Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:37, контрольная работа
Цель контрольной работы: Рассмотреть содержание возрастных, жизненных кризисов, причины их возникновения и пути преодоления кризисных моментов. Задачи:
1) изучить каждый возрастной кризис;
2) охарактеризовать психологическое воздействие на человека в период возрастного кризиса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..стр.3
1. Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
1.2. Кризис первого года жизни…………………………………………….. стр.7
1.1.Кризис новорожденности………………………………………………...стр.7
1.3. Кризис трех лет…………………………………………………………..стр.8
1.4. Кризис семи лет………………………………………………………….стр.9
1.5. Кризис подросткового возраста………………………………………стр.10
1.6. Кризис юношеского возраста………………………………………...стр.12
1.7. Кризис молодости……………………………………………………... стр.14
1.8. Кризис среднего возраста………………………………………………стр.15
1.9. Середина жизни…………………………………………………………стр.16
1.10. Кризис старости……………………………………………………….стр.18
1.11. Кризис смерти…………………………………………………………стр.19
2. Пути преодоления кризиса
2.1.Преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………………………………………………стр.20
2.2.Преодолению кризиса у подростков и юношей……………………...стр.20
2.3. Преодолению кризиса у лиц молодого и среднего возраста………..стр.21
2.4. Преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста…стр.21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….стр.25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...стр.28
Государственное
высшего и профессионального образования
Коми государственный
Кафедра психология развития
по психологии развития
Тема: Возрастные и жизненные кризисы и пути их преодоления
Сыктывкар 2013г.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
1.2. Кризис первого года жизни…………………………………………….. стр.7
1.1.Кризис новорожденности…………
1.3. Кризис трех лет…………………………………………………………..
1.4. Кризис семи лет………………………………………
1.5. Кризис подросткового возраста………………………………………стр.10
1.6. Кризис юношеского возраста………………………………………...стр.
1.7. Кризис молодости…………………………………………………….
1.8. Кризис среднего возраста………………
1.9. Середина жизни…………………………………………
1.10. Кризис старости………………………………………
1.11. Кризис смерти…………………………………………………………
2. Пути преодоления кризиса
2.1.Преодолению кризиса
у детей дошкольного и
2.2.Преодолению кризиса у подростков и юношей……………………...стр.20
2.3. Преодолению кризиса у лиц молодого и среднего возраста………..стр.21
2.4. Преодолению кризиса у лиц
пожилого и старческого возраста…стр.21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...стр.28
Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым. [1, с.112]
В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период: 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины); пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше).
Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.
В переводе с греческого кризис означает «исход, поворотный пункт». В современном словаре психолога-практика дается следующая интерпретация термина «кризис» - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром. Он бывает связан с наиболее глобальными потрясениями и с самыми глубокими переменами в человеке. Кризис часто знаменует конец одного отрезка жизненного пути и начало другого, он происходит как бы на стыке двух биографических эпох.
Цель контрольной работы:
Рассмотреть содержание возрастных, жизненных кризисов, причины их возникновения и пути преодоления кризисных моментов.
Задачи:
1) изучить каждый возрастной кризис;
2) охарактеризовать
Л.С. Выготский определил, что возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение кризисов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Разрушительная работа совершается в указанные периоды в меру того, в меру чего это вызывается необходимостью развития свойств и черт личности. Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды – обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста. За всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой, высшей форме. [2]
Самое существенное
содержание развития в
Современный российский психолог и психотерапевт Ф.Е. Василюк ввел объединяющее понятие «критическая жизненная ситуация» для обозначения психологических состояний рассогласования, нарушения душевного равновесия каковыми являются стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Критическую жизненную ситуацию Ф.Е. Василюк определил, как невозможность жить дальше без определенной внутренней перестройки личности, которая происходит, когда человек переживает возникшую ситуацию.
Возрастные кризисы связаны с развитием личности и случаются при переходе от одного этапа к другому. Самые известные кризисы данного типа – подростковый и среднего возраста.
Карл Густав Юнг считал кризисы не злом, а залогом развития. Утро жизни бывает посвящено устройству человека во внешнем мире, обретению социального положения, семьи, продолжению рода и заботе о потомстве. Вторая половина жизни человека, по мнению Юнга, имеет свой особый смысл и свои особые цели. Поэтому и нужна глубокая внутренняя перестройка. Когда эти цели в основном достигнуты, дальнейшая гонка за ними в основном бессмысленна. Цель и смысл вечера жизни – внутреннее, духовное развитие человека, обретение Самости.
Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отжившими формами психики и новыми, нарождающимися (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)
Возрастное развитие, в особенности детское, — сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.
Почему возникает возрастной кризис? В определенный период жизни то новое, что зарождается в нас, начинает вступать в противоречие с прежними представлениями, образом жизни, взаимоотношениями с людьми. В результате появляется смутное, а со временем все более сильное недовольство собой, своим положением и жизнью в целом. Нарастает желание что-то изменить.
1. Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
1.1.Кризис новорожденности. Первый критический период развития ребенка — период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.
Из реакции сосредоточения на лице матери в возрасте примерно двух с половиной месяцев возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления — основное новообразование критического периода. Появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.
1.2. Кризис первого года жизни. К 9 месяцам — началу кризиса первого года — ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, [4, с.268] главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов.
Третье основное новообразование младенческого возраста — возникновение манипулятивных действий с предметами. Манипулируя с ними, ребенок еще ориентируется на их физические свойства. Ему еще предстоит освоить человеческие способы действия с человеческими предметами, которые его повсюду окружают. А пока выход из старой социальной ситуации развития сопровождается негативными эмоциональными проявлениями ребенка, возникающими в ответ на стеснение его физической самостоятельности, когда ребенка кормят, не считаясь с его желанием, одевают против его воли. Такое поведение Л.С. Выготский вслед за Э. Кречмером назвал гипобулическими реакциями — реакциями протеста, в которых воля и аффект еще не дифференцированы.[4, с.318]
1.3. Кризис трех лет. Эльза Келер [4, с.283-285] выделила несколько важных симптомов этого кризиса.
Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.
Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, своем решении. Здесь происходит выделение личности, и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались другие люди.
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.
Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.
Информация о работе Возрастные и жизненные кризисы и пути их преодоления