Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 13:22, реферат
В детстве, а затем и в отрочестве человек проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии, вбирая в себя не только типические черты своих современников, но и духовные предтечи - чувства, мысли и надежды всех предшествующих поколений, трансформированных в мифологиях, сказках, исторических, художественных и научных трудах. Природные предпосылки, соединенные с условиями жизни, внутренней позицией ребенка и создают то удивительное таинство, которое движет развитием душевной сферы. Уже в детстве ребенок способен подняться к откровениям добра, сочувствия, понимания, но он же способен низвергнуть себя к демонам темных побуждений. В отрочестве человеческое дитя в еще большей степени, чем в детстве, способно скользить от добра к агрессии, от возвышенного к низменному. Ребенок и отрок стремятся к идентификации с нравственными образцами, предъявляемыми им взрослыми, и учатся обособляться от других людей и их ожиданий ради захватывающих острых переживаний от переступания запретной черты недозволяемого и осуждаемого.
Введение
Предмет и задачи возрастной психологии………………….стр.1
Задачи возрастной психологии……………………………..стр.4
Актуальные проблемы психологии развития…...................стр.6
Закономерности психического развития……………..……стр. 7
Возраст как системообразующее понятие возрастной
психологии………………………………………………… стр.18
Заключение
Список литературы
Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.
Закономерности психического развития
Следующей проблемой возрастной психологии считают проблему психического развития.
Психическое развитие
- закономерное изменение
Развитие идет при взаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальной среды, обстоятельства жизни.
Существует несколько
подходов к пониманию ведущего
фактора в психическом
1. Биогенетическое направление.
Психическое развитие
- результат преобразований
2.Социогенетическое
Психическое развитие - результат влияния общества, социальной среды. Главное в человеке - его опыт, а опыт зависит от социальной среды.
Сторонниками этого
подхода можно назвать таких
психологов как Э. Дюркгейм, Г. Тард,
П. Жане. Истоки таких взглядов
можно увидеть еще в работах
педагога XVII века Дж. Локка, который
говорил, что ребенок это «tubule
rasa» - чистая доска, и все зависит
от взрослых, которые «пишут»
на этой доске. К этому подходу
можно отнести такое
3. Эпигенетическое направление.
Психическое развитие
- результат влияния как
Современный взгляд
на психическое развитие в
отечественной психологии
Связь развития и обучения человека - одна из центральных проблем психологии, которая раскрывает вопросы ведущего фактора в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах.
Психическое развитие
- это процесс качественных
- познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);
- психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);
- личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).
Как подчеркивал С.Л.
Рубинштейн, «ребенок развивается,
воспитываясь и обучаясь, а не
развивается и воспитывается, и
обучается. Это значит воспитание
и обучение включаются в самый
процесс развития ребенка, а не
надстраиваются лишь над ним…»
и «…личностные психические
Обучение и воспитание
как главнейшие формы
В зависимости от
того, как оценивается роль обучения
в психическом развитии
Один из них - психологи
женевского направления (Ж.Пиаже, Инельдер
и др.) - ограничивают роль обучения,
считая, что знакомство ребенка
с вещами и познание их
Ребенок, по мнению
Ж. Пиаже, является природным существом
и в то же время с момента
рождения он представляет
Признавая роль социальных
воздействий в психическом
Ж. Пиаже рассматривает
развитие как результат
Представление о
Психологи другого
направления, и в первую очередь
отечественные ученые, придают обучению
значение основного фактора, ведущего
за собой развитие. Они подчеркивают,
что предметы и способы их
употребления не могут быть
открыты ребенком без участия
взрослых. Взрослые передают ребенку
знания о предметах, о зафиксированных
в обществе способах их
Обучение - это специально
организованная деятельность
Решение вопроса о
соотношении обучения и
Выготский решительно
выступал против концепций
Д.Б. Эльконин высказывает
мысль о том, что обучение детей
должно ориентироваться не на
сложившиеся, а на еще только
складывающиеся особенности
Выготский решительно
пересмотрел эту концепцию. Если
развитие психики ребенка
Большой вклад в
разработку вопроса о
Л.С. Выготский писал: «
То, что ребенок оказывается в
состоянии сделать с помощью
взрослого, указывает на зону
его ближайшего развития.…
Роль обучения в
умственном развитии ребенка
раскрыта во многих
Единство развития
и обучения, развития и воспитания
означает взаимосвязь и
Образовательная среда,
которую организуют взрослые
и в которой обитает ребенок,
состоит, с одной стороны, из знаний,
умений, правил, деятельностей и
т.п., которые как бы присваивает
ребенок; с другой стороны, из
его отношений к этим знаниям,
умениям, правилам, деятельностям и
т.п.; с третьей - из отношений ребенка
к самому себе, к окружающим
его сверстникам и взрослым, из
понимания им своего места
в этой обетованной среде, его
эмоционального самоощущения в
ней. Эффективность образования, а,
следовательно, и психического развития
зависит от того, насколько средства,
содержание, методы обучения и
воспитания разрабатываются с
учетом психологических
Таким образом, обучение
и воспитание, разумно организованные
и специально направленные на
развитие детей, обеспечивают высокие
показатели в формировании
Развитие идет непрерывно
в течение всей жизни, и существуют
определенные закономерности
1. Психическое развитие
определяет деятельность, т.е. возрастные
особенности определяют
2. Деятельность определяет психическое развитие т. е. чем активнее деятельность, тем интенсивнее развитие. Появление нового связано с активностью самого человека.
3. Неравномерность психического
развития. Для каждой психической
функции есть свой период
4. Интеграция - все психические
функции постепенно
5. Акселерация - ускоренное
психическое и физическое
6. Компенсация - при отставании
какой-либо психической
7. Кризис - противоречие, столкновение
между потребностями и
Одной из фундаментальных проблем возрастной психологии является проблема периодизации