Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 13:22, реферат

Краткое описание

В детстве, а затем и в отрочестве человек проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии, вбирая в себя не только типические черты своих современников, но и духовные предтечи - чувства, мысли и надежды всех предшествующих поколений, трансформированных в мифологиях, сказках, исторических, художественных и научных трудах. Природные предпосылки, соединенные с условиями жизни, внутренней позицией ребенка и создают то удивительное таинство, которое движет развитием душевной сферы. Уже в детстве ребенок способен подняться к откровениям добра, сочувствия, понимания, но он же способен низвергнуть себя к демонам темных побуждений. В отрочестве человеческое дитя в еще большей степени, чем в детстве, способно скользить от добра к агрессии, от возвышенного к низменному. Ребенок и отрок стремятся к идентификации с нравственными образцами, предъявляемыми им взрослыми, и учатся обособляться от других людей и их ожиданий ради захватывающих острых переживаний от переступания запретной черты недозволяемого и осуждаемого.

Содержание

Введение
Предмет и задачи возрастной психологии………………….стр.1
Задачи возрастной психологии……………………………..стр.4
Актуальные проблемы психологии развития…...................стр.6

Закономерности психического развития……………..……стр. 7

Возраст как системообразующее понятие возрастной

психологии………………………………………………… стр.18

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 38.28 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 Введение

Предмет и задачи возрастной психологии………………….стр.1

Задачи  возрастной психологии……………………………..стр.4

 Актуальные проблемы  психологии развития…...................стр.6

 

 Закономерности психического  развития……………..……стр. 7

 

 Возраст как системообразующее  понятие возрастной 

 

 психологии…………………………………………………  стр.18

 

 Заключение

 

 Список литературы

Введение

 

 В детстве, а затем  и в отрочестве человек проходит  величайший путь в своем индивидуальном  развитии, вбирая в себя не  только типические черты своих  современников, но и духовные  предтечи - чувства, мысли и надежды  всех предшествующих поколений, трансформированных в мифологиях, сказках, исторических, художественных  и научных трудах. Природные предпосылки, соединенные с условиями жизни, внутренней позицией ребенка  и создают то удивительное  таинство, которое движет развитием  душевной сферы. Уже в детстве  ребенок способен подняться к  откровениям добра, сочувствия, понимания, но он же способен низвергнуть  себя к демонам темных побуждений. В отрочестве человеческое дитя  в еще большей степени, чем  в детстве, способно скользить  от добра к агрессии, от возвышенного  к низменному. Ребенок и отрок  стремятся к идентификации с  нравственными образцами, предъявляемыми  им взрослыми, и учатся обособляться  от других людей и их ожиданий  ради захватывающих острых переживаний  от переступания запретной черты  недозволяемого и осуждаемого.

 

 Стремясь «быть как  все» и получать за это одобрение, ребенок одновременно ищет пути  отстаивания своей уникальности. Отрок в еще большей степени  утверждает себя как член своей  группы - «Мы» подростков весьма  категорично. Но так же горячо  отрок требует «не пу­тайте  меня с другими». В этой своей  амбивалентности отрок пытается  обрести свое «Я». В юности  человек продолжает искать смысл  своего существования, стремится  обрести свою идентичность и  свое место среди других. В детстве, отрочестве и юности человек открывает свой внутренний мир через развивающиеся рефлексивные способности, которые он направляет на познание своих чувств и побуждений. Субъективно проходя свой индивидуально неповторимый путь, человеческое дитя неизменно подпадает под влияние законов возрастного развития. Ребенок на своем уровне, подросток - на своем, юноша - на своем открывают внешний мир с его сотворенными человеческой историей

 

 сущностями: предметной  и природной реалиями; реалиями  социального пространства, с его  законами, правами и обязанностями  и мно­гообразием человеческой  деятельности. н

 

Возрастная психология - это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).

 

Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста.

 

Объект исследований - закономерности развития и формирования личности.

 

Предмет - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности.

 

 Возрастная психология  отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные  и качественные изменения, которые  происходят в психике и поведении  детей при их переходе из  одной возрастной группы в  другую. Обычно эти периоды охватывают  значительные периоды жизни, от  нескольких месяцев для младенцев  до ряда лет для детей старшего  возраста.

