Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если даже представить себе на минуту, что человек не обладал бы воображением и творчеством. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Наши дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения и творчества?
И именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Воображение как психический процесс…………………………....5
1.1.Сущность воображения, его виды……………………………………5
1.2.Функции воображения………………………………………………...8
1.3.Воображение и его развитие………………………………………….11
1.4.Воображение в цепи других психических процессов………………14
Глава 2. Творчество, психологический механизм воображения в творчестве………………………………………………………………………17
2.1. Виды творчества: научное, техническое, художественное………………………………………………………………...17
2.2. Процесс творческого воображения ………........................................24
2.3.Воображениеи творческое вдохновение…………………………….27
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованных источников……………………………..…………...31
Техническое творчество предполагает получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, воплощенных в реальных технических объектах.
Процесс творческого
решения новой технической
1.Аналитическая стадия имеет целью анализ развития данной машины, механизма, процесса (или, в более широком случае, отрасли техники) для выявления основного на данном этапе противоречия и определения непосредственной (физической, химической и т. п.) причины этого противоречия.
2.Оперативная стадия заключается в систематическом и целесообразном направленном исследовании возможных способов устранения обнаруженной причины противоречия.
3.Синтетическая стадия направлена на внесение в остальные элементы системы дополнительных изменений, вытекающих из найденного способа устранения данного технического противоречия.
Творческая работа изобретателя начинается уже на первом этапе аналитической стадии - при выборе задачи. Творческий процесс в технике, охватывая как поиск идеи, так и ее реализацию, как развитие духовных потенций человека, так и создание объекта, есть своеобразный синтез духовного и материального производства.
3. Художественное творчество
В отличие от научного и технического творчества художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Вместе с тем искусство никогда не отрицало силу и мощь научных методов и использовало их в той мере, в какой они помогали решить основную задачу искусства — создание эстетических ценностей. Но при этом всегда в искусстве присутствует понимание превосходства над наукой в возможности использовать силу художественного вымысла, интуиции и фантазии.
Все формы творческой
активности художника в конечном
итоге подчинены целям одного
типа - созданию произведения искусства,
предвосхищением возможных
Спонтанной активности художника всегда присуща определенная интенция. Известный германский психолог Х. Хекхаузен истолковывает интенцию как своего рода намерение, вписанное в природу самого творца, несущее на себе отпечаток особой окрашенности его таланта.
Мотивы творчества, которые, так или иначе, провоцируют действие интенции художника, по существу ненаблюдаемы. Мотив в этом случае можно описать через такие понятия как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление и т.д. Отсюда творческий процесс оказывается мотивированным даже в тех случаях, когда не сопровождается сознательным намерением художника. Уже внутри творческой интенции живет нечто, что позволяет выбирать между различными вариантами художественного претворения, не апеллируя к сознанию, нечто, что запускает творческое действие, направляет, регулирует и доводит его до конца.
Особо важно отметить, что как и у любого человека, переживание художника - это борьба, прежде всего, против невозможности реализовать внутренние необходимости своей жизни. Вместе с тем, работа художника по перестройке своего психологического мира направлена не столько на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием (естественная потребность большинства людей), а скорее на достижение соответствия между каждым новым замыслом и его художественным претворением. Художнику приходится преодолевать таким образом не разрыв сознания и жизни, а разрыв сознания (замысла) и его художественного воплощения. Внутренние импульсы, которые получает творческий дух его натуры гораздо сильнее и действеннее, чем те, что диктуют реальные необходимости жизни. Более того, смысловое принятие бытия у художника, только тогда и может состояться, когда открывается простор осуществлению природы его дарования. Таким образом, приоритетное стремление художника не просто в том, чтобы выжить, адаптируясь и приспосабливаясь к окружающему миру, а чтобы иметь возможность сотворить то, что ему предназначено.
Дополнительные наблюдения и объяснения процессов творческого акта предлагает современная естественнонаучная психология, те экспериментальные разработки и исследования, которые ведутся в сфере нейродинамики творческой деятельности. Исследования нейродинамических процессов показали, что одни и те же звучания вызывают более сильные реакции у музыкантов, чем у обычного человека. Как известно, все процессы высшей нервной деятельности основываются на механизмах возбуждения и торможения. Если в момент творчества возбуждение будет слишком сильным, то волны раздражительного процесса разольются свободно, предоставляя полную возможность для осуществления нервных замыканий. В результате такой «рефлекторной свободы» реставрация звуковых, музыкальных, изобразительных следов осуществится хаотично, не приведя к созданию законченного художественного произведения. музыкальных произведений. Обуздание возбуждения, отсекание всего лишнего, ненужного, случайного осуществляется с помощью механизма торможения. Поэтому с одной стороны, продуктивность творческого процесса зависит от умения достигать сильного возбуждения, ведущего к быстрому образованию рефлекторных связей, новых «нервных узоров»; с другой - от упорядоченного действия механизмов торможения, закрепляющих складывающуюся канву, позволяющих соразмерять часть и целое, создавать завершенный фрагмент или сразу все произведение. Оптимальное условие для творчества - когда и возбуждение, и торможение выступают как равнозначные величины.
Особая проблема психологии творчества - проблема изношенности и истощенности психики как результат продолжительных творческих усилий. От её разработки зависит эффективность профилактики творческого труда, имеющей значение как для художника, так и для ученого. Главное состоит в умении рассчитывать свои силы и дозировать напряжение. Одни стремятся в момент интенсивного творчества делать периоды между одиночеством и общением, другие чередуют творческий процесс с прогулками на природе, для третьих очень важен режим труда, четвертые могут сочинять только в определенные периоды года и т.п.
