Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 07:55, курсовая работа
Цель исследования – выявить зависимость межличностных отношений от типа темперамента.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность темперамента.
2. Изучить теоретические аспекты психологии групп и межличностных отношений.
3. Изучить типы темперамента испытуемых.
4. Выявить особенности межличностных отношений в группе
5. Сделать вывод об особенностях межличностных отношений в группе.
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи темперамента и межличностных отношений в группе 5
1.1.Психологическая сущность темперамента 5
1.2. Виды темперамента и их особенности……………………………………...9
1.3. Социально-психологическая сущность группы 13
1.4. Межличностные отношения как психологическая категория 16
1.5. Взаимосвязь темперамента и межличностных отношений 19
Выводы к I главе………………………………………………………………...23
Глава II. Изучение влияния темперамента на межличностные отношения в группе 24
2.1. Организация и проведение исследования 24
2.2. Результаты исследования 25
2.2.1. Изучение типов темперамента 25
2.2.2. Изучение особенностей межличностных отношений 26
Выводы ко II главе 33
Заключение 34
Список литературы 35
Взаимоотношения динамичны, они возникают, меняются и развиваются. В их динамике выделяются три этапа [22, с. 135]. На первом этапе возникает взаимный контакт, происходит взаимное восприятие и оценка людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними. Второй этап характеризует возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном и эмоциональном уровнях. Рациональный уровень представляет собой осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга. На эмоциональном уровне возникают соответствующие переживания, эмоциональный отклик и т.д. Третий этап — это обращение людей друг к другу как форма проявления внутреннего отношения.
Сложную систему разнообразных взаимоотношений в группе можно классифицировать отношений по различным основаниям.
В
зависимости от сферы проявления
межличностные отношения
Личностный компонент менее отчетливо представлен в другой категории отношений - формальных (официальных). Формальные взаимоотношения прописаны уставами, расписаниями, инструкциями.
В зависимости от положения общающихся взаимоотношения в свою очередь можно рассматривать по трем направлениям: «по вертикали», «по горизонтали» и «по диагонали» (это в первую очередь применимо к производственным взаимоотношениям) [18, с. 92]. Примером вертикальных взаимоотношений являются взаимоотношения руководителей и подчиненных. Они выглядят как взаимодействие руководителей, начальников, старших с соответствующими подчиненными им лицами. Отношения по горизонтали касаются сотрудников, равных по должностному положению. Отношения по диагонали возникают в случае общения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого.
По утверждению В.Мерлина, много-многозначность связей психодинамики со свойствами личности выражается также и в том, что, в зависимости от опосредующих условий, связь свойств личности с определенным психодинамическим свойством не только может заменяться связью с каким-либо другим психодинамическим свойством, но и просто возникать или исчезать. Это говорит о том, что опосредующие условия здесь выполняют также новую функцию, которую они не осуществляют на более низком иерархическом уровне.
Основным опосредующим условием следует признать индивидуальный стиль общения. Это в наибольшей степени проявляется в условиях формирующего эксперимента. В исследовании И.X.Пикалова (1970) испытуемые-старшеклассники — психодинамически необщительные социальные интроверты — в воспитывающем эксперименте усваивали определенный индивидуальный стиль общественной работы. Он заключался в том, что необходимые непосредственные социальные контакты с посторонними людьми осуществлялись партнерами в связи с выполняемым поручением. Испытуемый должен был предварительно тщательно разработать план и программу, организовать работу и контроль за ее выполнением. В результате усвоения такого индивидуального стиля общественной работы имевшаяся ранее связь между психодинамической общительностью и коллективистской направленностью личности в одном классе понизилась, а в другом стала статистически незначимой.
В исследовании Т.С.Тамбовцевой (1989) у старшеклассников-интровертов наблюдалось рассогласование между психодинамической необщительностью и положительной коллективистской направленностью, проявлявшейся при испытании ценностных ориентаций. Из-за такого рассогласования интроверты обнаруживали малую общественную активность, несмотря на высокие вербальные показатели коллективистской направленности. В результате усвоения индивидуального стиля общения это рассогласование было преодолено, и тем самым исчезла связь психодинамической общительности с общественной активностью.
В исследовании В.В.Люкина (1987) изучался индивидуальный стиль деятельности руководителя (бригадира на производстве). При коллегиальном стиле руководителя экстраверсия — интроверсия и эмоциональная стабильность были сопряжены с положительными коммуникативными стилевыми свойствами личности (тактичностью, отзывчивостью). При директивном стиле такая связь не была статистически значимой. Наоборот, эмоциональная возбудимость при директивном стиле была отрицательно связана с коммуникативными стилевыми свойствами. При коллегиальном стиле эта связь была незначимой. Такого же рода факты установлены и у старших дошкольников. В исследовании Н.М.Гордецовой (1978) испытуемыми были психодинамически тревожные дети, проявлявшие также тревожность ожиданий при общении со сверстниками (отношение личности). Несмотря на наличие игровых мотивов, эти дети проявляли вследствие свойственной им тревожности трудности в игровом общении и низкую активность в коллективных ролевых играх. С испытуемыми был организован воспитывающий эксперимент, в котором они усваивали индивидуальный стиль игрового общения. Эксперимент заключался в том, что с детьми заранее тщательно отрабатывали операции, требуемые игровой ролью, детей предварительно знакомили с сюжетом игры и выбирали для них только те игровые роли, в которых соответствующие элементы деятельности были тщательно усвоены испытуемыми. В результате воспитывающего эксперимента дети значительно понизили показатели тревожности ожиданий при общении, хотя показатели психодинамической тревожности остались на том же уровне. Следовательно, прежняя связь между психодинамической тревожностью и отношением личности (тревожностью ожиданий при общении) была разрушена.
