Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если даже представить себе на минуту, что человек не обладал бы воображением и творчеством. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Наши дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения и творчества?
И именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Воображение как психический процесс…………………………....5
1.1.Сущность воображения, его виды……………………………………5
1.2.Функции воображения………………………………………………...8
1.3.Воображение и его развитие………………………………………….11
1.4.Воображение в цепи других психических процессов………………14
Глава 2. Творчество, психологический механизм воображения в творчестве………………………………………………………………………17
2.1. Виды творчества: научное, техническое, художественное………………………………………………………………...17
2.2. Процесс творческого воображения ………........................................24
2.3.Воображениеи творческое вдохновение…………………………….27
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованных источников……………………………..…………...31
Воображение и творчество
Курсовая работа
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1. Воображение как психический процесс…………………………....5
1.1.Сущность воображения, его виды……………………………………5
1.2.Функции воображения…………………
1.3.Воображение и его развитие………………………………………….11
1.4.Воображение в цепи других психических процессов………………14
Глава 2. Творчество, психологический механизм
воображения в
творчестве……………………………………………………
2.1. Виды творчества: научное, техническое, художественное…………………………………………
2.2. Процесс творческого воображения ………...........................
2.3.Воображениеи творческое вдохновение…………………………….27
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………..…………...
Введение
“Можно полагать, если в CC в. больше всего
превозносился “человек разумный”, то CCI в. будет жить под
знаком “человека творческого””.
Ф. Беррон (- американский психолог)
Вопрос о присутствии у человека воображения, творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.
Воображение - это важнейшая
сторона нашей жизни. Если даже представить
себе на минуту, что человек не обладал
бы воображением и творчеством. Мы лишились бы
почти всех научных открытий и произведений
искусства, образов, создаваемых величайшими
писателями и изобретений конструкторов.
Наши дети не услышали бы сказок и не смогли
бы играть во многие игры. А как они смогли
бы усваивать школьную программу без воображения
и творчества?
И именно благодаря воображению человек
творит, разумно планирует свою деятельность
и управляет ею. Почти вся человеческая
материальная и духовная культура является
продуктом воображения и творчества.
Воображение выводит человека за пределы
его сиюминутного существования, напоминает
ему о прошлом, открывает будущее. Вместе
с уменьшением способности к творчеству
у человека обедняется личность, снижаются
возможности творческого мышления, гаснет
интерес к искусству и науке. Воображение
является высшей психической функцией
и отражает действительность. Однако с
помощью воображения осуществляется мысленный
отход за пределы непосредственно воспринимаемого.
Основная задача воображения - представление
ожидаемого результата до его осуществления.
С помощью воображения у нас формируется
образ никогда не существовавшего или
не существующего в данный момент объекта,
ситуации, условий.
Проще сказать - лишите человека воображения
и творчества, и прогресс остановится.
Значит, воображение и творчество являются
высшей и необходимой способностью человека.
Во второй половине нашего века исследования
творческого мышления стали расширяться.
Были составлены первые диагностические
задания, выявляющие уровень развития
творческого мышления. Стали экспериментально
изучаться процессы творчества детей
и подростков. Разрабатывались первые
учебные программы формирования творческих
способностей. В это время были выявлены
психологические составляющие творческой
деятельности: гибкость ума; систематичность
и последовательность мышления; диалектичность;
готовность к риску и ответственности
за принятое решение.
Знаниями об особенностях творческой
личности психологи обязаны не столько
своим усилиям, сколько работе литературоведов,
историков науки и культуры, искусствоведов,
которые, так или иначе касались проблемы
творческой личности, ибо нет творенья
без творца.
Цель исследования состоит
в раскрытии темы курсовой работы,
анализе различных аспектов и
проблем.
Задачи: раскрыть понятие воображения, определяя его сущностные характеристики
и функции; рассмотреть воображение в
структуре других психических процессов;
рассмотреть процесс творчества, определить
этапы его развития.
Объектом нашего исследования является взаимосвязь деятельности и психических процессов, предметом – соотношение воображения и других психических процессов в творчестве.
