Влияние ценностных ориентаций на отцовство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать факты и закономерности влияния ценностных ориентаций на специфику отношений отцов к детям.
Задачи исследования:
Теоретически проанализировать проблему родительства и отцовства.
Теоретически проанализировать проблему жизненных ценностей.
Подобрать методы, адекватные цели исследования
Изучение ценностно - ориентационной сферы личности отцов;
Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми;
Изучение влияния ценностных ориентаций отцов на специфику их отношения к ребенку.

Содержание

Введение
Глава 1.Таоритический анализ
1. Отцовство как один из компонентов родительства
1.1.Теоретические подходы к изучению родительства в психологии
1.2. Роль и значение родительских «фигур»
1.3. Феномен отцовства как компонента родительства
1.4. Этапы формирования отцовства
2. Жизненные ценности личности
2.1. Ценностные ориентации личности
2.2. Ценностные ориентации личности при формировании отцовства
Глава 2. Анализ эмпирических данных
2.1. Характеристика выборки
2.2. Методы исследования
2.3. Изложение результатов исследования и их обсуждение
2.3.1. Ценностно - ориентационная сфера отцов
2.3.2. Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми
2.3.3. Особенности детско-родительских отношений отцов
2.3.4. Результаты исследования связей ценностно-ориентационной сферы и детско-родительских отношений
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Ценностно-ориентационая сфера отцов.docx

— 446.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, детско-родительские отношения, с одной стороны, выступают  в качестве регуляторов поведения  их участников, а с другой, опосредуют развитие личности ребенка. Эти отношения  проявляются в системе разнообразных чувств, переживаний, стиле общения родителей и детей, поведенческих стереотипах, практикуемых в этом общении.

Детско-родительские отношения  являются наиболее изученными из всех семейных подструктур. Компонентами детско-родительских отношений являются отношение родителя к ребенку и отношение ребенка  к родителю. Бесспорно, эти два  компонента тесным образом связаны  друг с другом, но неравнозначны. Специфику  детско-родительских отношений определяют отношение родителя к ребенку. Это  объясняется тем, что ребенок  не является субъектом тех процессов, которые приводят в действие детерминанты родительского отношения.

На формирование родительского  отношения к ребенку оказывают  влияние личность самого родителя, психологические особенности ребенка, а также особенности семейных взаимоотношений и социокультурные  факторы.

Отношение к родителю определяется внутренней активностью ребёнка, его  восприятием, осмысливанием семьи  и своего места в ней, переживаниями, связанными с семейными отношениями.

Отношения, сформированные в период раннего детства, а именно, детско-родительские отношения, отличаются прочностью и устойчивостью. Этот факт подтверждают исследования представителей психоаналитической концепции. Фактором, определяющим стойкость этих отношений, является их сильная эмоциональная  окрашенность и связь со сферой инстинктов и безусловных рефлексов. Большая  часть отношений, закладывающихся  в период раннего онтогенеза, в  последующие годы развивается, совершенствуется, получает словесную квалификацию и  становится сознательной (А. Фрейд,1993.).

Самосознание ребёнка  оказывает влияние на особенности  психического развития ребенка и  определяет его внутреннюю логику. Содержание Я-концепции как структурного; компонента самосознания во многом зависит от отношений человека со значимыми людьми. Любовь и принятие ребенка значимыми людьми рассматривается в психологии как фактор формирования позитивного самоотношения и самооценивания личности.

Представления о ребёнке  и отношение к нему родителя является внутренней основой типа воспитания, реализуемого через воспитательное воздействие и формы общения  с, ребёнком. В связи с этим, в  литературе понятия «родительское  отношение» и «стиль семейного воспитания»  часто используются как синонимы.

Исследования стилей семейного  воспитания ведутся в следующих  направлениях: изучается их структура, выявляются и описываются типы родительских отношений, рассматриваются взаимосвязи  отдельных способов воздействия  и стилей семейного воспитания с  особенностями развития ребёнка. В  основном данные исследования проводятся в рамках клинического и психоаналитического подходов.