По отношению к детям-интровертам, характеризующимися трудностями в игровом общении, воспитывающий эксперимент заключался в том, что дошкольники должны были драматизировать рассказ, сочинить сюжет соответствующей ролевой игры и придумать основные роли, а затем организовать и провести такую игру со сверстниками. В результате была разрушена связь интроверсии с отрицательным отношением к коллективным играм и преодолены трудности в игровом общении.
Агрессивные дети, экстрапунитивные по темпераменту (раздражительные), преодолевали трудности игрового общения в том случае, когда их активно вовлекали в игровое общение, предоставляя им роль организаторов и лидеров в игре. Тем самым разрушилась связь экстрапунитивности по темпераменту с агрессивным отношением к сверстникам.
Таким образом, имеются достаточно убедительные факты, позволяющие утверждать, что при усвоении индивидуального стиля общения образуется или, наоборот, разрушается связь психодинамических свойств с определенными отношениями личности. Индивидуальный стиль общения, следовательно, выполняет функцию опосредующего звена в много-многозначных связях психодинамических свойств и свойств личности. Свойства личности связаны не только с ближайшим к нему иерархическим уровнем — психодинамическими свойствами, но и со свойствами нервной системы. Между этими уровнями также возможно рассогласование, в результате которого снижается эффективность деятельности. Так, при обслуживании многих станков (например, ткацких) у работников со слабым возбудительным процессом или инертностью нервных процессов возникают специфические трудности, понижающие эффективность труда вопреки положительной трудовой направленности и высокоактивным мотивам труда. Такого же рода рассогласование наблюдается и в спортивной деятельности, и в учении и преодолевается в результате усвоения индивидуального стиля, но уже не общения, а соответствующей предметной деятельности (труд, спорт, учение).
Помимо
индивидуального стиля
Можно объяснить данный факт следующим образом. Мотивы деятельности и уровень педагогического мастерства — типичные профессионально ценные свойства учителя, определяемые объективными требованиями соответствующей деятельности. Следовательно, опосредующим звеном много-многозначных связей между свойствами личности и психодинамическими свойствами является не только индивидуальный стиль общения, но и объективные требования деятельности, если они формируют соответствующие им социально типичные мотивы. Каждый из рассмотренных факторов в отдельности недостаточен для детерминации связей психодинамических и личностных свойств. Лишь в органичном единстве друг с другом они определяют связь этих двух иерархических уровней интегральной индивидуальности.
Несмотря на то, что темперамент — один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строгого определения понятия "темперамент". В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту очень различные особенности.
Самая распространенная точка зрения в отечественной психологии – рассмотрение свойств темперамента одновременно в двух планах: 1) как одно из свойств личности; 2) как природную основу личности.
Тип темперамента, как и врожденный тип нервной системы, может несколько изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Нет темпераментов хороших и плохих. Темперамент не определяется социальной ценностью человека. Темпераменты в абсолютно чистом виде встречаются довольно редко. Обычно человек лишь приближается, к какому – то темпераменту. Темперамент определяет его типичные реакции на те или иные жизненные ситуации, а соответственно и реакции окружающих на его поведение. От этих реакций зависят отношения, складывающиеся между людьми, особенно в тех случаях, когда люди встречаются впервые и ещё недостаточно хорошо знают друг друга. К каждому типу темперамента надо приспосабливаться и, зная заранее индивидуальные расхождения в темпераментах, можно предупредить возникновение напряженности в отношениях между людьми. Различия между людьми по свойствам темперамента могут быть достаточно заметными, и чаще всего они столь велики, что их нельзя не учесть и как-то приспособиться к ним, установив добрые деловые и личные взаимоотношения.
Как
показано в первой главе, темпераменту
принадлежит важная роль в формировании
специфики межличностных
Цель эмпирического исследования – выявить зависимость межличностных отношений от типа темперамента.
Задачи исследования:
В ходе исследования применялись методы тестирования.
Методики исследования:
Испытуемые: учащиеся 11 класса в возрасте от 16 до 18 лет. (30 человек)
Исследование проводилось в привычной для учащихся обстановке, на уроке.
Гипотезы исследования:
С целью изучения типа темперамента испытуемых применялся тест-опросник Айзенка. Преимуществом данной методики является ориентация на эмоциональные свойства темперамента, а именно психотизм-нейротизм и экстраверсию-интроверсию. Это позволяет более детально исследовать взаимосвязи между свойствами темперамента и межличностными отношениями.
Информация о работе Влияние темперамента на межличностные отношения в группе