Предмет и задачи возрастной психологии

 Ее составляющими являются  изменения, которые происходят в  психике и поведении человека  при переходе из одного возраста  в другой. Понятие возраста - определяется  как специфическое сочетание  психики и поведения человека. Предмет возрастной психологии - закономерности психического развития  человека в онтогенезе, особенности  психических процессов и личности  на различных стадиях жизненного  цикла от рождения и до завершения  жизненного пути. Разделы возрастной  психологии детская психология, психология подросткового возраста  и юности, психология зрелости, геронтопсихология. Теоретические и практические  задачи возрастной психологии  изучение движущих сил и источников  психического развития ребенка, построение периодизации психического  развития в онтогенезе, характеристика  качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания.

 

 Понятие возраста - определяется  как специфическое сочетание  психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст Л.С. Выготский - качественно своеобразный период  психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом  предшествующего развития. Психологический  возраст может не совпадать  с хронологическом возрастом  отдельного ребенка, записанным  в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной  период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы  могут сдвигаться, и один ребенок  вступит в новый возрастной  период раньше, а другой - позже.

 

 Особенно сильно плавают  границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием  детей. Возрастная психология изучает  процесс развития психических  функций и личности на протяжении  всей жизни человека. Основные  теории развития в возрастной  психологии. Роль и значение кризисов  в психическом развитии. Существуют  разные возрастные периодизации  развития. В них выделяют разные  периоды, эти периоды по-разному  называются, различны возрастные  границы, т.к. их авторы в основу  заложили разные критерии.Л.С. Выготский  выделял 3 группы периодизаций. Для  первой группы характерно построение  периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом  развития критерия. Примером могут  служить периодизации, созданные  по биогенетическому принципу.1 Периодизация  Рене Заззо системы воспитания  и обучения совпадают с этапами  детства 0-3 года раннее детство3-5 лет дошкольный возраст 6-12 лет  начальное школьное образование 12-16 лет обучение в средней  школе 17 и старше высшее или  университетское образование 

 

 Роль деятельности  в психическом развитии. Понятие  ведущей деятельности. Это периодизация  Льва Семеновича Выготского и  Даниила Борисовича Эльконина. В  них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное  возрастное новообразование. Социальная  ситуация развития - это своеобразное  сочетание того, что сформировалось  в психике ребенка и тех  отношений, которые устанавливаются  у ребенка с социальной средой. Понятие ведущая деятельность  было введено Леонтьевым деятельность, которая на данном этапе оказывает  наибольшее влияние на развитие  психики. Возрастная психология  изучает процесс развития психических  функций и личности на протяжении  всей жизни человека. В возрастной  психологии выявляются закономерности  и факты развития на протяжении  всей жизни.

 

 Выделяется 3 раздела возрастной  психологии:

 

1. Детская психология (от  рождения до 17 лет);

 

2. Психология взрослых, зрелых  возрастов;

 

3. Геронтология или психология  пожилого возраста.

 

 

 

 Возрастная психология  тесно связана с другими областями  психологии: общей психологией, психологией  человека, социальной, педагогической  и дифференциальной психологией.

 

 Возрастная психология  особая отрасль знаний. Рассматривая  процесс развития ребёнка, она  дает характеристику разных возрастных  периодов и оперирует такими  понятиями как «возраст» и  «детство».

 

 Понятие возраста неоднозначно  и  включает в себя ряд аспектов. Прежде всего различают:

 

 

1. Хронологический возраст, определяется продолжительностью  жизни человека (по паспорту);

2. Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в  целом. 

 

3. Психологический возраст - определенный уровень развития  психики, в который включается: умственный  возраст  (показатель интеллекта); психосексуальный  возраст (уровень  эротических интересов); рекреационный  возраст (проведение свободного  времени).

 

 

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.  Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом  отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте.

 

 Существует другой  подход к понятию возраста:

 

Возраст или  возрастной период  - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

 

 Возрастной период  имеет определенные границы. Но  эти хронологические границы  могут сдвигаться, и один ребенок  вступит в новый возрастной  период раньше, а другой - позже. Особенно  сильно "плавают" границы подросткового  возраста, связанного с половым  созреванием детей.

 

 Возрастная психология  определяется как наука о фактах  и закономерностях психического  развития здорового человека.

 

 

Задачи  возрастной психологии.

1. Изучение влияний наследственных  и социальных факторов на развитие;

 

2. Влияние стихийного  и организованного обучения и  воспитания на развитие детей (что больше влияет, семья, улица, школа?);

 

3. Соотношение и влияние  задатков и способностей;

 

4. Соотношение  интеллектуальных  и личностных изменений в психическом  развитии ребенка;

 

5. Изучение кризисных  и стабильных периодов в развитии;

 

6. Влияние семьи на  психическое развитие;

 

7. Проведение психодиагностической  работы;

 

8. Разработка рекомендаций  для коррекционной работы.

 

 Характеристика основных  понятий возрастной психологии  позволяет сформировать ее предмет. Возрастная психология изучает  источники, условия, движущие силы  и мерности онтогенетического  развития. Основная задача возрастной  психологии — оптимального возраста  психического развития. Развитие  всегда продвигается в конкретной  социальной ситуации предполагает  учет опосредствующего влияния  макро- и микроструктурных условий, которые через жизненный опыт  человека, его личностные индивидуальные  особенности, психологический склад. Ициализация представлений о  социальной ситуации и включает  в себя изучение всех значимых  для развития социальных взаимоотношений, характера ведущей к юности, ее  строения, иерархии типичных для  возраста деятельности. Это позволяет  выявить показатели ученого или  отклоняющегося хода развития. Особенное  и мне при этом приобретает  сопоставление реального места  или иного вида деятельности  в жизни ребенка его форсированности  психических процессов и качеств, логические новообразования являются  результатом и ссылкой возрастного  развития, их изучение и диагностика  дальнейших практических задач  возрастной психологии. И тот  возрастной процесс, не заканчивается  с ним в зрелости. Оптимизация  психического развития во возрастных  периодах, максимальное использование  в потенциале каждого возраста - ближайшая и уникальная задача  практического приложения возрастной  психологии и возрастных особенностей  должно осуществляться и с  точки зрения актуального уровня  развития, но быть к выявлению "завтрашнего дня развития" личности, выявлять научный прогноз  развития. В связи с этим выделять  две формы возрастной психологии - одна из писательная, так как  ее основной задачей является  входящая актуального хода развития, не предполагающая юности прослеживать  логику развития в будущем. Другая  активная, для нее характерно  активное моделирование изученных  возрастных процессов и эксперимент. Например, в исследованиях В.В.Давыдова  и Д.Б.Эльконина были выявлены  возможности младших школьников  в усвоении теоретических понятий, тем самым были поставлены  под сомнение сложившиеся ранее  представления о возрастных особенностях  их мышления. Эксперименты Л.Ф.Обуховой  позволили пересмотреть обоснованную  Ж.Пиаже нормативную линию когнитивного  развития шести - семилетних детей. Современные социально-культурные  процессы вносят изменения в  динамику и содержание психического  развития. Прогноз влияния этих  изменений на уже сложившиеся  представления о тех или иных  периодах развития - актуальная задача  возрастной психологии.

 

 

Проблемы психологии развития

 

Одним из основных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста.

 

 Возраст - это категория, служащая для обозначения временных  характеристик индивидуального  развития.

 

 Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.

 

 Хронологический возраст  обозначает длительность существования  человека с момента рождения.

 

 Психологический возраст - это определенная, качественно  своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями  формирования организма, условиями  жизни, воспитания и обучения.

 

 Первая попытка системного  анализа возраста как категории  принадлежит Л.С. Выготскому. В дальнейшем  этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин.

 

Выделяют следующие компоненты возраста.

 

1. Социальная ситуация  развития - совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и  неповторимые отношения между  ребенком и окружающей его  действительностью. (Л. С. Выготский).

 

 Для каждого возраста  характерны типичные формы отношений  и поведения.

 

2. Новообразования - психические  и социальные изменения, которые  впервые возникают на данном  возрастном этапе и которые  определяют ход дальнейшего психического  развития.

 

 «Под возрастными новообразованиями  следует понимать тот новый  тип строения личности и ее  деятельности, те психические и  социальные изменения, которые впервые  возникают на данной возрастной  ступени и которые в самом  главном и основном определяют  сознание ребенка, его отношения  к среде, его внутреннюю и внешнюю  жизнь, весь ход его развития  в данный возрастной период». (Л.С. Выготский) Например, возникновение  речи в раннем возрасте, чувство  взрослости в подростковом возрасте.

 

3. Ведущая деятельность - это деятельность, в наибольшей  степени способствующая психическому  и поведенческому развитию ребенка  в данный период его жизни  и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).

 

 Принцип ведущей деятельности  глубоко разработан в трудах  А.Н. Леонтьева. Сущность этого принципа  заключается в том, что в первую  очередь именно в процессе  ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.

Информация о работе Возрастная психология