Зарубежными и отечественными авторами выделены и описаны разнообразные  типы родительских отношений. Большинство  классификаций представляет собой  описание аномальных типов родительского  отношения к ребенку, негативно  влияющих на его психическое развитие. Общим для всех классификаций  является признание того, что при  условии неадекватного воспитания дети испытывают в семье состояние  личностной депривации, понимаемой как  недостаточность или неудовлетворенность  существенных потребностей, прежде всего:

- в индивидуально-адекватной эмоциональной заботе и любви;

- в самораскрытии, выявлении своего «Я»;

- в эмоциональном и двигательном самовыражении.

Имеет значение не столько  факт неудовлетворения значимых потребностей, сколько отношение к этому  субъекта, носящее часто яркий, аффективный  характер, выраженное в переживаниях ребёнка. Характерными чертами нарушений  воспитательного подхода являются:

- низкая сплоченность и разногласия среди членов семьи по вопросам воспитания, следствием чего является эмоциональная напряженность и неустойчивость воспитательного воздействия;

- высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности;

- неадекватно выраженная степень опеки и ограничений по отношению к каким-либо сферам жизнедеятельности детей;

- стимулирование активности детей с помощью угроз и моральных осуждений.

Зарубежные и отечественные  исследователи установили связь  между типом воспитания и формированием  определенных характерологических  черт ребенка. Так. А. Адлер считает, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности  и тенденции к доминированию, вплоть до тирании (Адлер, 1997.), К. Леонгард отмечает, что жесткое воспитание влечет развитие тормозимого типа в сочетании с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием. Непоследовательное воспитание обуславливает развитие выраженных аффективных состояний, опекающее воспитание - зависимость, низкий волевой потенциал, недостаточное воспитание - трудности в процессе; социальной адаптации.

Е.С. Шефер рассматривает воспитательный подход родителей по двум основным шкалам: теплота, любовь (принятие) - враждебность (непринятие; отбрасывание); контроль (ограничительство) - автономия (разрешительство). Для детей теплых - разрешающих родителей характерна большая активность, социальная уверенность и независимость, дружественность, созидательность, в ряде случаев стремление к командованию. У теплых ограничивающих родителей дети более зависимые, менее дружественные, более враждебные в своих фантазиях при одновременной не агрессивности и не конкурентности со сверстниками, менее доминантные. Враждебно-ограничивающие родители провоцируют враждебность у детей, не давая возможность ее выразить. Такое поведение родителей приводит к трудностям детей во взаимоотношениях со сверстниками, застенчивости, стыдливости, социальной отрешенности. Враждебно-разрешающие родители вызывают выраженную агрессивность и трудно контролируемое поведение у детей. Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.

А.И. Захаров делает акцент на взаимосвязи между тем или  иным доминирующим типом родительского  отношения и личностными особенностями  детей. Принятие и ограничительство со стороны родителей, по его мнению, наиболее часто приводит к зависимому поведению детей (внушаемость, конформность, несамостоятельность при одновременной достаточно хорошей социальной приспособляемости). Неприятие и ограничительство - к развитию тормозимых черт личности (застенчивость, стыдливость, боязливость). Неприятие и противоречивое ограничительно-разрешительное отношение родителей - к неустойчивости и импульсивности. Принятие и разрешительство или неприятие и противоречивое ограничительно-разрешающее отношение - к формированию возбудимых черт личности. Неприятие с ограничительностью или разрешительностью с высокой степенью противоречивости в отношениях к агрессивности, тот же тип отношения, но без противоречивости - к выраженным нарушениям социальной адаптации (Захаров, 1998).

Анализируя результаты исследований группы ученых, Е.Е. Маккоби описывает два стиля практики родительского воспитания - демократический и контролирующий. Дети из семей с демократическим стилем воспитания отличаются умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они, также, характеризуются хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, при отсутствии альтруизма, сензитивности и эмпатии. Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Так же вычленяется совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Выделены три  группы детей:

1.  Компетентные - с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.

2.  Избегающие - с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.