Таким образом разработки в области прикладной (естественнонаучной) психологии помогают детализировать и объяснить ряд наблюдений, накопленных общетеоретической психологией творчества. Взаимодополнительность этих научных сфер очевидна, она позволяет пролить свет на труднообъяснимые процессы рождения, вынашивания и претворения художественного замысла.
2.2. Процесс творческого воображения
Исходя из невозможности для ассоциативной психологии объяснить творческий характер воображения, интуитивистическая психология сделала в этой области то же, что и в области мышления: и там и здесь она, по выражению Гёте, проблему сделала постулатом. Когда требовалось объяснить, как в сознании возникает творческая деятельность, идеалисты отвечали, что сознанию присуще творческое воображение, что сознание творит, что ему присущи априорные формы, в которых оно создает все впечатления внешней действительности. Ошибка к ассоциативной психологии, с точки зрения интуитивистов, заключается в том, что они исходят из опыта человека, из его ощущений, из его восприятий, как из первичных моментов психики и, исходя из этого, не могут объяснить, как возникает творческая деятельность в виде воображения. На самом деле, говорят интуитивисты, вся деятельность человеческого сознания проникнута творческим началом. Само наше восприятие возможно только потому, что человек привносит нечто и от себя в то, что воспринимает во внешней действительности. Таким образом, в современных идеалистических учениях две психологические функции поменялись местами. Если ассоциативная психология сводила воображение к памяти, то интуитивисты пытались показать, что сама память есть не что иное, как частный случай воображения. На этом пути идеалисты часто доходят до того, что и восприятие рассматривают как частный случай воображения. Восприятие, говорят они, есть воображаемый, строящийся умом образ действительности, который опирается на внешнее впечатление как на точку опоры и который обязан своим происхождением и возникновением творческой деятельности самого познания. Таким образом, контроверза между идеализмом и материализмом в проблеме воображения, как и в проблеме мышления, свелась к вопросу о том, является ли воображение первоначальным свойством познания, из которого развиваются постепенно все остальные формы психической деятельности, или само воображение должно быть понято как сложная форма развитого сознания, как высшая форма его деятельности, которая в процессе развития возникает на основе прежней.
Творческое воображение
рассматривается как особая
Этапы творческого воображения[5]:
1. Возникновение творческого идеала.
2. «Вынашивание» замысла
3. Реализация замысла.
Есть общие психологические механизмы всякой творческой деятельности, актуализирующиеся, однако, по-разному в неодинаковых проявлениях творчества. Такие, например, значимые психологические механизмы, как воображение, эмоциональное напряжение, память, которую еще Сеченов характеризовал как краеугольный камень всякого психического развития, имеют существенное значение в художественном творчестве. Разумеется, здесь речь идет именно о механизмах творчества, а не о специфическом направлении их действия.
Я.А. Пономарев выделяет четыре фазы творческого процесса[11]:
Первая фаза (сознательная работа)- подготовка (особое деятельностное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).
Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).
Третья фаза (переход бессознательного в сознание)- вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).
Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.
Важнейшим этапом творчества
является обдумывание идеи. Момент,
когда появляется образ
2.3. Воображение и творческое вдохновение
Вдохновение, у Даля, есть «высшее духовное состояние и настроение, восторженность и необычайное проявление умственных сил». Ушаков сдержаннее и суше: «творческое одушевление, состояние творческого подъема». Зато у Ушакова находим мы в качестве примера строчки из двух поэтов, и обе здесь к месту. «Нечасто к нам слетает вдохновенье». Это Дельвиг. «Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии». Это Пушкин.
У Даля есть еще одно значение слова «вдохновение»: «наитие, внушение, ниспосланное свыше»; люди часто употребляют его именно в этом значении. Многие же не просто употребляют, но и свято верят, что вдохновение действительно нисходит на человека свыше, с небес, что выражение «божий дар» надо понимать буквально, что человек, наделенный ярким талантом, действительно «избранник божий» и что такие явления, как интуиция, вдохновение, бессознательное,, сон, научному толкованию не поддаются, ибо находятся в ведении потусторонних сил». На самом деле эти процессы вполне «земные», но пока не доступные нашему пониманию. Воображение и творческое вдохновение тесно связаны между собой: воображение часто зависит от вдохновения. В художественном же творчестве его роль возрастает в несколько раз. Художники, писатели, музыканты не могут создать по-настоящему потрясающих творений, пока их «не посетит муза». Истинно же вдохновение-это колоссальное напряжение всех психических сил художника, итогом которого являются значительные творческие достижения. Вдохновение «снисходит» на творца не только во сне или во время сильного впечатления (пассивное воображение), но и во время творческого процесса, процесса активного воображения.
Вопрос о механизмах творческой деятельности является центральным при ее исследовании. Поэтому все психолого-педагогические работы, посвященные анализу творческой деятельности, касаются ее механизмов.
К настоящему времени выявлено пять основных групп механизмов творческой деятельности:
— поиск неизвестного с помощью эвристических приемов и Методов.
В современном понимании эвристик
Все указанные механизмы представляются нам объективными реально существующими и дополняющими друг друга.
На основании проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы: Воображение - это психический процесс, который преображает данное и порождает на этой основе новые образы. Воображение как сложный психический процесс состоит из нескольких видов (активное/пассивное).
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющее человеку ориентироваться интуитивно и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности. Воображение надо рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая функция состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Третья функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, планировании и программировании деятельности.