Возрастные и жизненные кризисы и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: Рассмотреть содержание возрастных, жизненных кризисов, причины их возникновения и пути преодоления кризисных моментов. Задачи:
1) изучить каждый возрастной кризис;
2) охарактеризовать психологическое воздействие на человека в период возрастного кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..стр.3
1. Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
1.2. Кризис первого года жизни…………………………………………….. стр.7
1.1.Кризис новорожденности………………………………………………...стр.7
1.3. Кризис трех лет…………………………………………………………..стр.8
1.4. Кризис семи лет………………………………………………………….стр.9
1.5. Кризис подросткового возраста………………………………………стр.10
1.6. Кризис юношеского возраста………………………………………...стр.12
1.7. Кризис молодости……………………………………………………... стр.14
1.8. Кризис среднего возраста………………………………………………стр.15
1.9. Середина жизни…………………………………………………………стр.16
1.10. Кризис старости……………………………………………………….стр.18
1.11. Кризис смерти…………………………………………………………стр.19
2. Пути преодоления кризиса
2.1.Преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………………………………………………стр.20
2.2.Преодолению кризиса у подростков и юношей……………………...стр.20
2.3. Преодолению кризиса у лиц молодого и среднего возраста………..стр.21
2.4. Преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста…стр.21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….стр.25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...стр.28

Вложенные файлы: 1 файл

КРИЗИСЫ.docx

— 62.83 Кб (Скачать файл)

У женщин во время  кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Переживая этот кризисный  момент своей жизни, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь  хорошую работу, он стремится к  безопасности и стабильности. Человек  еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого.

1.9. Середина  жизни. В начале пятого десятилетия жизни (может чуть раньше или позже) человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времен, анализа аутентичности образа жизни: решаются проблемы морали; человек проходит

 

через неудовлетворенность  брачными отношениями, беспокойство о  покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что ничего лучшего не получится в жизни, в карьере, в любви.

Этот психологический  феномен называют кризисом середины жизни. Люди критически переоценивают  свою жизнь, анализируют ее. Очень  часто эта переоценка приводит к  пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно».

Кризис среднего возраста связан со страхом старения и осознания того, что достигнутое  иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение физической силы и остроты ума. Человеку присуща преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения становятся все очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, физических сил и сексуальной энергии. Все это и на личностном и на социальном уровне оценивается негативно. Кроме того, у человека появляется и растет беспокойство, что он может оказаться на шаг позади нового поколения, получившего профессиональную подготовку в соответствии с новыми стандартами, энергичного, обладающего новыми идеями и готовностью согласиться на первых порах, на значительно меньшую зарплату.

  Отчетливо ощущается стресс в брачной жизни. Супруги, терпевшие друг друга ради детей или не обращавшие внимания на серьезные проблемы во взаимоотношениях, зачастую больше не желают смягчать свои разногласия. Следует также учесть, что сексуальная близость к этому времени притупляется привычкой, ощутимым снижением физической

 

формы, первыми симптомами ослабляющих организм болезней, наступлением климакса, глубоко сидящим гневом на партнера и неясным чувством чего-то упущенного в жизни. Количество разводов среди состоящих в браке 15 и  более лет постепенно увеличивается. Именно поэтому в среднем возрасте происходит, так называемая « третья волна» расторжения браков. Изменяется также отношение к деньгам и богатству. Для многих женщин экономическая свобода означает материальную поддержку, которую они не получали. Для многих мужчин материальное положение означает нескончаемые ограничения. Во время кризиса «середины жизни» происходит пересмотр и в этой сфере.

 Симптомы, характерные  для кризиса, – скука, смена  места работы и/или партнера, заметные  проявления насилия, самоуничтожительные мысли и поступки, непостоянство в отношениях, депрессия, тревога и возрастающая навязчивость. 

1.10. Кризис  старости. В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего под кризиса у человека исчезает само озабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее, именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.  Пожилые и престарелые люди, как

 

правило, опасаются не самой  смерти, а возможности лишенного  всякого смысла чисто растительного  существования, а также страданий  и мучений, причиняемых болезнями.

1.11. Кризис смерти. Смерть с точки зрения психологии - это кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека. Являясь на физиологическом уровне необратимым прекращением всех жизненных функций, имея неминуемую личную значимость для человека, смерть одновременно является и элементом психологической культуры человечества.

Установки человека в отношении  смерти на определенном этапе исторического  развития непосредственно связаны  с самосознанием и осмыслением  человечеством самого себя. Отношение к смерти менялось по нескольким направлениям: 1) развитие индивидуального самосознания; 2) развитие защитных механизмов против сил природы; 3) трансформация веры в загробное существование; 4) трансформация веры в связь между смертью и грехом, страдание. [6, с.392-394]

 Кризисы взрослых имеют ряд особенностей по сравнению с кризисами у детей: они не имеют столь жесткой привязанности к возрасту. Могут подготавливаться постепенно, но могут возникать и внезапно в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека. [9, 9]

 

 

 

 

 

 

                    2.   Пути преодоления кризиса

2.1.Преодолению  кризиса у детей дошкольного  и младшего школьного возраста. С приходом в детский сад, а затем в школу ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Задача взрослых - помочь детям адаптироваться к новым социальным условиям, а именно:

  • развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;
  • учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами;
  • формировать позитивное отношение к сверстникам.
  • сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;
  • развивать навыки социального поведения;
  • способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
  • формировать позитивное отношение к своему "Я".

