Воображение и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если даже представить себе на минуту, что человек не обладал бы воображением и творчеством. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Наши дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения и творчества?
И именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Воображение как психический процесс…………………………....5
1.1.Сущность воображения, его виды……………………………………5
1.2.Функции воображения………………………………………………...8
1.3.Воображение и его развитие………………………………………….11
1.4.Воображение в цепи других психических процессов………………14
Глава 2. Творчество, психологический механизм воображения в творчестве………………………………………………………………………17
2.1. Виды творчества: научное, техническое, художественное………………………………………………………………...17
2.2. Процесс творческого воображения ………........................................24
2.3.Воображениеи творческое вдохновение…………………………….27
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованных источников……………………………..…………...31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Второй этап в развитии воображения – возраст 4-5 лет. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ строится путём использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим.

Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. Аффективное воображение ребёнка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности.

Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребёнка часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора таких приёмов проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Здесь впервые проявляются целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения, но без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим, застойным переживаниям или вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование, как отмечает А.В.Петровский, связано с теми ситуациями, неопределённость которых весьма велика. [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Воображение в цепи других психических процессов

 

          Воображение – особая форма  человеческой психики, стоящая  отдельно от остальных   психических  процессов и вместе с тем  занимающая промежуточное положение  между восприятием, мышлением и памятью[9]. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма. Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности; эти особенности проявляются также на различных ступенях развития мышления[8]. Воображение надо рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях.[3]

А.В. Брушлинский  в статье «Воображение и творчество» начинает свой анализ с замечания, что традиционно связываемая с воображением «...способность создавать «новые чувственные или мыслительные образы» не специфична для него, «...поскольку создание, открытие и т. д. нового — это дело не только воображения, но и восприятия, представления, мышления и т. д.».

        Воображение неразрывно связано  с процессом памяти, оно преобразует  то, что есть в памяти. Также  связано с восприятием, (обогащает  новые образы, делает их более  продуктивными) и мышлением:

- осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;

- способствует предвосхищению  будущего;

В самом общем  виде задача мышления — познание объективной истины. «Мышление человека ... отражает объективную истину»,— указывал В. И. Ленин -«оживляет» то, что было ранее. Каким бы удивительным и могущественным ни казалось нам мышление, оно в своей сути является копирующим, «снимающим слепки» с действительности отражением.

От восприятия воображение  отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Для старой психологии, в  которой чаще всего все виды психической  деятельности человека рассматривались  как известные ассоциативные  комбинации прежде накопленных впечатлений, проблема воображения была неразрешимой загадкой. Волей – неволей старая психология должна была сводить воображение к другим функциям, потому что самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в следующем: воображение не повторяется в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением. Следовательно, для ассоциативной психологии, которая рассматривала всякую деятельность как комбинирование уже бывших в сознании элементов и образов, воображение должно было быть неразрешимой загадкой.

Известно, что старая психология пыталась обойти эту загадку  путем сведения воображения к  другим психическим функциям. В сущности, эта идея и лежит в основе всего старого психологического учения о воображении, которое, как выразился Т. Рибо в известной работе о воображении, рассматривает два его вида, выделяя, с одной стороны, так называемое воспроизводящее воображение и, с другой, - творческое, или воссоздающее, воображение.

Воспроизводящее воображение –  та же самая память. Под воспроизводящим  воображением психологи понимали такую  деятельность психики, при которой  мы воспроизводим в сознании ряд  образов, пережитых нами, но восстанавливаем  их тогда , когда непосредственных поводов для восстановления нет. Такая деятельность памяти, которая состоит в  возникновении в сознании прежде пережитых образов и не связан с непосредственным актуальным поводом для их воспроизведения, называлась старыми психологами воображением.

Различая эту форму воображения  от памяти в истинном смысле слова, психологи говорили так: если я, видя сейчас какой-нибудь пейзаж, вспоминаю  другой похожий пейзаж, который я  когда-то видел, видел где-то в другой стране, то это деятельность памяти, потому что наличный образ, наличный пейзаж вызывает во мне пережитый образ.  Это обычное движение ассоциаций, которое лежит в основе функций памяти. Но если я, погруженный в собственное раздумье и мечты, не видя ни какого пейзажа, воспроизвожу в памяти пейзаж, который видел когда-то, то эта деятельность будет отличаться от деятельности памяти тем, что непосредственным толчком для нее служит не наличие вызывающих ее впечатлений, а какие – то другие процессы.

Иначе говоря, эти психологи нащупали верную мысль, что деятельность воображения даже тогда, когда оно оперирует с прежними образами, является деятельностью, которая психически обусловлена иначе, чем деятельность памяти.

Однако здесь психологи наталкиваются на следующее: разница между памятью и воображением заключается не в самой деятельности воображения, а в тех поводах, которые вызывают эту деятельность.