Глава 1. Воображение как психический процесс
1.1.Сущность воображения, его виды
Воображение, или фантазия, как мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных[4]. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение.
Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Такое умение в мыслях строить новые образы и называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.
Л.С.Выготский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”.
“Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”[12].
“Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”[7].
Воображение выражается в:
Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.
Традиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий) выделяют активное и пассивное воображение.
Активное воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии. В психологии издавна термины «воображение» и «фантазия» абсолютным большинством авторов считались тождественными. И хотя полного единодушия в идентичном понимании этих слов не было и раньше (например, их противопоставлял А. П. Нечаев), в последнее время намечается тенденция к увеличению числа сторонников смыслового разделения их. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение.
Пассивное воображение - воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Процессы воображения,
как и мышления, памяти и восприятия,
имеют аналитико-синтетический
1.2. Функции воображения
Основная функция воображения заключается в организации таких форм поведения, которые еще ни разу не встречались в опыте человека, в то время как функция памяти заключается в организации опыта для таких форм, которые примерно повторяют уже бывшие раннее. В зависимости от этого у воображения намечаются несколько функций совершенно различной природы, но тесно связанных с основной функцией нахождения поведения, соответствующего новым условиям среды.
Первая функция имагинативного поведения может быть названа последовательной, и она представляет наиболее важное значение для педагога. Все, что мы познаем из не бывшего в нашем опыте, мы познаем при помощи воображения; конкретнее говоря, если мы изучаем географию, историю, физику или химию, астрономию, да и любую науку, мы всегда имеем дело с познаванием таких объектов, которые непосредственно не даны в нашем опыте, но составляют важнейшее приобретение коллективного социального опыта человечества. И если изучение предметов не ограничивается одним словесным рассказом о них, а стремится проникнуть сквозь словесную оболочку описания в самую их сущность, оно непременно должно иметь дело с познавательной функцией воображения, оно должно использовать все законы деятельности воображения.
Другую функцию воображения следует назвать эмоциональной; она состоит в том, что всякая решительно эмоция имеет свое определенное, не только внешнее, но и внутреннее выражение, и, следовательно, фантазия является тем аппаратом, который непосредственно осуществляет работу наших эмоций. Из учения о борьбе за общее двигательное поле мы знаем, что далеко не все находящиеся у нас импульсы и влечения получают свое осуществление. Спрашивается, какова судьба тех нервных возбуждений, которые возникают совершенно реально в нервной системе, но не получают своего осуществления. Само собой разумеется, что они получают характер конфликта между поведением ребенка и окружающей средой. Из такого конфликта возникает при сильном напряжении заболевание, невроз или психоз, если он не получает иного выхода, т.е. если он не сублимируется и не превращается в другие формы поведения.
И вот функция
сублимации, т.е. социально высшей
реализации неосуществившихся
Эта эмоциональная функция фантазии незаметно переходит в игре в новую функцию. Можно сказать, что психологический механизм игры всецело сводится к работе воображения и что между игрой и имагнитивным поведением можно провести знак равенства. Игра есть не что иное, как фантазия в действии, фантазия же не что иное, как заторможенная и подавленная, необнаруженная игра. Поэтому на долю воображения выпадает еще третья функция, назовем ее воспитательной, назначение и смысл которой – организовывать повседневное поведение человека. Таким образом три функции фантазии всецело согласуются с ее психологическим свойством – это поведение, направленное на формы, еще не бывшие в нашем опыте.[2]
Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде, как готовое изделие, но и его промежуточные результаты в данном случае те детали, которые надо последовательно готовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение человека в процессе деятельности создает психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, и способствует его предметному воплощению.
Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», ибо системы образов и понятий тесно связаны: выбор, например, способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.[6]
1.3. Воображение и его развитие
Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует, прежде всего, накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Психологи выделяют три основных этапа развития воображения у детей:
Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятанье, избегание или не избегание угрозы (Баба-Яга, волк подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). В случае угрозы образу «я» ребёнок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности.