Очень пометает развитию
у детей воображения чтение художественной
литературы, устные и письменные пересказы
прочитанного.
Прекрасным средством
формирования творческого воображения
являются сочинения на заданную и особенно
на свободную тему. С первых лет обучения
необходимо стимулировать всякого рода
творческие работы школьников по литературе,
рисованию, ручному труду и др. Хорошо
поставленное эстетическое воспитание
школьников также помогает развитию у
них воображения.
В предыдущих параграфах
был указан ряд условий и приемов, способствующих
развитию ощущений, восприятий, внимания,
памяти, мышления, речи и воображения у
детей младшего школьного возраста. В
заключение укажем на некоторые общие
закономерности, которые необходимо знать
учителю, работая над развитием любого
из этих психических процессов (3, с. 112).
Упражнения для развития
воображения у детей.
К сожалению, учебная программа
начальных классов в современной школе
предусматривает недостаточное количество
методик, приемов тренировки, упражнений
для развития воображения.
Доказано, что воображение теснейшим
образом связано с другими психическими
процессами (памятью, мышлением, вниманием,
восприятием), обслуживающими учебную
деятельность. Таким образом, не уделяя
достаточно внимания развитию воображения,
учителя начального звена снижают качественный
уровень обучения.
Вообще, каких-либо проблем,
связанных с развитостью детского воображения,
у младших школьников обычно не возникает,
так что почти все дети, много и разнообразно
играющие в дошкольном детстве, обладают
хорошо развитым и богатым воображением.
Основные вопросы, которые в этой сфере
все же могут возникнуть перед ребенком
и учителем в начале обучения, касаются
связи воображения и внимания, способности
регулировать образные представления
через произвольное внимание, а также
усвоения абстрактных понятий, которые
вообразить и представить ребенку, как
и взрослому человеку, достаточно трудно.
В связи с этим можно использовать
ряд методик:
1. Методика
«Вербальная фантазия» (речевое воображение).
Ребенку предлагается придумать
рассказ (историю, сказку) о каком-либо
живом существе (человеке, животном) или
о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить
его устно в течение 5 минут. На придумывание
темы или сюжета рассказа (истории, сказки)
отводится до одной минуты, а после этого
ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребенка
оценивается по следующим признакам:
скорость процессов воображения;
необычность, оригинальность
образов воображения;
глубина и проработанность
(детализированность) образов;
впечатлительность, эмоциональность
образов.
По каждому из этих признаков
рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится тогда,
когда данный признак в рассказе
практически отсутствует. 1 балл
рассказ получает в том случае,
если данный признак имеется,
но выражен сравнительно слабо.
2 балла рассказ зарабатывает
тогда, когда соответствующий признак
не только имеется, но и выражен
достаточно сильно.
Если в течение одной минуты
ребенок так и не придумал сюжет рассказа,
то экспериментатор сам подсказывает
ему какой-либо сюжет, но за скорость воображения
ставится 0 баллов.
2. Методика
«Рисунок».
В данной методике ребенку предлагается
стандартный лист бумаги и фломастеры
(не менее 6 разных цветов). Ребенок получает
задание придумать и нарисовать какую-нибудь
картину. На это отводится 5 минут.
Анализ картины и оценка фантазии
ребенка в баллах производилась таким
же образом, как и анализ устного творчества
в предыдущей методике, по тем же параметрам
и с помощью такого же протокола.
- Методика
«Придумай игру».
Ребенок получает задание за
5 мин придумать какую-либо игру и подробно
рассказать о ней, отвечая на следующие
вопросы экспериментатора:
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо
для игры?
4. Какие роли получают
участники в игре?
5. Как будет проходить
игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет
закончиться игра?
8. Как будут оцениваться
результаты игры и успехи отдельных
участников?
Оценка результатов
В ответах ребенка должна оцениваться
не речь, а содержание придуманной игры.
В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо
помогать ему — постоянно задавать наводящие
вопросы, которые, однако, не должны подсказывать
ответ.
Критерии оценки содержания
придуманной ребенком игры в данной методике
следующие:
1. Оригинальность и новизна.
2. Продуманность условий.
3. Наличие в игре различных
ролей для разных ее участников.
4. Наличие в игре определенных
правил.
5. Точность критериев оценки
успешности проведения игры.
По каждому из этих критериев
придуманная ребенком игра может оцениваться
от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное
отсутствие в игре любого из пяти перечисленных
выше признаков (по каждому из них в баллах
игра оценивается отдельно). 1 балл — наличие,
но слабая выраженность в игре данного
признака. 2 балла — присутствие и отчетливая
выраженность в игре соответствующего
признака.
По всем этим критериям и признакам
придуманная ребенком игра в сумме может
получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего
числа полученных баллов делается вывод
об уровне развития фантазии.
Также существуют игры, подходящие
для развития мышления у младших школьников:
Игра
“Архимед”. Эта игра, основанная на активной
работе фантазии, является прекрасным
средством стимулирования к учебной деятельности.
Детям предлагается ряд проблем. Задача
ребят дать как можно больше идей для решения
этих проблем.
Игра
“Изобретатель”. Эта игра наряду с фантазией
активизирует мышление. Детям предлагается
несколько задач, результатом которых
должны явиться изобретения.
Игра
“Веер”. используется для развития фантазии
и навыков комбинаторики для детей младшего
школьного возраста. Детям предлагается несколько карточек с изображением
предметов или сказочных героев. Слева
изображен один предмет, справа - три. В центре ребенок должен нарисовать
три сложных предмета (фантастических),
в которых как бы соединились предметы
из правой и левой половины.