По известной формуле  Бегсона, воображение столь же изначально присуще нашему сознанию, как свобода  воли. Это свободная деятельность, протекающая в условиях материального мира и потому так или иначе пересекающееся с ним, но сама по себе деятельность автономная. Близко к этой точке зрения стоял и У.Джеймс, говорящий о воле, управляющей творческой деятельностью, что каждый акт здесь содержит «фиат» - божественное слово, с помощью которого бог сотворил мир.

 

 

 

 

 

Глава 2. Творчество. Психологический механизм воображения в деятельности

 

2.1.Творчество. Виды творчества: научное, техническое, художественное

 

Творчество (или творческая деятельность) — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). По словам Выготского, «как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев»[1] (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь).

Существуют различные  виды творчества: научное, техническое, художественное и др. Все они имеют  свои специфические черты, общность и различия.

 

1. Научное  творчество

Научное творчество есть «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания». Творчество в науке требует прежде всего приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки.

Новыми считаются такие  результаты научного исследования, которые  существенно расширяют и углубляют  имеющиеся знания об объективной  реальности и ее свойствах. Новое, таким  образом, проявляется в различных  формах: в виде открытия неизвестного ранее объективного факта, установления нового закона, создания новой теории, формирования специфического стиля мышления и возникновения новых парадигм исследования и т. д. К творческому процессу следует отнести и использование научных открытий, решение практических задач с помощью науки.

Этапы научного творчества: выбор темы исследования; выбор методов  исследования; обмен мнениями, дискуссии, семинары; непрерывная работа, вдохновение, интуиция, наблюдательность.

Научное творчество всегда в той или иной мере связано с эстетическими переживаниями. Эстетика в науке имеет и прагматическое значение – эстетические критерии с особенной ясностью отсекают псевдонауку от науки и служат реальной основой при оценке значимости исследования. Как и почему? Проблемы эстетики в науке представляют большой интерес и далеки еще от своего решения.

Такая связь эстетики и науки непосредственно подтверждается мыслями творцов науки, свидетельствующими о важном значении их эстетических переживаний. Например, сильное и вполне осознанное эстетическое чувство свойственно творчеству Эйнштейна. Одно из главных побуждений к занятию наукой, по словам Эйнштейна, состоит в том, чтобы «каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира... Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему». Наука сближается с искусством, то есть с эстетикой, и высшее эстетическое значение имеет «простая и ясная картина мира».

Научное творчество неосуществимо  на основе одного лишь дискурсивного метода, на основе чистой логики. Наука требует интуиции. Эйнштейн писал: «...высшим долгом физиков является поиск тех общих элементарных законов, из которых путем чистой дедукции можно получить картину мира. К этим законам ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция». Наука – это сочетание логического и интуитивного, Вагнера и Фауста или Сальери и Моцарта. Логика без интуиции не создает новой информации, но лишь выявляет информацию, уже содержащуюся в исходных положениях. Можно «поверить алгеброй гармонию», но нельзя эту гармонию создать, то есть извлечь из окружающего мира. Без интуиции нет творчества.

В науке и в искусстве  творчество означает создание новой  информации. Этот процесс реализуется интуитивно и в том, и в другом случае. Однако роль интуиции в искусстве остается определяющей, в то время как в науке эта роль может иметь подчиненное значение, уступая первенство логике. Иными словами, науку создают и Моцарт и Сальери, но искусство – только Моцарт.

 

2. Техническое творчество

Исследование психики  человека, совершенствующего средства труда, имеет большое значение для  изучения и понимания закономерностей  технического творчества - основы технического прогресса.

Исследование психологии изобретательского творчества не может вестись в отрыве от изучения основных закономерностей развития техники. Деятельность изобретателя направлена на создание новых технических объектов, изобретатель - участник технического прогресса. Поэтому психология изобретательского творчества становится понятной только при глубоком знании законов развития техники.

Процесс создания изобретения  имеет две стороны: материально-предметную и психическую. Для выявления  материально-предметной стороны изобретательства необходимо знание истории развития техники, понимание основных закономерностей технического прогресса. Изучение материалов по истории техники, анализ конкретных изобретений являются одним из важнейших источников психологии технического творчества.

Техническое творчество как вид практической деятельности — специфическое общественное явление. Его специфика определяется характером технической задачи, решение которой требует реального средства, изобретения или конструирования его. В отличие от научного техническое творчество связано непосредственно с учетом практики эксплуатации существующих технических конструкций в процессе создания и внедрения в производство новых конструкций. В техническом творчестве тесно переплетены практические и духовные моменты деятельности. Практическое действие выражается в изменении материала природы при реальном конструировании технического объекта. Духовная деятельность выступает как идеальное конструирование объекта.

Информация о работе Воображение и творчество