Семен

 
   

Скопина Альбина

 
   

Угринова Кристина

 
   

Нечаев Никита

 
   

Печерских Елена

 
   

Пищиков Данил

 
   

Полутин Данил

 
   

Тепляков Илья

 

Итого:

20%

65%

15%


 

Рис. 6 Инициативность



 

 

4.2 Формирующий этап исследования

 

На формирующем этапе исследования стало проведение работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, а также коррекция взаимоотношений  детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и  прямом участии педагога. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности используются:

- коммуникативные игры;

- беседы на различные темы;

- сюжетно-ролевые игры.

Цель данной наработки состоит в реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

1. Развитие интереса к окружающим  людям, стремления их понять, потребности  в общении.

2. Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения.

3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей.

4. Формирование у детей положительного  отношения к окружающим, правильной  самооценки и сбалансированности  эмоциональных состояний.

Для осуществления формирующего эксперимента я руководствовалась следующим  планом организации и проведения сюжетно-ролевых игр:

  1. Чтение рассказа В.Осеевой «Синие листья» и последующая беседа о нем. Сюжетно – ролевая игра «Дружба как стекло – разобьешь, не сложишь»
  2. Исценирование сказки «Колобок»
  3. Сюжетно – ролевая игра «Телефонные разговоры». Беседа о труде родителей с использованием иллюстраций, фотографий.
  4. Создание альбома «Наши мамы и папы трудятся», организация фотовыставки.
  5. Исценирование стихотворения С.Михалкова «А что у вас?
  6. Составление детьми творческих рассказов «Как я живу дома»?
  7. Беседа с участием куклы Петрушки «Моя помощь взрослым».
  8. Изготовление игрушек – самоделок, кукольный мебели, телевизора, пианино и др.
  9. Сюжетно – ролевые игры: «Вместе весело шагать…» Оказание помощи в распределении ролей.
  10. «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье. Сюжетно – ролевая игра «Помогай другу везде, не оставляй его в беде»
  11. Сюжетно – ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки- матери».
  12. Беседа: «Я и мой дом». Сюжетно – ролевая игра «Если бы у меня была волшебная палочка».
  13. Чтение – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама».
  14. Сюжетно-ролевая игра «Морские путешествия»
  15. Заключительная беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Нравственное воспитание». Сюжетно – ролевые игры «Мир без друга», «Семья слов», «Живая радуга».

Большое внимание уделяется формированию дружеских и тёплых отношений  детей друг к другу, считая, что  много здесь зависит от чуткого  педагога, который должен обучать  детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины  конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

Подводя итоги описания своего опыта  по развитию навыков общения у  дошкольников, хочу подчеркнуть последовательный и коллективный характер этой работы, проводимой совместно с музыкальным  руководителем детского сада и воспитателями  групп.

Итак, с целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребёнка  мною проводилась диагностика исходных уровней развития коммуникативной сферы детей. Используемые методы и методики можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам можно отнести те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина, так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом констатируются особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии. Мною был применен метод наблюдения.

Субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных  характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с  особенностями его личности и  самосознания. Мною на первом этапе  исследования было использовано несколько  методов с целью выявления  уровня развития коммуникативных навыков.

На формирующем этапе исследования мне необходимо создать эмоционально-благополучную  атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" я включила: налаживание контактов  с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских  отношений.

В ходе формирующего эксперимента мне  следует вовлекать в игру малоактивных детей, которые предпочитают отмалчиваться, придерживаться того, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения  и правильными могут оказаться  разные ответы, иногда не похожие друг на друга. Стимулировать как можно  большее число разнообразных  ответов, но, прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения.

В работе с этими детьми выявлять их особенности, попытаться вывести  их из состояния малоактивности путем  организации совместной с педагогом  игровой деятельности. Предложить ребенку  сделать своими руками поделки, например, кукольную мебель, телевизор, пианино  и т.п., целью налаживания контактов с детьми менее активными в общении.

Для развития диалога ввести беседу с участием куклы Петрушки «Моя помощь взрослым»

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста