Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:52, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внимания младших школьников и возможности его развития.
2.Определить роль внимания в процессе учебной деятельности.
3. Экспериментально проверить, как развитость тех или иных свойств внимания влияют на успешность обучения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблемы внимания и его роль в успешности учебной деятельности младших школьников
1.1. Проблема внимания в теории отечественной и зарубежной
психологии...............................................................................................................7
1.2. Динамика развития внимания в младшем школьном возрасте…………..15
1.3. Внимание как условие успешности обучения у младших школьников…22
Вывод по главе I…………………………………………………………………31
Глава II. Организация и методы экспериментального исследования
2.1. Этапы, содержание, процедуры исследования…………………………....31
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………38
Вывод по главе II………………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….58
С целью изучения свойств внимания четвероклассников мы использовали следующие методы:
Методика 1. Изучение свойств внимания (тест Бурдона)
Цель: изучение свойств внимания, устойчивости и концентрации.
Материалы: исследование проводится при помощи специальных тестовых бланков со столбцами расположенных на них в случайном порядке букв или цифр.
Описание методики: школьникам предлагается просматривать на бланке ряд за рядом и вычеркивать определенные указанные в инструкции знаки (буквы, цифры).
Инструкции: «Ребята, по моему сигналу (например, «Начали!») вам нужно начать просматривать столбцы цифр и зачеркивать все встречающиеся вам или цифры «2» и «9». Начнем с первого столбца слева. Через определенный промежуток времени я скажу «Стоп!». Сразу вслед за сигналом поставьте после цифры, на которой вы остановились в этот момент, вертикальную черту. Затем, после моего сигнала, продолжите ту же работу дальше уже на втором столбце. Будьте внимательны, следите за моими командами и вычеркивайте только заданные буквы и не пропускайте их».
Порядок работы: общая продолжительность работы - 4 минут. Психолог останавливает работу детей и просит поставить вертикальную черту с интервалом в одну минуту, т.е. 4 раза.
Обработка полученных данных: результат вычеркивания цифр оценивается в 3 балла: 1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень [ 51].
Результаты оценки устойчивости и концентрации внимания отражены в таблице 2.
Методика 2. «Расстановка чисел»
Цель: изучение распределения внимания.
Оборудование и материалы: для психологической диагностики распределения внимания используют тест на расстановку чисел. В качестве стимульного материала подготавливают бланк с 25-ю клетками, в которых записаны в случайном порядке одно и двухзначные числа (от 1 – до 99). Описание методики: в процессе тестирования испытуемый просматривает таблицу со случайно расположенными цифрами, не делая в ней никаких пометок. Затем он должен переписать цифры в возрастающем порядке в расположенную ниже чистую таблицу. Цифры переписываются с самого малого – к самому большому. Если в процессе заполнения чистой таблицы испытуемый замечает пропущенное число, оно записывается в следующую клетку, обводится кружком и не засчитывается как ошибка.
Инструкция: «Перед Вами бланк, с двумя таблицами. В первой
таблице расположены
в случайном порядке
числа. Клетки второй таблицы – свободные. Ваша задача быстро и правильно
переписать числа из таблицы 1 в таблицу 2 в порядке возрастания, начиная с
самого маленького числа. Заполнять таблицу 2 следует построчно. Никаких
пометок в первой таблице делать нельзя. Если в процессе работы Вы
обнаружили, что пропустили какое-то число, – запишите его в очередную
свободную клетку и обведите кружком.
На выполнение задания отводится 2 минуты. За это время требуется
правильно расставить как можно больше чисел. По команде «Начали!»
приступайте к работе, по команде «Стоп!» прекратите работу и отложите
бланк».
Обработка и анализ данных: количество допущенных ошибок (процент ошибок от числа предъявлений) и время поиска числа. Средняя норма- 22 числа.
Таблица 1
5 |
20 |
17 |
9 |
35 |
19 |
3 |
77 |
91 |
87 |
12 |
56 |
24 |
71 |
64 |
33 |
40 |
10 |
68 |
1 |
23 |
82 |
8 |
14 |
42 |
Показатель распределения внимания (РВ) определяется по формуле:
РВ= Р-В/t
Где
Р – общее количество записанных (расставленных) чисел;
В – количество ошибок (пропущенных чисел);
t – время выполнения задания (2 минуты) или же время, затраченное
испытуемым на выполнение задания, если он справился быстрее [17].
Результаты оценки распределения внимания отражены в таблице 3.
Методика 3. Изучение объема внимания
Цель: изучение объема внимания
Материалы: специально подготовленные тестовые бланки: 6 таблиц 4x4, содержащие различное количество овальчиков (см. Приложение 3).
Описание методики и порядок работы: испытуемому на короткое время (около 1 секунды) предъявляются по одной из 6 карточек. Предъявление начинается с тех карточек, которые содержат минимальное количество точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого школьники отмечают на аналогичном пустом бланке расположение овальчиков. На воспроизведение карточки дается 15 секунд.
Инструкции: «Сейчас вам предстоит следующее задание: я буду показывать вам по два раза таблицы, на которых изображены овальчики. Разные таблицы содержат разное количество овалов. Ваша задача - запомнить, как расположены на данной таблице овалы и в том же виде изобразить их на своих пустых таблицах. Каждое задание надо выполнять точно и быстро».
Обработка полученных данных: Обследование проводится в 4 этапа. Результат заполнения карточек оценивается в 3 балла: 1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень
У каждого ученика
в результате проведения данной методики
по 4 результирующей оценки, которые
заносятся в таблицу под номера
Результаты диагностики показаны в Таблице 4, где высокий уровень - 3 балла за ответ, средний уровень - 2 балла, низкий уровень - 1 балл [ 23].
Методика 4. Изучение переключения внимания
Цель: изучение способности школьников к переключению внимания.
Материалы: специально подготовленные тренировочные и тестовые пары цифр.
Описание методики: школьникам предлагается в течение некоторого фиксированного времени с возможно большей точностью и скоростью складывать два однозначных числа. Предлагается освоить два разных способа работы с парами чисел.
Первый способ: школьник складывает два числа - верхнее и нижнее, к их сумме прибавляет единицу и результат записывает рядом с верхним
Карточка 1.
21461, при этом
когда сумма становится
Полученный результат:
4 6 1 8 0
1 4 6 1 8
2 1 4 6 1
Второй способ: школьник складывает верхнее и нижнее число (как при первом способе), но из этой суммы вычитает единицу и результат записывает рядом с нижним числом
Карточка 2.
12 23
2234.
Полученный результат:
1 2 2 3
2 2 3 4
2 3 4 6
Порядок работы и инструкции: Дается 4 карточки с набором цифр в два ряда. Обследование проводится в два этапа. На первом этапе предлагается заполнить карточки по первому способу за фиксированное время. На втором этапе предлагается заполнить те же карточки по второму способу за фиксированное время.
Одни и те же карточки проходят в два этапа, и получается результат:
Карточка 1
4 6 1 8 0
1 4 6 1 8
2 1 4 6 1
2 4 9 6 8
Карточка 2
4 5 6 8
1 2 2 3
2 2 3 4
2 3 4 6
Обработка полученных данных
Результат заполнения карточек оценивается в 3 балла: 1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень
У каждого ученика в результате проведения данной методики по 4 оценки, которые заносятся в таблицу под номерами заданий 5, 6, 7, 8.
Результаты оценки переключаемости внимания отражены в таблице 5 [27].
2.2. Анализ результатов исследования
Полученные данные методики №1, изучение свойств внимания (тест Бурдона) помогают определить уровень устойчивости и концентрации внимания.