-  Не зрелые - неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

Таким образом, наиболее распространенным механизмом формирования характерологических  черт ребенка ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает  интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети, с адекватным уровнем контроля в родительском отношении, характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

В большинстве рассмотренных выше исследований, речь идет скорее о суммарном или преобладающем влиянии особенностей воспитания на развитие личности детей вне зависимости от конкретной роли отдельных членов семьи. Психоаналитическая традиция компенсирует данный недо-статок, рассматривая специфику и роль отцовской и материнской любви. Материнская любовь к ребенку безусловна, она будет проявляться вне зависимости от его поведения. Без материнской любви из жизни ребенка уходит чувство гарантированной защищенности, эмоционального комфорта, атак же ценности своей личности. Отцовская любовь - условна, она обусловлена «похожестью» ребенка на отца своим поведением, следованием его советам, ожиданиям, выполнением установленных обязанностей. Отец представляет мир вещей, мыслей, закона и порядка. Обусловленная отцовская любовь открыта для влияния, ее можно добиться, заслужить. В отличие от любви материнской, ее можно контролировать. Отрицательной стороной отцовской любви является то, что ее можно потерять в случае непослушания. При рождении ребенок нуждается в безусловной материнской любви физиологически и психически, она обеспечивает ему психологический комфорт. После шести лет ребенок начинает заметно нуждаться в отцовской любви, его руководстве. Если мать обеспечивает ребенку безопасность жизни, то отец учит решению социальных проблем. Эта любовь направляется принципами и ожиданиями. Отцовская любовь способствует развитию у ребенка чувства собственной силы. Синтез материнской и отцовской любви в сознании ребенка - основа его духовной зрелости. Слабое их сочетание приводит к сильным негативным последствиям (Фромм, 1994).

Отношениям в системе  «мать-ребёнок» отводится наиболее значимая роль в развитии личности ребенка. Именно в нарушенных материнско-детских  отношениях большинство психологов склонны видеть причины семейных драм и нарушений личностного  развития ребенка.

В психологии материнско-детские  отношения рассматриваются и  как организация диадического поведения. Особый интерес здесь вызывает степень  адаптации во взаимодействии, определяющая качество взаимодействия и, следовательно, качество связи между матерью  и ребенком. В этом подходе не только учитывается сензитивность матери по отношению к ребенку, но и подчеркивается очень рано возникающая способность ребенка участвовать во взаимодействии. При этом взаимодействие рассматривается как система, регулируемая обоими партнерами, которые постоянно вносят изменения в свое поведение на основе обратной связи от другого.

 Таким образом, в  этих диадических отношениях  взрослый выделяется как особый  объект, формируется образ другого  человека, взаимодействие с которым  опосредует специфику коммуникативного  стиля ребенка и его отношение  к окружающим.

Очевидно, что для успешного  преодоления трудных ситуаций ребенку  необходимы эмоционально близкие отношения  с матерью, которые обеспечивают ему чувство безопасности, снижают  уровень тревоги и способствуют эффективному противодействию трудностям.

Анализ литературных источников демонстрирует, что, несмотря на обилие исследований родительских отношений  и их влияния на различные стороны  развития ребенка, пока не существует единого понимания нормы родительского  отношения. Исследователей в первую очередь интересует его аномалия, а понятие «норма» раскрывается от противного, т.е. как отсутствие нарушений  детско-родительских отношений.

Однако вполне возможным  нам кажется выделение некоторых  наиболее существенных характеристик  гармоничных или «здоровых» детско-родительских отношений;

1. Удовлетворение в системе детско-родительских отношений базовых потребностей ребенка таких, как потребности в безопасности и аффилиации, а так же потребности, возникающие в процессе детско-родительского взаимодействия (принятия, признания индивидуальности ребенка и сохранение автономии «Я»);

2. Достаточный уровень рефлексии родителей на индивидуальные особенности ребенка, а именно, понимание их социально-психологической природы;

- Сознательная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия с ребенком, адекватного его индивидуальным особенностям. (Крюкова, Сапоровская,  Куфтяк, 2004).

Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на отцовство