Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:52, курсовая работа
Цель исследования: исследовать волевые качества старших дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Предмет исследования: волевые качества детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить теоретический аспект данной проблемы.
Определить особенности развития волевых качеств у дошкольников.
Выявить уровень развития волевых качеств детей дошкольного возраста.
Многое в нашей жизни
Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.
Для воспитания взрослым (воспитателям и родителям) необходимо:
- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
- направлять, помогать в достижении цели;
- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
- учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.
- спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).
Итак, развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольном возрасте у детей формируются произвольные действия и волевые качества, играющие важную роль в становлении личности. В различных видах деятельности дети начинают выделять цели, подчиняя им свои действия, такое развитие целеустремленности требует исследования возможностей ее проявления для выработки системы педагогического воздействия, направленной на эффективное формирование у дошкольников целеустремленного поведения.
В результате проведенных нами исследований
было выявлено, что волевые качества
детей старшего дошкольного возраста
характеризуются средним и
Главным же приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям "надо", а не "хочу", необходимый для обучения. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре.
Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и родителей они смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое поведение. Это серьезный шаг в становлении воли и произвольности дошкольника. Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.
Волевые качества могут прорасти только "изнутри", а почвой для этих ростков может быть только то, что ребенок получил во взаимодействии со взрослыми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Приложение А
Стимульный материал к методике "Закрась фигуры"
Приложение Б
воля психический поведение дошкольник
Стимульный материал к методике "Картинки и кружки"
Приложение В
Таблица 1 – Результаты обследования по методике "Не подглядывай"
№ |
Имя ребенка |
Время ожидания |
Число подглядываний |
Уровень развития |
1. |
Алина Б. |
3 мин. 20 сек. |
0 |
высокий |
2. |
Игорь Г. |
2 мин 35 сек. |
3 |
средний |
3. |
Аня П. |
1 мин. 58 сек. |
3 |
низкий |
4. |
Даша Ф. |
2 мин. 25 сек. |
5 |
средний |
5. |
Артем Р. |
1 мин. 46 сек. |
2 |
низкий |
6. |
Катя М. |
3 мин. 6 сек. |
0 |
высокий |
7. |
Диана Е. |
2 мин. 13 сек. |
0 |
средний |
8. |
Дима Б. |
1 мин. 30 сек. |
3 |
низкий |
Приложение Г
Таблица 2 – Результаты обследования по методике "Закрась фигуры"
№ |
Имя ребенка |
Количество набранных балов |
Уровень развития |
1. |
Алина Б. |
11 |
средний |
2. |
Игорь Г. |
8 |
низкий |
3. |
Аня П. |
13 |
средний |
4. |
Даша Ф. |
18 |
высокий |
5. |
Артем Р. |
5 |
низкий |
6. |
Катя М. |
17 |
высокий |
7. |
Диана Е. |
9 |
средний |
8. |
Дима Б. |
10 |
средний |
Приложение Д
Таблица 3 – Результаты обследования по методике "Картинки и кружки"
№ |
Имя ребенка |
Количество набранных балов |
Уровень развития |
1. |
Алина Б. |
5 |
низкий |
2. |
Игорь Г. |
7 |
средний |
3. |
Аня П. |
4 |
низкий |
04. |
Даша Ф. |
5 |
низкий |
5. |
Артем Р. |
5 |
Оч.низкий |
6. |
Катя М. |
3 |
низкий |
7. |
Диана Е. |
8 |
средний |
8. |
Дима Б. |
4 |
Оч.низкий |