Таблица 2
Результаты определения уровня устойчивости и концентрации внимания
№ |
Список класса |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Абдрашитова Камилла |
1 |
низкий |
2 |
Авдеюк Данил |
1 |
низкий |
3 |
Аминева Анастасия |
2 |
средний |
4 |
Бушин Никита |
3 |
высокий |
5 |
Васильева Ксения |
2 |
средний |
6 |
Герасимова Полина |
3 |
высокий |
7 |
Ермилов Артем |
2 |
средний |
8 |
Землянскова Влада |
3 |
высокий |
9 |
Зулькарнаева Элина |
3 |
высокий |
10 |
Калькина Анна |
1 |
низкий |
11 |
Клоков Михаил |
1 |
низкий |
12 |
Крыгина Кристина |
3 |
высокий |
13 |
Анастасия Ложкина |
2 |
средний |
14 |
Ляпустин Константин |
2 |
средний |
15 |
Пикалов Рем |
2 |
средний |
16 |
Подвязкина Юлия |
3 |
высокий |
17 |
Сайфутдинов Ирик |
3 |
высокий |
18 |
Семенова Елизавета |
2 |
средний |
19 |
Симакова Ангелина |
3 |
высокий |
20 |
Смирнова Ольга |
1 |
низкий |
21 |
Стерликова Анна |
3 |
высокий |
22 |
Стрижкова Мария |
2 |
средний |
23 |
Тарасов Илья |
3 |
высокий |
24 |
Хасанова Диана |
3 |
высокий |
25 |
Хисматуллин Ильдар |
2 |
средний |
26 |
Шарапова Алина |
3 |
высокий |
27 |
Янгиров Аскар |
2 |
средний |
Как видно из таблицы: с высоким уровнем устойчивости и концентрации внимания 12 учеников (44,4%), со средним уровнем 10 учеников (14,2%), с низким уровнем 5 учеников (18,5%).
Таблица 3
Результаты определения уровня распределения внимания
№ |
Список класса |
Р |
В |
t |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Абдрашитова Камилла |
25 |
5 |
2 |
20 |
низкий |
2 |
Авдеюк Данил |
23 |
5 |
2 |
18 |
низкий |
3 |
Аминева Анастасия |
25 |
2 |
2 |
23 |
средний |
4 |
Бушин Никита |
25 |
1 |
2 |
24 |
высокий |
5 |
Васильева Ксения |
25 |
1 |
2 |
24 |
высокий |
6 |
Герасимова Полина |
25 |
0 |
2 |
25 |
высокий |
7 |
Ермилов Артем |
25 |
2 |
2 |
23 |
средний |
8 |
Землянскова Влада |
25 |
0 |
2 |
25 |
высокий |
9 |
Зулькарнаева Элина |
25 |
0 |
2 |
25 |
высокий |
10 |
Калькина Анна |
25 |
7 |
2 |
18 |
низкий |
11 |
Клоков Михаил |
24 |
5 |
2 |
19 |
низкий |
12 |
Крыгина Кристина |
25 |
0 |
2 |
25 |
высокий |
13 |
Анастасия Ложкина |
22 |
0 |
2 |
22 |
средний |
14 |
Ляпустин Константин |
24 |
0 |
2 |
24 |
высокий |
15 |
Пикалов Рем |
23 |
0 |
2 |
23 |
средний |
16 |
Подвязкина Юлия |
25 |
0 |
2 |
25 |
высокий |
17 |
Сайфутдинов Ирик |
25 |
1 |
2 |
24 |
высокий |
18 |
Семенова Елизавета |
22 |
0 |
2 |
22 |
средний |
19 |
Симакова Ангелина |
25 |
1 |
2 |
24 |
высокий |
20 |
Смирнова Ольга |
19 |
0 |
2 |
19 |
низкий |
21 |
Стерликова Анна |
25 |
1 |
2 |
24 |
высокий |
22 |
Стрижкова Мария |
25 |
0 |
2 |
25 |
высокий |
23 |
Тарасов Илья |
25 |
0 |
2 |
25 |
высокий |
24 |
Хасанова Диана |
25 |
0 |
2 |
25 |
высокий |
25 |
Хисматуллин Ильдар |
25 |
1 |
2 |
24 |
высокий |
26 |
Шарапова Алина |
25 |
0 |
2 |
25 |
высокий |
27 |
Янгиров Аскар |
22 |
0 |
2 |
22 |
средний |