  2.2.Преодолению кризиса у подростков. На бессознательно-символическом уровне проработать с подростками темы Любви, одиночества, поиска Смысла, истинных мотиваций, понятий Душевного покоя, Детства и Взрослости, Жизни и Смерти, Сна и Яви. Однако есть темы, на которые почему-то с подростками мало разговаривают. Но именно разговор о ценностях, идущий в ненавязчивой форме, позволяет откорректировать деструктивные аспекты поведения, снизить уровень тревожности и агрессивности, проработать внутриличностные конфликты, наладить взаимоотношения с близкими людьми. Самое главное — помнить, что в обсуждении нет «неправильных» ответов, а есть душевный, личностный резонанс в связи с событиями, а также обмен Общечеловеческими Ценностями.   

В.И. Слободчиков замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте, можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного решения – наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества. 

2.3.  Преодоление кризиса юности

Сформированная к этому  возрасту способность юношей и девушек  самостоятельно принимать решения  и отвечать за них, умение намечать жизненные перспективы – далёкие  и близкие, выстраивать тактику  и стратегию в собственной  жизни, осознание того, что реально  ожидать от будущего – также помогают в преодолении юношеского кризиса. Важным фактором преодоления его  становится умение освобождаться от иллюзий, но при этом сохранять в  своей душе идеалы. Отсутствие жизненного опыта зачастую приводит юношество  к тому, что оно путает идеалы и иллюзии (идеал невозможно разрушить  в душе человека, иллюзии рассыпаются  при первом же жизненном испытании). Романтика в восприятии юношей зачастую подменяется экзотикой, которая  не способствует развитию позитивных качеств личности, а служит некоторым  стимулом для внешнего проявления. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса может привести к негативу – алкоголизму, наркомании, вовлечению в тоталитарные группировки, суициду. Стремление и готовность в реальной жизни продемонстрировать ответы на основные вопросы юности: Кто я? Чего я хочу? Что я могу? - обозначают границу перехода в новый период развития. Принятие ответственности за свою жизнь связано с вступлением в пору молодости. Моментом преодоления кризиса юности считается время, когда человек, находящийся в этом возрасте, начинает формировать реальные жизненные планы. Нормальным разрешением юношеского кризиса является активное освоение профессиональной деятельности, поиск и нахождения друга жизни, освоение социальных ролей, которые выполняет взрослый человек, установление нового круга знакомств.

2.4. Преодоление  кризиса молодости

Решение кризиса зависит  от индивидуальных особенностей молодого человека, от особенности ситуации (предшествующей, настоящей)

Исследователи выделяют возможные  пути разрешения профессионального  кризиса молодости:

  • Прекращение профессионального роста – стабилизация на достаточном уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни.
  • Упрочение одной из сторон профессиональной деятельности – выбор одного из наиболее успешных профессиональных  и повышение квалификации без выхода за его узкие границы.
  • Конструктивное решение – профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной. Более высокий профессиональный уровень.
  • Деструктивное разрешение – срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала. (Г.С. Абрамов)

2.5. Преодолению кризиса у лиц среднего возраста

Центральным новообразование  среднего возраста, по мнению Э.Эриксона, является продуктивность: творческая, производительная, воспитательная, забота о других. Современные исследователи показали, что у людей среднего возраста наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Расхождение между мечтами и реальной жизнью.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичные, ограничение в планах на будущее, выработка новых форм поведения и способа деятельности.

Для преодоления кризиса  у лиц среднего возраста можно использовать тренинг самопознания и личностного роста.

Следует назвать принципы организации тренинга.

Первый — принцип добровольности. Все участники должны самостоятельно принимать решение об участии  в тренинге в общем и в каждом упражнении в отдельности. Принуждение в данном вопросе не даст никаких результатов, ибо личностные изменения возможны только благодаря внутренней заинтересованности человека.

Второй принцип — принцип  диалогизации взаимоотношений, т. е. полноценное межличностное общение между участниками группы должно быть основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

Третий принцип — принцип  самодиагностики. Состоит он в том, что в первую очередь клиент должен сам осознать и сформулировать свою личностную проблему, иными словами, самораскрыться.

Четвертый принцип — принцип  информированности. Он предполагает, что  каждый клиент имеет право знать  все, что с ним может произойти  на занятиях.

Наиболее оптимальным  возрастом для участия в тренинговой группе является возраст от 16 до 40 лет.

2.4. Преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста

Признание себя старым - важнейший  психологический фактор старения.  Правильное ощущение своего возраста – это верная манера поведения  и общения. В качестве практических рекомендаций по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста можно использовать элементы арттерапевтических методик. Арттерапия показана, в первую очередь, в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, а также в случае трудностей в общении, замкнутости, стеснительности клиента.

Она включает такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, библиотерапия, музыкотерапия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Возрастные и жизненные кризисы и пути их преодоления