Внимание как психический познавательный процесс и внимательность как личностное качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Внимание включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретико-методологическое изучение процесса внимания

и его свойств………………………………………………………………...5

1.определение внимания. Виды внимания…………………………..5
2.функции внимания…………………………………………………...8
3.Свойства внимания…………………………………………………..9
4.Теории внимания……………………………………………………10
5.Внимательность как личностное качество человека…………...13
Глава 2. Развитие внимания и методы его исследования…………....15

2.1 Этапы развития внимания……………………………………………15

2.2 Методы изучения внимания………………………………..…….….16

2.3 Нарушение внимания…………………………………………………18

Заключение......................................................................................20

Список литературы..........................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2 й курс.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 

Факультет Экстремальной психологии 
 

Курсовая  работа на тему:

«Внимание как психический познавательный процесс и внимательность как личностное качество» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

студентка 
2 курса 
Группы Эп 2.3 
Евграфова Ирина Андреевна 
Научный руководитель 
доктор психол. наук, проф. 
Лысаков Николай Дмитриевич
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

Содержание 

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретико-методологическое изучение процесса внимания

и его свойств………………………………………………………………...5

    1. определение внимания. Виды внимания…………………………..5
    2. функции внимания…………………………………………………...8
    3. Свойства внимания…………………………………………………..9
    4. Теории внимания……………………………………………………10
    5. Внимательность как личностное качество человека…………...13

Глава 2. Развитие внимания и методы его исследования…………....15

2.1 Этапы развития  внимания……………………………………………15

2.2 Методы изучения  внимания………………………………..…….….16

2.3 Нарушение внимания…………………………………………………18

Заключение......................................................................................20

Список литературы..........................................................................21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Общая характеристика работы.

       Курсовая работа посвящена изучению  процесса внимания, его свойств  и носит теоретический характер. В ней мы рассмотрели такие  вопросы как: виды внимания, функции  и свойства. 

Актуальность  исследования.

     Внимание  — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Внимание включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.

     С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается  динамика познавательных процессов  и особенности различных психических  состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

     Одной из особенностей нашей духовной жизни, писал известный американский психолог Э. Титченер, является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений [2] 

Объект  исследования: психический процесс человека.

Предмет исследования: внимание.

Цель  исследования : изучение внимания как процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретико-методологический анализ изучения процесса внимания и его свойств.

1.1 Определение внимания. Виды внимания. 

     Внимание  – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени  на каком-либо реальном или идеальном  объекте,  предмете, событии, образе, рассуждении и т.п. [12 с.68].

     Внимание - процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой [8 С.204]. 

     Классификация видов внимания может быть осуществлена по достаточно многочисленным критериям: 

По  форме деятельности По ведущему анализатору По направленности По степени  активности
сенсерно-перцептивное зрительное внешнее непроизвольное
интеллектуальное слуховое внутреннее произвольное
двигательное кинестетическое пограничное послепроизвольное
 

      Если  в качестве критерия классификации  выступает степень активности, то выделяются непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное  внимание является наиболее простым  видом. Оно может быть вызвано  или особенностями раздражителя, или же связью между объектом и потребностями человека. Возникает стихийно, не связано с участием воли, носит пассивный характер, так как навязывается внешними по отношению к цели деятельности событиями. Проявляется в ориентировочной  автоматической рефлекторной реакции на раздражитель. [1 С.84]

Основная  функция непроизвольного внимания состоит в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно

меняющихся  условиях среды, в выделении тех  ее объектов, которые могут иметь  в данный момент наибольший жизненный смысл.[3 с.16]

     Произвольное  внимание – вид внимания, который  характеризуется наличием сознательной цели и волевого усилия. В отличии  от непроизвольного, носит активный характер, контролируется волевым усилием. Стимулами являются потребность, мотивы, необходимость и значимость стимулов. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему неинтересен, но необходим для достижения определенной цели.

Произвольное  внимание относится к высшим психическим  функциям и присуще только человеку. [4]

    Послепроизвольное внимание возникает на основе внимания произвольного и заключается  в сосредоточении на объекте в  силу его ценности, значимости или  интереса для личности. Данный вид  характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности и высокой производительностью труда. [4]

    Если  в качестве критерия классификации  рассматривать происхождение внимания, то оно бывает природное и социальное.

Природным называют такое внимание человека, которое дано ему с рождения, от природы. Оно начинает функционировать довольно рано в онтогенезе, совершенствуется по мере созревания мозга и практически не зависит от приобретаемого человеком опыта, от обучения и воспитания.

Внимание  социально обусловленное складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, оно связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным и сознательным реагированием на объекты.

    Также внимание можно разделить на непосредственное и посредственное.

Внимание  непосредственное не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и соответствует актуальным потребностям человека.

Внимание  опосредованное регулируется с помощью  специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

      И если в качестве критерия брать объект внимания, то оно может быть внешним (чувственным) и внутренним (интеллектуальным).

Внимание  внешнее – по преимуществу связано  с эмоциями и избирательной работой  органов чувств.

Внимание  внутреннее связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

      Сенсорное внимание возникает при действии объектов на

органы  чувств. Оно обеспечивает четкое отражение  предметов

и их свойств  в ощущениях и в восприятиях  человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов  являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать. 

     Интеллектуальное  внимание направлено на более эффективное  функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение  и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит  информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.[9 с.120] 

1.2 Функции внимания. 

    Способность внимания обеспечивать оптимальные  условия для осуществления других психических процессов обусловлена определенными его функциями: 

    – селективная функция, проявляющаяся  в том, что внимание определяет ту часть информации, которая будет  реально обрабатываться, в силу чего оно активизирует значимые и тормозит ненужные в данный момент психические процессы, способствуя тем самым целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека;

    – прогностическая, или планирующая  функция, заключающаяся в участии внимания в процессе построения программы будущих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям;

    – контролирующая функция внимания заключается  в его направленности на оценку как  общего результата деятельности, так  и оценку ее результатов на отдельных этапах выполнения и их соответствие целям деятельности.

    Названные функции внимания представляют собой  различные варианты реализации общей  регуляторной функции внимания, присущей ему как психическому феномену.

[3 С.13] 

1.3 Свойства внимания. 

    Внимание  характеризуется различными качественными  проявлениями, которые принято называть свойствами. Между ними существует определенная взаимосвязь, в результате чего индивидуальное внимание человека приобретает достаточно сложную  функциональную структуру.[3 С. 23]

Информация о работе Внимание как психический познавательный процесс и внимательность как личностное качество