Игра
“Превращения”. Эта игра направлена на развитие
изобретательности ребенка, то есть воображения
в сочетании с творческим мышлением. Она
расширяет область представления ребенка
об окружающем мире. Данная игра построена
на универсальном механизме детской игры
- имитации функций предмета. Детям предлагается
с помощью мимики, пантомимики, имитации
действий с предметами превратить обыкновенный
предмет в совершенно другой предмет,
с другими функциями.
Игра
“Сценарий”. За короткий промежуток времени
дети совместно должны придумать сценарий
к фильму. Каждый ребенок предлагает придумать
название одного или двух предметов. Затем
дети придумывают историю, в которой должны
фигурировать все названные персонажи.
Кроме вышеописанной работы
над развитием воображения и его взаимосвязи
с эмоциями, интересами и личностными
качествами, широко использую такие приемы,
как словесное рисование, написание творческих
работ, иллюстрирование произведений.
Часть II – изучение
особенностей воображения младших школьников.
Цель
исследования: практическим путем определить
уровень развития мышления детей выбранной
группы.
В исследовании приняли участие
младшие школьники – учащиеся 4-го класса
средней общеобразовательной школы №52
г. Нижнего Новгорода. Количество участников
- 13 человек. Среди них 6 мальчиков и 7 девочек,
в возрасте от 8 до 10 лет.
В исследовании были задействованы
следующие методы: наблюдение и анализ
продуктов творческой деятельности детей.
Методика
«Скульптура».
Ребенку предлагается набор
пластилина и задание, пользуясь им, за
5 минут, смастерить какую-либо поделку,
вылепить ее из пластилина.
Материал и оборудование:
набор пластилина.
Процедура исследования: данное исследование проводят
как с одним испытуемым, так и с группой.
Но лучше, чтобы группа была небольшой,
до 15 человек.
По результатам методики фантазия
ребенка оценивается по следующим признакам
таким образом:
0-1 балл - за отведенные
для работы 5 минут ребенок так
и не смог ничего придумать
и сделать руками;
2-3 балла - ребенок придумал
и вылепил из пластилина что-
то очень простое, например, кубик,
шарик, палочку, кольцо;
4 -5 баллов - ребенок сделал
сравнительно простую поделку, в
которой имеется небольшое количество
простых деталей, не более двух
- трех;
6 - 7 баллов - ребенок придумал
что- то необычное, но вместе с
тем не отличающееся богатством
фантазии;
8 - 9 баллов - придуманная
ребенком вещь достаточно оригинальна,
но детально не проработана;
10 баллов - ребенок может
получить лишь в том случае,
если придуманная им вещь и
достаточно оригинальна, и детально
проработана, и отличается хорошим
художественным вкусом.
Данные диагностики младших
школьников по первой методике приведены
в таблице. Далее проведем анализ результатов
диагностики по первой методике, составим
процентное распределение по уровням
развития воображения по результатам
первой методики.
Следует учесть, что к высокому
уровню развития мышления отнесены дети,
которые получили от 8 до 10 баллов по результатам
проведения методики, к среднему уровню
развития мышления - от 4 до 7 баллов,
к низкому уровню развития мышления –
от 0 до 3 баллов.
Процентное распределение детей
по уровням развития творческого мышления
по результатам методики:
Показатели |
Уровень развития воображения |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Кол-во человек |
3 |
6 |
4 |
Проценты |
23% |
46% |
31% |
Распределение детей группы
по уровням развития творческого мышления
по результатам методики:
Итак, по результатам данной
методики большая часть испытуемых (6 человек)
была отнесена к среднему уровню развития
творческого мышления, что соответствует
46%. К высокому уровню отнесены 3 ребёнка
или 23%, и, соответственно 4 ученика отнесены
к высокому уровню развития творческого
мышления (31%).
Заключение
Данная курсовая работа может
использоваться педагогами, как методический
материал для изучения особенностей воображения
детей. Если педагог будет знать особенности
воображения и творческого мышления, будет
знать в какой период происходит интенсивное
развитие, то сможет влиять на правильное
развитие этих процессов.
Большое значение для развития
творческого воображения имеют кружки:
художественные, литературные, технические.
Но работа кружков должна быть организована
так, чтобы ученики видели результаты
своего труда.
У младших школьников воображение
развивается интенсивнее, чем у дошкольников
и важно не упустить этот момент. Важно
играть с ними в развивающие воображение
игры, водить в кружки и помогать развивать
творческое мышление.
Творчески мыслящий человек
способен быстрее и экономичнее решать
поставленные перед ним задачи, эффективнее
преодолевать трудности, намечать новые
цели, то есть, в конечном счете - наиболее
эффективно организовать свою деятельность
при решении задач, поставленным перед
ним обществом.
Список литературы
- А. Г. Маклаков – «Общая психология», 2010 г.
- Маркс К. – «Сочинения», т. 23.
- Ф. Н. Гоноболин – «Психология», 1973 г.
- Дружинин В.Н. – «Психология общих способностей»,
2007 г.
- С. Р. Немов – «Общие основы психологии», 2003 г.
- Григорович Л.А., Марциновская – «Педагогика и психология», 2007 г.
- Дудецкий А.Я. – «Теоретические вопросы воображения и творчества», 1974 г.
- Гречко С. А., учитель начальных классов.